Презентация к уроку "Служебные части речи. Практическая работа" в 7 классе
Презентация к уроку "Служебные части речи. Практическая работа" в 7 классе
Модуль №5 «Служебные части речи»
Саба? №15
Урок №15
Закрепление. Практическая работа
Саба?ты? ма?саты
Цель урока:
Формирование знаний о служебных частях речи, их морфологических признаках, правописании.
Развивать способность переходить от теоретических обобщений к частному применению полученных знаний в творческих условиях.
Воспитывать у учащихся ответственность за результаты учения, уверенность в своих силах
Саба?тын т?рі
Тип урока: урок закрепления знаний
?дісі
Методы:словесный, иллюстративный
Оборудование: карточки
Саба?ты? барысы
Ход урока:
Организационный момент
Практическая работа
Что относится к служебным частям речи?
Имеют ли они лексические значения?
Являются ли они членами предложения?
Отвечают ли они на вопросы?
Какую функцию выполняют предлоги?
Какие бывают предлоги?
Назовите непроизводные предлоги
Почему производные предлоги так называются?
От чего мы должны отличать производные предлоги?
Что такое союз?
Для чего они служат?
На какие группы делятся союзы?
К соединительным союзам относятся …?
К противительным союзам относятся …?
К разделительным союзам относятся …?
Чем отличаются подчинительные союзы от сочинительных?
Что такое частица?
Какие вы знаете частицы?
Какая частица образует формы наклонений глагола?
Какие частицы придают различные оттенки значения в предложении?
Работа 1. Заполните таблицу
Потому что, из-за, на, про, хотя, впереди, разве, ах, ли, не, от, если, или, ни, хи-хи, ура, надо, ку-ку, вследствие, чтобы, сколько ни, Ба, впоследствии, в продолжение, пусть, также, то же, ой, примерно.
Работа 2. Распредели в две колонки производные и непроизводные предлоги:
В течени… дня – в течени…реки, в продолжени… часа – в продолжени… книги, в заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следствии… по делу, (в) роде женском – птица (в) роде воробья
Работа 4. Распределительный диктант
Когда, чтобы, и, как, но, а, да, потому что, также, если, раз, будто, тоже, или, либо, ни-ни, то-то, словно, который.
Работа 5. Начертите 9 квадратов. Вам даны предложения. Если в предложении сочинительный союз, тогда квадрат остается чистым, если же в предложении подчинительный союз , тогда квадрат закрасьте.
1.Лес останется пустынным, когда облетит последний лист.
2. Зима пришла в свои владения, и наступили холода.
3. Прозвенел звонок, поэтому начался урок
4.Осенняя листва легла на землю ковром, а туман окутал сады.
5.Он встал пораньше, чтобы быть вовремя
6.Тонким ледком покрылась речка, и только редкая трава проглядывала сквозь этот ледок.
7. Если прилетели птицы, наступила весна
8.Загляни под кусток , а там чудесный грибок.
9. Когда темные хмурые тучи поплыли в пустынную даль, потемнело осеннее небо.
Работа 6. Найдите в данных предложениях частицы и выпишите их.
1.И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, козы, серны, лани.2.Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется. 3. Пусть думает, до чего-нибудь додумается. 4. Нет, вижу - в пении ты совсем не искусен. 5. На небе ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака. 6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.8.Где-то совсем недалеко звучит флейта иволги.
Работа 7. Тестовые задания
Союз – это…
А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.
Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.
2.Предлог – это…
А) служебная часть речи, которая выражает зависимость слов друг от друга.
Б) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
В) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения.
3.Частица – это…
А) служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения.
Б) особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства.
В) служебная часть речи, которая вносит в предложение разные оттенки или служит для образования форм наклонений глагола.
4.Найдите производные предлоги:
А) в, на, из-за, вокруг.
Б) (на) счет договора, (на) счет в банке.
В) вокруг сада, в течение недели
5.Найдите существительные:
А) в течение дня. Б) насчет ремонта. В) в продолжение зимы. Г) в заключении за кражу.
6.Найдите ряд с сочинительными союзами:
А) и, тоже, также, ни-ни.
Б) который, для того чтобы, когда, так как.
В) или, либо, потому что, но, зато, где.
7.Найдите ряд с подчинительными союзами:
А) или, либо, то-то
Б) а, но, однако, зато
В) если, когда, чтобы, с тех пор как.
