676850 Амурская обл., г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59,
- развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, их творческие способности.
- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.
Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).
Структурные элементы урока (этапы урока) | Содержание урока | УУД |
Цели деятельности учителя | Цели деятельности ученика |
1. Организационный момент. 1 мин. | Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! | Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Л:самоопределение (настрой на работу) |
2.Мотивировать к учебной деятельности 2 мин. | Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. - Что мы сейчас делали? (составляли план урока) | Настраивание ребенка на организацию своей деятельности. Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе. Учитель читает стихотворение. Составление плана урока | Подготовка к работе - коммуникативные УУД Л:смыслообразование (мотивация к учебной деятельности) |
3. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. (4 мин) | Сегодня у нас в гостях......Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка) Слайд 3 - А кто автор этой сказки? (Шарль Перро - Французский сказочник). - Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас. Но прежде, чем выполнить 1 - ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутка чистописания. Повторение пройденного. - Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч) - Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука. Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе. - Напишите букву Чч по образцу. - А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу) Формулировка темы урока, планирование деятельности. - Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали? В слове шапочка и скрыта тема нашего урока. Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании. - Итак, кто догадался? (ЧК) - Назовите тему урока. Цель урока. (Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН,ЧТ. ) - А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить. | Создание проблемной ситуации, поиски делового режима. Средства: 1.Побуждающие вопросы. 2.Определение дальнейшей темы урока детьми. 3.Выделение главной идеи урока. 4.Совместное целеполагание. | - познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Принятие цели учебной деятельности путем её осознания. Задачи: 1.Актуализировать опорные знания. 2.Спланировать предстоящую деятельность -личностные УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников). -регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности |
4.Выявление места и причины затруднения. (4 мин) | У. Ребята, в лесу живет мудрая бабушка Сова. Она хочет, чтобы вы прочитали сообщение профессора Самоварова. - Откройте учебник на стр. 78 - О чём узнали из сообщения? Д. Звук [ч] и звук [щ] - непарные, мягкие. При письме их мягкость показывать не надо. (Нахождение слов с изученными орфограммами в предложениях упр. 3 стр. 111) - Молодцы! Мудрая бабушка Сова вами довольна | Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний. Задача: обеспечение эффективного восприятия | Активные действия ученика по усвоению новых знаний. -познавательные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез) |
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин) | - Как вы думаете, какую проблему мы будем решать сегодня на уроке? (правильно писать сочетания чк, чн, щн в словах) | Создание условий для правильной постановки проблемы урока | Умение сформулировать проблему урока - личностные УУД - коммуникативные |
6.Реализация построенного проекта. (4 мин) | Слайд 4 ЧК | ЧН | ЧТ | печка | печник | почта | ёлочка | ёлочные | почтовый | удочка | сочный | мечта | - Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика, из третьего. - Печка - что это? (Предмет комнатная или кухонная печь.) - Печник - кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.) - Ёлочка - то же что и ель. - Ёлочные - (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.) - Удочка - (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна? - Сочный - Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным? (Арбуз, помидор и т.д.) Почта - что это? один из видов связи. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, Почтовый (почтовый ящик) электоронный Мечта – может быть у любого человека воображаемое или мысленно представляемое; создание воображения. - Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч`] - Какой это звук? (Согласный, мягкий.) - Есть ли у [ ч`] парный согласный по твёрдости? (Нет.) - Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.) - Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.) - Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? Вывод: Звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. слайд Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без ь знака! | Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала | Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели. -регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль); - коммуникативные УУД (умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении) |
7. Первичное закрепление 1)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2) Работа в парах (6 мин) | Ребята, в начале нашего урока вы получили листочки с заданиями. Посмотрите у всех на листочках – задания. И они у вас разные. Карточка № 1 Спишите, выделяя орфограммы. Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной. Карточка № 2 Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ. Ру…ной, пе…ка, вну…ка, ме...та, но..ка Карточка № 3 Запишите имена ласково. Валя, Зина, Аня, Женя. Остальные пары выполняют задание на экране. На экране задание : запишите слова , подчеркните сочетание чк, чн, чт. Проверка. Так что же значит правильное написание буквосочетания? (Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!) - Какую проблему мы решали, когда выполняли задание? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.) | Применение новых знаний и умений в сходной, частично измененной ситуации. Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля | - коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). -познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). |
8.ФИЗМИНУТКА (2 мин) | Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши. ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА. Я, думаю, что вы после отдыха, ребята, можете работать самостоятельно. У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем. Послушайте это правило и запомните Читают наизусть дети Точный, скучный и мучной, Вечный, сочный и речной, Кочки, бочки, точки, Дочки и сыночки, Есть в словах ЧК, ЧН. Знаем точно: в тех словах Мы не пишем мягкий знак. В сочетании ЧК Места нет для смельчака. Мягкий знак не нужен там, Это сразу ясно нам! Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,ЧТ – ь знак не пишется | Проведение разминки и в то же время проверка уровня осознанности учениками нового учебного материала | -познавательные УУД включение в систему знаний, при повторении. - коммуникативные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос) |
9.Включение в систему знаний. Повторение. (3 мин) | Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк,чт, а теперь поучимся говорить правильно. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но. - Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч,] на звук [ш]. - Какое сочетание в этих словах? - Как оно пишется? упр. №6 | Проверить своё умение применять новое учебное содержание | -познавательные УУД, - коммуникативные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос) |
10. Работа в парах (3 мин) | Внимательно прочитайте стихотворение и задание. Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. - Прочитайте. О ком этот текст? - О чём говорится в тексте? - Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены. - К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой) - Посмотрите на синичку и послушайте её пение. - А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями. - Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. | Применение новых знаний и умений в сходной, частично измененной ситуации. Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля Представить возможность учащимся прослушать пение синички | - коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). -познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). |
11.Включение в систему знаний. Повторение. Тест. (6 мин) | Укажи номера слов, в которых допущена ошибка. птичька редька ночьной деньки ласточка мучьной 10. Тест. Тест (на листьях) 1 вариант 2 вариант а) Изменение слова по образцу: коза – козочка гора – горочка белка – ветка – елка – сказка – б) Напишите ласково имена девочек: Зина – Лена – Лида – Оля – в) Найди и исправь ошибку: река – речка туча – тучка внук – внучка рука – ручка ночь – ночька дочь – дочька Взаимопроверка (в парах). Оценка | Проверить своё умение применять новое учебное содержание | Р: взаимоконтроль, коррекция К: согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний П: отработка навыка написания буквосочетаний |
12.Итог урока. Рефлексия деятельности. (2 мин) | Наш урок подходит к концу. Какую проблему урока мы решали? чк, чн. Поставьте букву Т (трудно) Л( легко) И (интересно). | Организация самостоятельной деятельности учащихся по самооценке новых знаний, по проверке качества усвоения знаний. Побуждать учащихся к совершенствованию знаний. Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались. | Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации. -регулятивные УУД - коммуникативные УУД, |
13. Информация о домашнем задании (1 мин) | - Откроем дневники и запишем задание на дом. Упр.109 - Спасибо, ребята, вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне с вами было интересно. | | |