Урок русского языка в третьем классе по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова" направлен на формирование у учащихся орфографической зоркости. Т.к. учащиеся часто встречаются с трудностями при написании диктантов, то необходимо проводить систематическую работу по обучению учащихся умению подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова проверяемой ударением и к словам с парной согласной в корне слова. На этом уроке учащиеся работали с текстом, где в словах были пропущены буквы на изученные орфограммы. Задача учащихся была выписать из текста слова с пропущенными буквами и подобрать к ним проверочные слова. Учащиеся хорошо справились с поставленной задачей. К детям на урок пришел сказочный герой Пиноккио, который составил для ребят задания, поэтому учащиеся были заинтересованы в течении всего урока, т.к. они хотели помочь Пиноккио стать умнее. Также на уроке учащиеся должны были помочь Пиноккио понять, что важнее ложь или правда. К концу урока Пиноккио провел опрос по изученной теме и попросил прикрепить на доску стикеры голубого цвета, если дети верят, что правда важнее лжи и розового, если думают, что ложь важнее правды. Все дети прикрепили стикеры голубого цвета и только две девочки розового. Они пояснили свой выбор тем, что иногда ради сохранения своей безопасности можно пойти и на обман.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных и согласных в корне слова»
Урок русского языка
в 3 «Л» классе
Учитель начальных классов
Салкимбаева Ж.М.
Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Цель: повторить правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Задачи:
Формировать умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными и парными согласными;
Развивать логическое и творческое мышление; умение группировать слова по общему признаку;
Воспитывать нравственные и моральные качества.
Предметные результаты:
Формировать умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной, парной согласной в корне слова; умение выполнять разбор слов по составу; находить в предложении главные члены предложения.
Метапредметные результаты:
Формировать умение чувствовать окружающий мир, обозначать свое понимание или непонимание вопроса; умение ставить цель и организовать ее достижение;
Развивать умение взаимодействовать с одноклассниками в паре, группе;
Развивать умение оценивать свою работу.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: коллективное, групповое взаимодействие, парное взаимодействие.
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по «Стране Знаний» вместе с Пиноккио, где будем коллективно работать над повторением материала изученного во 2 классе, группировать слова по общему признаку и многое другое. Тему нашего урока должны будете сформулировать мне вы.
Ребята, а кто такой Пиноккио? Из какой он сказки?(«Пиноккио» Карло Коллоди) В сказке какого русского писателя есть схожий персонаж? (А.Толстой «Приключение Буратино) Чем похожи и чем отличались друг от друга Пиноккио и Буратино?
3. Актуализация знания.
а) Минутка чистописания.
Пиноккио прислал нам конверт с вопросами и заданиями для нашего урока.
Мы должны на первой строке прописать буквы, стоящие в алфавите шестнадцатой и первой.
На второй строке буквы, стоящие в алфавите второй и семнадцатой. Какие это буквы?
о,а
б,п
вода дуб
Откройте тетради и запишите число, классная работа и пропишите минутку чистописания. Пиноккио на третьей строке написал два слова вода и дуб. Они должны вам помочь сформулировать тему нашего урока.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание гласных и согласных в корне слова)
Молодцы!
Сегодня на уроке мы будем работать с безударными гласными и парными согласными в корне слова.
Отработаем навыки подбора проверочных слов.
Повторим изученное.
Будем развивать внимательность и наблюдательность.
Блиц-опрос.
У Пиноккио возникли вопросы. Ответим на них.
- Что такое корень?
-Что такое основа?
-Что такое окончание?
- Какие слова называются однокоренными?
Пиноккио просит вас подобрать однокоренные слова к слову вода.
Вода-водяной-водица – водичка
И просит разобрать их по составу.
Пиноккио хочет вам помочь. Он тоже подобрал одно слово с корнем вод – водитель.
Можем ли мы записать его в эту группу однокоренных слов? Почему?
б) Словарная работа.
Ребята, Пиноккио тоже ходит в школу. И тоже учится в 3 классе. Его учитель дал ему домашнее задание и что интересно это упражнение есть в нашем учебнике. Но так как Пиноккио часто пропускал уроки, он не понял, как его выполнять и не понял смысл текста и просит нас помочь ему выполнить данное упражнение.
Откройте учебники.с.69 упр 149
Ворон и сорока.
Пёстрая с…рока прыгала по веткам дер...ва и без умолку б…лтала, а в…рон с…дел молча.
- Что ты м...лчишь, куманёк? Или не веришь тому, что я рассказываю? – спр…сила с…рока.
