kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обощения знаний с использованием групповой формы работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»»

Ход урока.

Оргмомент.

Прозвенел для нас звонок.

Начинаем мы урок.

Будем отвечать активно.

Не ударим в грязь лицом.

Ведь полученные знанья

Пригодятся нам потом.

--Ребята! Вы многое знаете, умеете. Думаю, вам не сложно будет показать свои знания и способности. Внимательно слушайте мои вопросы и старайтесь отвечать на них правильно. Прозвучала фраза «Не ударим в грязь лицом.». Что это обозначает?


II. Словарная работа.

Четыре года мы не зря

Запоминаем слова из словаря.

В их написании, подчас,

Мы сомневались и ни раз.

Но чтоб сомнения развеять,

В свои должны вы силы верить.

Чтоб слово новое узнать,

Должны вы гласные убрать. (Зачеркнуть неповторяющиеся гласные)

Доска: АУОЭЫКЯОЮИЛЁО (ОКОЛО)


А) Орфографическая подготовка.

--Какую орфограмму надо запомнить в слове «около»? (сочетание – оло -)

Показ опорного рисунка. О О

--Сколько слогов в слове «около»? (в слове 3 слога)

--Как разделить слово «около» на слоги для переноса? (око – ло)

Б) Знакомство с многозначностью слова.

--Каким другим словом можно заменить это слово? Подберите близкие по значению слова.

Придумайте словосочетания с этим словом, запишите их.

Около речки – рядом, поблизости, вблизи. Указывает место.

Около 15 минут – примерно, приблизительно. Указывает время.

В) Работа с предложением.

1. Запись на доске для всего класса:

Лё_к_й м_розец з(а,о)т_нул льдом луж(ы,и)цу ок_л_ (о,а)синки.

--Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор.

(У доски 1 уч-к вставляет и комментирует пропущенные орфограммы, 2 уч-к— разбирает предложение по частям речи (синтаксический разбор)).

Г) Постановка проблемного вопроса.

--Какой частью речи является слово ОКОЛО?

III. Актуализация опорных знаний.

--Предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Бегущие минутки». Пока целую минуту в этих песочных часах будет сыпаться песок, вы должны ответить на возможно большее количество вопросов. Готовы?

Часть речи, обозначающая предмет...(существительное)

Постоянный признак имён существительных...(род)

Изменяемая часть слова...(окончание).

Существительные женского и мужского родов с окончаниями -а,-я относятся...(к 1 склонению).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы кто?, что?...(это существительное).

К 3 склонению относятся имена существительные...(женского рода с Ь знаком на конце).

Имена существительные бывают...(одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся...(существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода окончанием -о,-е)

Часть слова без окончания...(основа).

Без какой части не может существовать слово?...(без корня).

Имена сущ. Изменяются по ...(числам и падежам).

Сколько падежей в русском языке?...(6)

Перечислите их с вопросами.

--Молодцы! Справились с заданием. Вам понравилось?

IV. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Чтобы тело вы размяли,

СЛОВО с парты нужно взять

И склонение назвать. (Перед каждым ребёнком на столе приклеен лист бумаги со скрытым словом. )

--Определили склонение своих слов? А теперь займите места за столами с сответствующей нумерацией. (Учитель расставляет цифры 1, 2, 3 на столы.)

V. Введение в тему урока.

--Вы заняли свои места. Давайте проверим правильность вашего выбора. (Уч-ся зачитывают свои слова вслух).

--А по каким признакам, как вы определили склонение имён существительных? (--Чтобы определить склонение имени существительного надо:

Поставить его в начальную форму.

Определиь его род.

Найти окончание) После ответов детей данный алгоритм вывешивается на доске.

--Для чего нужно уметь определять склонение имён существительных? (Чтобы правильно писать окончания имён существительных).

--Ребята, а только ли умение определять склонение поможет вам понять какое окончание писать? (Ещё нужно уметь определять падеж или использовать слово-помощник)

--Итак, чтобы правильно написать окончание имени существительного, нужно:

Определить склонение.

Определить падеж или подставить слово-помощник. (Алгоритм вывешивается на доску)



--Чтоб дальше выполнять заданья,

Вам нужно вспомнить окончанья.