8.Найдите модальную частицу
А) ка
Б) ли
В) пусть
9.Найдите формообразующие частицы:
А) пусть
Б) не
В) разве
10.Найдите отрицательные частицы:
А) а, не Б) ни, же В) не, ни Г) не, бы
3.Итог урока. Рефлексия
4.Домашнее задание: п. 45 – 64, ОС, составить текст на тему «Весна», подчеркнуть все служебные части речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В течени… дня – в течени…реки, в продолжени… часа – в продолжени… книги, в заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следствии… по делу, (в) роде женском – птица (в) роде воробья
Проверка:
В течени е дня – в течени и реки, в продолжени е часа – в продолжени и книги, в заключени е доклада – в заключени и врачей, вследстви е неурожая – в следстви и по делу, в роде женском – птица вроде воробья
Распределительный диктант
Когда, чтобы, и, как, но, а, да, потому что, также, если, раз, будто, тоже, или, либо, ни-ни, то-то, словно, который.
сочинительные
подчинительные
Проверка:
сочинительные
подчинительные
И, но, а, да, также, тоже, или, либо, ни – ни, то – то
Когда, чтобы, как, потому что, если, раз, будто, словно, который
Начертите 9 квадратов. Вам даны предложения. Если в предложении сочинительный союз, тогда квадрат остается чистым, если же в предложении подчинительный союз , тогда квадрат закрасьте.
1
2
4
3
5
7
8
6
9
Вам даны предложения. Если в предложении сочинительный союз, тогда квадрат остается чистым, если же в предложении подчинительный союз , тогда квадрат закрасьте.
1.Лес останется пустынным, когда облетит последний лист.
2. Зима пришла в свои владения, и наступили холода.
3. Прозвенел звонок, поэтому начался урок
4.Осенняя листва легла на землю ковром, а туман окутал сады.
5.Он встал пораньше, чтобы быть вовремя
6.Тонким ледком покрылась речка, и только редкая трава проглядывала сквозь этот ледок.
7. Если прилетели птицы, наступила весна
8.Загляни под кусток , а там чудесный грибок.
9. Когда темные хмурые тучи поплыли в пустынную даль,
потемнело осеннее небо.
Проверка
1
2
4
3
5
7
8
6
9
Найдите в данных предложениях частицы и выпишите их.
1.И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, козы, серны, лани.2.Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется. 3. Пусть думает, до чего-нибудь додумается. 4. Нет, вижу - в пении ты совсем не искусен. 5. На небе ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака. 6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.8.Где-то совсем недалеко звучит флейта иволги.
Проверка:
Ли, ни, не, пусть,
ка, бы, то
Какими частями речи являются выделенные слова в предложениях? Докажите, ответив на предложенные вопросы.
Петя спрятался за то(же) дерево. – Я за вами на коне поскакал бы то(же) .
Петя спрятался за тоже дерево. – Я за вами на коне поскакал бы тоже .
Местоимение + частица
Союз
Можно ли заменить указательным местоимением это?
Можно ли опустить часть же?
На какой вопрос отвечает?
Какова синтаксическая функция?
Можно ли заменить аналогичным союзом и?
Можно ли опустить часть же?
Отвечает ли выделенное слово на какой-либо вопрос?
Какова синтаксическая функция?
Старший брат занимался хорошо, младший учился так(же). – мы ходили на экскурсию, в музей, а так (же) в театр.
Старший брат занимался хорошо, младший учился также. – мы ходили
на экскурсию, в музей, а также в театр.
Местоимение + частица
Можно ли заменить сочетанием так же, как?
Можно ли опустить часть же?
На какой вопрос отвечает?
Какова синтаксическая функция.
Союз
Можно ли заменить аналогичным союзом и?
Можно ли опустить часть же?
Отвечает ли выделенное слово на какой-либо вопрос?
Какова синтаксическая функция?
Бранил Гомера, Феокрита, за(то) читал Адама Смита. – Павлику еще долго было стыдно за(то) происшествие.
Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита. – Павлику еще
долго было стыдно зато происшествие.
Предлог + местоимение
Союз
Можно ли заменить указательным местоимением это?
На какой вопрос отвечает?
Какова синтаксическая функция?
Можно ли заменить аналогичным союзом но?
Отвечает ли выделенное слово на какой-либо вопрос?
Какова синтаксическая функция?
Митька все думал, что(бы) хотела получить мама в подарок. – Что(бы) научиться плавать, надо войти в воду.
Митька все думал, чтобы хотела получить мама в подарок. – Чтобы
научиться плавать, надо войти в воду.
Местоимение + частица
Можно ли переставить бы в другое место предложения?
На какой вопрос отвечает?
Какова синтаксическая функция?
Союз
Можно ли заменить аналогичным союзом для того чтобы?
Отвечает ли на какой-либо вопрос?
Какова синтаксическая функция?
Выполните тестовое задание
Проверка:
Б
А
В
В
Г
А
В
Б
А
В
Домашнее задание:
п. 45 – 64, ОС, составить текст на тему «Весна», подчеркнуть все служебные части речи.