- Плохо верю, кумушка,- отвечал вор...н. Кто так много б…лтает, как ты, тот, наверно много врет.
- Объясните слова ворона. Выскажите своё мнение: прав ли ворон?
Пиноккио тоже раньше любил обманывать и его нос в таких случаях увеличивался в размере и выдавал его. Поэтому Пиноккио решил больше не говорить лжи. Учитель Пиноккио, зная это качество специально дал ему это упражнение на дом.
Учитель также дал Пиноккио задание выбрать из нескольких пословиц ту, которая по смыслу подходит к данному тексту..
Пиноккио просит вас помочь ему. Пословицы у вас на парте. Прочтите их и обсудите в паре. Какая из пословиц больше подходит к тексту? (Работа в паре)
Под лежачий камень и вода не течет.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Чем неправду говорить, лучше молчать.
Высказывания учащихся.
- Ребята, Пиноккио спрашивает, есть ли в данном тексте словарные слова? Какие? Какие буквы в них пропущены?
Выпишем их.
Сорока, ворона, болтать.
- В каких словах ещё были пропущены буквы? Выпишите их. Подберите к ним проверочные слова. (работа в паре)
Дерева - деревья
сидел – сидя
молчал - молча
На какое правило эти слова? (безударная гласная в корне слова)
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
(Вывешивается плакат: «Правописание гласных»)
4. Закрепление.
-Молодцы, но Пиноккио, напоминает нам, что в минутке чистописания были и согласные буквы б-п. И спрашивает, что это за согласные? Перечислите все парные согласные? Почему мы с вами вспомнили о парных согласных? Как проверить парную согласную в корне слова? (Вывешивается плакат: «Правописание согласных»)
Б) Выполнение упр.150 с.70 Комментированное письмо.
Следующее задание от Пиноккио.
Найдите слова с парными согласными. Выпишите слова с парными согласными, которые нужно проверить. Подберите проверочные слова.
Красив – красиво
берёз –берёзы
легкие – лёгок
грибка – грибов
липкий - липучка
5.Физминутка
А сейчас, ребята, давайте отдохнем. Пиноккио придумал для вас стихотворение. Если вы, услышите в нем слова с безударными гласными, то хлопайте в ладоши, если слова с парными согласными, то приседайте.
А так, как Пиноккио раньше любил говорить неправду, то и стихотворение его немного странное.
Как-то раз я был в лесу
И увидел я козу.
Та коза, была как дуб,
Ела та коза суп.
Удивился я тогда
Взял ведро и полетел
А пока летел, то встретил
В небе рыжего кота,
Кот, увидевши меня
Превратился в мотылька.
Вот и сказочке конец.
Все кто слушал молодец.
Ребята, вам понравилось стихотворение Пиноккио?
Что из того, что написал Пиноккио в стихотворение вымысел?
Является ли оно ложью?
А что такое ложь? Когда можно использовать в речи вымысел? А можно ли использовать в речи ложь?
Пиноккио просит вас составить предложение со словом ложь. И найти в нем грамматическую основу.
6. Самостоятельная работа. (Работа в группе)
Пиноккио хочет проверить, умеете ли вы различать слова с парной согласной, с безударной гласной проверяемой ударением и с безударной гласной непроверяемой ударением. Как называются слова с безударной гласной непроверяемой ударением? (Словарные)
Итак , вам надо составить три группы слов.
1 ряд должен выбрать только слова с безударной гласной.
2 ряд – словарные слова.
3 ряд – слова с парной согласной в корне слова.
Группа, нашедшая все свои слова, поднимет сигнальную карточку.
Весна, коза, осень, окно.
Суп, лодка, ножка, друг.
Ковыль, лягушка, заяц, столица.
Молодцы. Вы справились с заданием.
7. Рефлексия.
Ребята, и последнее задание от Пинокио. Ответьте на вопросы, которые он для вас приготовил.
Что такое корень?
Какие слова называются однокоренными?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Как проверить парную согласную в корне слова?
Пиноккио еще так и не решил, что важнее правда или ложь и просит вас помочь ему с выбором решения.
Кто решил, что правда важнее лжи прикрепит стикеры на доску голубого цвета, а кто что ложь важнее правды, прикрепят стикеры розового цвета.
Выскажите свое мнение.
Мы с Пиноккио рады, что вы считаете правду важнее лжи. И надеюсь, что вы всегда будете говорить только правду.
На этом наш урок закончен.
8. Оценивание.
- Ребята, оцените свою работу на уроке. Поднимите карточки, кто считает, что он работал на уроке отлично. (Хорошо, удовлетворительно)