Всем в группе нужно постараться

И дружно за работу взяться.

--У каждой группы на столе лежит таблица. Заполните её, вставив падежные окончания им.существительных. Правильность и скорость вашей работы оценят гости.


1 скл.

2 скл.

3 скл.

Им. п.

-а,-я

–,-о,-е

Ь

Р. п.

-ы,-и

-а,-я

Д.п.

-у,-ю

В.п

-у,-ю

–,-о,-е,-а

Ь

Тп.

-ой,-ёй,-ей

-ом,-ем,-ём

П.п.



Определение темы урока.

--Надеюсь услышать от вас тему сегодняшнего урока. (Мы закрепляем умение писать падежные окончания имён существительных )

Закрепление по теме.

Упр. № 1

--Списать словосочетания, записав существительные в скобках в нужном падеже. Выделить окончания.

Конура (собака), спустился по (насыпь), страницы (книга), ходил по (опушка), лапы (кошка), думал о (клоун), купили в (магазин), запахло (дождь), любовался (роза).

Проверка.

--По кругу за столом поменяйтесь тетрадями и проведём взаимопроверку. А закончившему выполнять упражнение первым, предоставляется право зачитать вставленные окончания.

2. Физминутка.

--Я зычитываю имена существительные в различных падежах. Если окончание Е, вы приседаете, если И , вы делаете хлопки над головой. Будьте внимательны. Ведь если поспешишь—людей насмешишь.

О бивне, в Казани, без марли, без цели, в пенале, к группе, по обочине, в зоопарке, к лошади, о марле, о роли, о нефти, на ткани, на вершине, в городе, на закате, к Пете, у калитки, в малине, на прилавке, возле лавки.

--Пословица недаром молвится. Речь без пословицы, что еда без соли.

Пословицей на базаре не торгуют,

А всем они нужны.

Вот и нам сейчас помогут

Оголоски старины.

Упр. № 2. Списать, вставив пропущенные окончания имён существительных. Определить у них падеж. (1 человек работает у доски) Объяснять смысл.



Здоровье на базар. не продаётся. Спасибо на хлеб., сол., на добром слов. . Без букв и грамматик. не учатся и математик. . Мир освещается солнц.., а человек— умени.. .

--Спасибо. Справился. По ученику и об учителе судят. Надеюсь, вы меня не подведёте и справитесь со следующим заданием.

Дифферинцированное задание.

1 группа. Заполнить перфокарту.



Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

в памят….






на сирен…






из деревн…






по дорог…






на Алта…







2 группа. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, берёзовой;

висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;


3 группа. Тренинговое упражнение. Вставить окончания.  

  Из деревн.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берёз.., в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., у лошад.., в бан..      до башн.., по причин.., в непогод.., к речк.., от речк.., на лип.., в повозк.., с кроват.., на площад.., в речк.. .


VIII. Итог урока. Проводится в виде рефлекии.

На столе лежат лучики солнца. На каждом из них вопрос. По желанию дети выбирают один лучик, зачитывают вопрос и отвечают на него. Затем лучик крепится к доске, постепенно образуя солнышко.

ЛУЧИКИ

1.Что называется именем существительным?

2. Как изменяется имя существительное?

3. Что значит просклонять имя существительное?

4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?

5. Как определить падеж существительных в предложении?

6. Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

7. Назовите алгоритм действий для правильного написания падежного окончания имен существительных в единственном числе.



Вот солнца лучики.

Но где ж оно само?

Оно появится пред вами.

Но прежде вы решите сами,

А мне покажите ответ

Понравился урок иль нет.


--Если урок вам понравился, то пусть ваши солнышки улыбнуться. В противном случае им станет грустно.


--Я так и думала.

Я очень рада.

Оценка будет всем в награду,

Вот лишь проверю ваше я старанье,

Усердие и прилежанье.


IX. Домашнее задание.






























Тема:









Цель:











Форма:




Учитель:





Год:



«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»







обобщить знания учащихся о правописании безударных окончаний имён существительных трёх склонений, совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения, закрепить знания о разборе предложения,


развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, память, трудолюбие,


воспитывать ответственность, самостоятельность, любовь и интерес к русскому языку, интерес к устному народному творчеству—пословицам.



