«Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»
«Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»
В ходе всего урока идёт работа по здоровосберегающей технологии: ребята меняются местом (сижу, стою), контролируют время по песочным часам, работают с тренажёром.
Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже.
Задачи: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных; познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже ;
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. результаты:
предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;
метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать в группах и в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций; развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать и слышать собеседника; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оборудование: карточки, подвески для карточек, карты самоконтроля, инд.тест.
Просмотр содержимого документа
««Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»»
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»
4 класс
учитель начальных классов
Урок решения проблемы
В ходе всего урока идёт работа по здоровосберегающей технологии: ребята меняются местом (сижу, стою), контролируют время по песочным часам, работают с тренажёром.
Цель:познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже.
Задачи: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных; познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже ;
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Планируемые результаты:
предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже;выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;
метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать в группах и в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций; развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать и слышать собеседника; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оборудование: карточки, подвески для карточек, карты самоконтроля, инд.тест.
- Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.
- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.
Моё настроение в начале урока
Вставил окончания существительных в дательном падеже (работа в группе)
Применение правила на письме (упр. 210)
Применение правила на письме (тест)
Моё настроение в конце урока
- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.
I. Минутка каллиграфии.
Ч ч тся ться
- Запишите предложение, соблюдая каллиграфию и подумайте, какой смысл кроется в этой пословице.
Человеку по работе воздаётся честь.
Ведётся разбор предложения с объяснением возле доски.
- Как вы её понимаете?
- Обозначьте падеж имён существительных в этом предложении.
( Честь – И., воздаётся (кому? чему?) человеку – Д., воздаётся (по чему? кому?) по работе – Д.)
Введение в тему и постановка задачи урока.
На подвесках карточки:
Кому? Чему? к, по щедрый адресат
предмет, к которому направлено действие
- О каком падеже будем говорить на уроке? ( О дательном)
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки дательного падежа; научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в дательном падеже).
III.Актуализация знаний и постановка проблемы.
На подвесках карточки:
- Прочитайте строки из сказок.
Гости князю поклонились. Воротился старик ко старухе. Гости к пристани идут. Вот пошёл он к синему морю.
- Откуда эти строки? (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотой рыбке»)
- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания, что заметили? ( Все существительные стоят в Д. падеже, но имеют разные окончания.)
IV.Постановка проблемы.
- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже?
- Постараемся решить эту проблему.
VI. Работа в группах.
- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.
Задание для 1 группы:
Приближался (к чему?) к воде, к речке, к опушке;
Обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Поклонились рыбк… , пришли к цариц… , пристают к застав… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
Задание для 2 группы:
Идёт (к чему?) к столу, к морю;
Обратился (к кому?) к морю, к петушку, к коню.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Плывёт по мор… , молвит царевич… , плывут по неб… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?
(- Потому что окончания существительных в Д. падеже зависят от склонения этих существительных).
- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).
Уч.- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено.
VIII. Упражнение в определении падежей существительных.
Выполнение упражнения 210, с. 114 (с комментированием у доски).
Пословица к слову молвится. По капле – дождь, по росинке – роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Отвага – силе подруга. Цыплят по осени считают. Ко всякой вещи относись бережно.
Задание – тест (индивидуально для каждого)
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике «да», если в другом падеже - то «нет».
«Да», «Нет»
Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. иду по дороге о к
3. бежать к маме л п
4. привёз на берег и о
5. сижу за партой ч д
6. подарил дочери е н
7. гулять по парку ц й
Вот и получили себе оценку.
IX. Итог урока.
- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы:
« Человеку по работе воздаётся честь.» ?
- Что же вы сегодня узнали на уроке?
(- Мы узнали, что в дательном падеже существительные имеют разные окончания.
- Это зависит от рода и склонения имени существительного.)
X. Рефлексия.
– Возьмите карту самоконтроля и заполните её.
Уч.– Что вызвало затруднение? Почему?
Уч. – Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).
- И в заключение, оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Своей работой на уроке я…
Могу похвалить своих одноклассников…
Сегодня на уроке я смог…
Уч.-Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!