Г. Ж. Барашова, психолог, учитель русского языка и литературы областной специальной школы-интерната для слабослышащих детей. Казахстан, г. Талдыкорган.
Открытый урок по русскому языку
Тема: Предлог – служебная часть речи.
Цели: 1) Проверить знания учащихся по разделу «Самостоятельные части речи», повторить сведения о предлогах, познакомить со смысловыми оттенками, которые выражают предлоги в сочетании с другими словами, упражнять в правильном употреблении предлогов в речи.
2) Развивать речь, расширять словарный запас, развивать произносительные навыки, развивать слуховое и слухо-зрительное восприятие, развивать мышление, внимание, память.
3) Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: Таблички, карточки, сюжетные картинки, учебники, магнитная доска.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем гостей.
- Добрый день!
- Ребята, своими делами, активностью на уроке, знаниями покажите, насколько вы гостеприимные. Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и начнем урок.
На самоподготовке вы должны были повторить самостоятельные и служебные части речи.
-Назовите самостоятельные части речи.
- Какая часть речи отвечает на вопросы: Сколько? Какой по счету?
- Часть речи, которая указывает на предметы, признаки, но не называет их.
- Какие особые формы глагола вы знаете?
- Какая часть речи не изменяется, не имеет окончания?
- Часть речи, которая обозначает предметы, которые могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
- Какая часть речи имеет спряжение?
- Какая часть речи обозначает признак предмета, имеет краткую и полную форму?
- Назовите служебные части речи.
-Что называется предлогом?
- Что еще мы знаем о предлоге?
2. Словарный диктант.
На доске, в лесу, по дороге, без воды, из школы, на машине, у девочки, около моря, с молоком, в кармане.
Определите падеж.
3. Индивидуальные (разноуровневые) задания.
Розовые - сложные задания
Синие - средней сложности
Зеленые - несложные задания
Розовые - Составь предложения с предлогами. Определи падеж слов с предлогами. Подчеркни как члены предложения.
Синие - а) Дополни словосочетания с опорой на картинку.
б) Дополни предложения.
в) Допиши окончания, определи падеж.
г) Составь словосочетания с данными предлогами: с, к, около, из, на
Зеленые - Игра «Найди вторую половину»
а) бежал из кармана
приехал из комнаты
вытащил на диване
сидит к другу
б) вышел на парту
подошел в шкафу
положил из класса
лежит к доске
5. Письменная работа в тетради.
Спишите предложения. Слова с предлогами подчеркните как члены предложения, задайте к ним вопросы.
Для нашей Родины всегда будет святым День Победы. И наш человеческий долг – всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.
- Сколько лет мы отмечаем праздник Победы? В какой день?
6.Знакомство с новым материалом через игру «Подбери словосочетания к вопросам»
- Что можно узнать нового о уже знакомой части речи? Оказывается, что эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок, и к сожалению, много сложностей. Докажем, что и эта маленькая часть речи заслуживает нашего внимания. Для этого нужно выполнить задания.
Подберите словосочетания к вопросам.
1) Где? Куда? Откуда?
2) Когда? До каких пор? С каких пор?
3) Почему? По какой причине?
4) Зачем? С какой целью?
5) С чем? Без чего? О ком? У кого? Для чего?.
6) Как? Каким образом?.
- Откройте учебники на странице 157. Прочитайте грамматический материал.
- Какие отношения выражают предлоги вместе со словами, которые отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? (пространственные) и т. д.
Подберите к вопросам соответствующие таблички.
7) Объяснение фразеологизмов.
Мы говорим А понимаем
Как в воду опущенный Избежать наказания
Набрать в рот воды Имеющий унылый вид
Выйти сухим из воды Чувствовать себя непринужденно
Как рыба в воде Молчать
В каких случаях можно использовать эти фразеологизмы?
8) Домашнее задание.
Придумайте ситуации из жизни, в которых можно использовать данные фразеологизмы.
9) Итог.
- Что мы делали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Оценки:…