урок обобщения и систематизации знаний и умений.



Казаринскова


Анна Валерьевна







Урок русского языка

в 4 классе



«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»





Казаринскова Анна Валерьевна



















1 группа


1 скл.

2 скл.

3 скл.

Им. п.




Р. п.




Д.п.




В.п




Тп.




П.п.





2 группа


1 скл.

2 скл.

3 скл.

Им. п.




Р. п.




Д.п.




В.п




Тп.




П.п.








3 группа


1 скл.

2 скл.

3 скл.

Им. п.




Р. п.




Д.п.




В.п




Тп.




П.п.





1 группа

Словарная работа

--Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор.

Лё_к_й м_розец з(а,о)т_нул льдом луж(ы,и)цу ок_л_ (о,а)синки.



Упр. № 1

--Списать словосочетания, записав существительные в скобках в нужном падеже. Выделить окончания.

Конура (собака), спустился по (насыпь), страницы (книга), ходил по (опушка), лапы (кошка), думал о (клоун), купили в (магазин), запахло (дождь), любовался (роза).



Упр. № 2.

Списать, вставив пропущенные окончания имён существительных. Определить у них падеж. (1 человек работает у доски) Объяснять смысл.

Здоровье на базар. не продаётся. Спасибо на хлеб., сол., на добром слов. . Без букв и грамматик. не учатся и математик. . Мир освещается солнц.., а человек— умени.. .



Упр № 3.

Заполнить таблицу.

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

без памят….






на сирен…






из деревн…






по дорог…






на Алта…








2 группа

Словарная работа

--Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор.

Лё_к_й м_розец з(а,о)т_нул льдом луж(ы,и)цу ок_л_ (о,а)синки.



Упр. № 1

--Списать словосочетания, записав существительные в скобках в нужном падеже. Выделить окончания.

Конура (собака), спустился по (насыпь), страницы (книга), ходил по (опушка), лапы (кошка), думал о (клоун), купили в (магазин), запахло (дождь), любовался (роза).



Упр. № 2.

Списать, вставив пропущенные окончания имён существительных. Определить у них падеж. (1 человек работает у доски) Объяснять смысл.

Здоровье на базар. не продаётся. Спасибо на хлеб., сол., на добром слов. . Без букв и грамматик. не учатся и математик. . Мир освещается солнц.., а человек— умени.. .

Упр. № 3

Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, берёзовой;

2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






3 группа

Словарная работа

--Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор.

Лё_к_й м_розец з(а,о)т_нул льдом луж(ы,и)цу ок_л_ (о,а)синки.



Упр. № 1

--Списать словосочетания, записав существительные в скобках в нужном падеже. Выделить окончания.

Конура (собака), спустился по (насыпь), страницы (книга), ходил по (опушка), лапы (кошка), думал о (клоун), купили в (магазин), запахло (дождь), любовался (роза).



Упр. № 2.

Списать, вставив пропущенные окончания имён существительных. Определить у них падеж. (1 человек работает у доски) Объяснять смысл.

Здоровье на базар. не продаётся. Спасибо на хлеб., сол., на добром слов. . Без букв и грамматик. не учатся и математик. . Мир освещается солнц.., а человек— умени.. .

Упр. № 3

Вставить пропущенные окончания.  


  Из деревн . в бан .

без дорог . до башн .

по дорог . по причин .

от подруг . в непогод .

к подруг . к речк .

на берёз . от речк .

в машин . на лип .

на кроват . в повозк .

к площад . с кроват .

из тетрад . на площад .

у лошад . в речк .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казаринскова Анна Валерьевна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»"
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "209770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431285127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(95) "konspiektotkrytoghourokapravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457028005"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка  4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дательный падеж»"
    ["seo_title"] => string(144) "urokrusskoghoiazyka4klassiepotiemiepravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykhviedinstviennomchisliedatielnyipadiezh"
    ["file_id"] => string(6) "325255"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462894441"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе "
    ["seo_title"] => string(146) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "167828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423144525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства