kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формирование умения распознавать в словах сочетания ЧК, ЧН,ЩН, ЧТ; правильно их писать.

Основные задачи урока:

- уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;

- развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь    обучающихся, их творческие способности.

- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах,  бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок - открытие

Оборудование: презентация,  листочки с заданиями, презентация.

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Используемые технологии:  системно-деятельностный  (работа в  парах), частично-поисковый метод (работа с информацией);  информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на  компьютере).

Формы работы:         практическая работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт».»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

676850 Амурская обл., г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59,

e-mail: school17@mail.ru





Тема урока:

« Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт».

( Конспект урока по русскому языку УМК « Школа России» 2 класс)





Зиненко Наталья Владимировна

учитель начальных классов

I квалификационная категория



Цели урока: формирование умения распознавать в словах сочетания ЧК, ЧН,ЩН, ЧТ; правильно их писать.

Основные задачи урока:

- уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;

- развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, их творческие способности.

- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок - открытие

Оборудование: презентация, листочки с заданиями, презентация.

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).

Формы работы: практическая работа.


Структурные

элементы урока

(этапы урока)

Содержание урока

УУД

Цели

деятельности

учителя

Цели деятельности ученика

1.

Организационный момент.

1 мин.

Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!


Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Л:самоопределение (настрой на работу)

2.Мотивировать к учебной деятельности

2 мин.

Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

- Что мы сейчас делали? (составляли план урока) 

Настраивание ребенка на организацию своей деятельности.

Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе.

Учитель читает стихотворение.

Составление плана урока 

Подготовка к работе

- коммуникативные УУД

Л:смыслообразование (мотивация к учебной деятельности)

3.

Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

(4 мин)

Сегодня у нас в гостях......Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка) Слайд 3
- А кто автор этой сказки? (Шарль Перро - Французский сказочник).
- Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.
Но прежде, чем выполнить 1 - ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания. Повторение пройденного.
- Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)
- Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.
Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе.
- Напишите букву Чч по образцу.
- А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)

Формулировка темы урока, планирование деятельности.

- Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?
В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.
Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.
- Итак, кто догадался? (ЧК)

- Назовите тему урока. Цель урока. (Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН,ЧТ. )
- А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.

Создание проблемной ситуации, поиски делового режима.

Средства:

1.Побуждающие вопросы.

2.Определение дальнейшей темы урока детьми.

3.Выделение главной идеи урока.

4.Совместное целеполагание.

- познавательные УУД

(умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).

Принятие цели учебной деятельности путем её осознания.

Задачи:

1.Актуализировать опорные знания.

2.Спланировать предстоящую деятельность

-личностные УУД

(формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников).

-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности


4.Выявление места и причины затруднения.

(4 мин)


У. Ребята, в лесу живет мудрая бабушка Сова. Она хочет, чтобы вы прочитали сообщение профессора Самоварова.

- Откройте учебник на стр. 78

- О чём узнали из сообщения?

Д. Звук [ч] и звук [щ] - непарные, мягкие. При письме их мягкость показывать не надо.

(Нахождение слов с изученными орфограммами в предложениях упр. 3 стр. 111)

- Молодцы! Мудрая бабушка Сова вами довольна

Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний.

Задача: обеспечение эффективного восприятия

Активные действия ученика по усвоению новых знаний.

-познавательные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез)

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

(2 мин)

- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать сегодня на уроке?

(правильно писать сочетания чк, чн, щн в словах)


Создание условий для правильной постановки проблемы урока


Умение сформулировать проблему урока

- личностные УУД

- коммуникативные

6.Реализация построенного проекта.

(4 мин)

Слайд 4


ЧК


ЧН


ЧТ

печка

печник

почта

ёлочка

ёлочные

почтовый

удочка

сочный

мечта


- Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика, из третьего.
- Печка - что это? (Предмет комнатная или кухонная печь.)
- Печник - кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)
- Ёлочка - то же что и ель.
- Ёлочные - (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)
- Удочка - (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?
- Сочный - Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?
(Арбуз, помидор и т.д.)

Почта - что это? один из видов связи. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег,

Почтовый (почтовый ящик) электоронный

Мечта – может быть у любого человека  воображаемое или мысленно представляемое; создание воображения.
- Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч`]
- Какой это звук? (Согласный, мягкий.)
- Есть ли у [ ч`] парный согласный по твёрдости? (Нет.)
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)
- Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)
- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
Вывод: Звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

слайд
Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без ь знака!

Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала

Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели.

-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль);

- коммуникативные УУД (умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении)

7. Первичное закрепление

1)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Работа в парах

(6 мин)

Ребята, в начале нашего урока вы получили листочки с заданиями. Посмотрите у всех на листочках – задания. И они у вас разные.

Карточка № 1
Спишите, выделяя орфограммы.

Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной.

Карточка № 2

Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ.

Ру…ной, пе…ка, вну…ка, ме...та, но..ка

Карточка № 3

Запишите имена ласково.

Валя, Зина, Аня, Женя.

Остальные пары выполняют задание на экране.

На экране задание : запишите слова , подчеркните сочетание чк, чн, чт.

Проверка.

Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)
- Какую проблему мы решали, когда выполняли задание?

(Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)

Применение новых знаний и умений в сходной, частично измененной ситуации.

Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля









- коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).

-познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).

8.ФИЗМИНУТКА

(2 мин)

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

Я, думаю, что вы после отдыха, ребята, можете работать самостоятельно.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,ЧТ – ь знак не пишется

Проведение разминки и в то же время проверка уровня осознанности учениками нового учебного материала

-познавательные УУД включение в систему знаний, при повторении.

- коммуникативные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)

9.Включение в систему знаний. Повторение.

(3 мин)

Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк,чт, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

-         Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

,] на звук [ш].

-         Какое сочетание в этих словах?

-         Как оно пишется?

упр. №6

Проверить своё умение применять новое учебное содержание

-познавательные УУД,

- коммуникативные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)

10. Работа в парах

(3 мин)

Внимательно прочитайте стихотворение и задание.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

- Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
- К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)

- Посмотрите на синичку и послушайте её пение.

- А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.

- Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.

Применение новых знаний и умений в сходной, частично измененной ситуации.

Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля



Представить возможность учащимся прослушать пение синички

- коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).

-познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).

11.Включение в систему знаний. Повторение.

Тест.

(6 мин)

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  1. птичька

  2. редька

  3. ночьной

  4. деньки

  5. ласточка

  6. мучьной


10. Тест.

Тест (на листьях)

1 вариант 2 вариант

а) Изменение слова по образцу:

коза – козочка гора – горочка

белка – ветка –

елка – сказка –

б) Напишите ласково имена девочек:

Зина – Лена –

Лида – Оля –

в) Найди и исправь ошибку:

река – речка туча – тучка

внук – внучка рука – ручка

ночь – ночька дочь – дочька

Взаимопроверка (в парах). Оценка

Проверить своё умение применять новое учебное содержание

Р: взаимоконтроль, коррекция

К: согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний

П: отработка навыка написания буквосочетаний

12.Итог урока. Рефлексия деятельности. (2 мин)

Наш урок подходит к концу.

Какую проблему урока мы решали?


  • Чему учились на уроке?

  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)

  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

чк, чн.

  • Оцените свою работу на уроке.

Поставьте букву

Т  (трудно) Л( легко)  И (интересно).


Организация самостоятельной деятельности учащихся по самооценке новых знаний, по проверке качества усвоения знаний.

Побуждать учащихся к совершенствованию знаний.

Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались.

Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации.

-регулятивные УУД


- коммуникативные УУД,


13. Информация о домашнем задании

(1 мин)

- Откроем дневники и запишем задание на дом.

Упр.109

- Спасибо, ребята, вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне с вами было интересно.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт».

Автор: Зиненко Наталья Владимировна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 362975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку  на  тему :": Правописание сочетаний ЖИ-ШИ." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "127675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415361264"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация урока по русскому языку на тему "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ" "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "127693"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415363464"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний   ЖИ-,   ШИ». "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-riechievaia-situatsiia-obsuzhdieniie-postupkov-povtorieniie-pravil-pravopisaniia-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "228116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441118090"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание сочетаний -чк, -чн" "
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-sochietanii-chk-chn"
    ["file_id"] => string(6) "120458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413723884"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "урок русского языка в 1 классе по теме:“Правописание гласных после шипящих (правописание сочетаний ча-ща, чу-щу)." "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-russkogho-iazyka-v-1-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-pravopisaniie-sochietanii-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "234081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443346073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства