kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе всего урока идёт работа по здоровосберегающей технологии: ребята меняются местом (сижу, стою), контролируют время по песочным часам, работают с тренажёром.

Цель:   познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже.

Задачи: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных; познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже ;

развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.                    результаты:

предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;

метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать в группах и в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций; развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать и слышать собеседника; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Оборудование: карточки, подвески для карточек, карты самоконтроля, инд.тест.

Технические средства: ТСО.

План урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Карта самоконтроля.

Ход урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»»



Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»

4 класс

учитель начальных классов

Урок решения проблемы

В ходе всего урока идёт работа по здоровосберегающей технологии: ребята меняются местом (сижу, стою), контролируют время по песочным часам, работают с тренажёром.

Цель:   познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже.



Задачи: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных; познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже ;

развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.



Планируемые результаты:

предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;

метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать в группах и в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций; развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать и слышать собеседника; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.



Оборудование: карточки, подвески для карточек, карты самоконтроля, инд.тест.



Технические средства: ТСО.



План урока.



Организационный момент. Эмоциональный настрой. Карта самоконтроля.

Ход урока



Организационный момент.

- Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.





Моё настроение в начале урока



Вставил окончания существительных в дательном падеже (работа в группе)







Применение правила на письме (упр. 210)



Применение правила на письме (тест)




Моё настроение в конце урока





- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

I. Минутка каллиграфии.

Ч ч тся ться

- Запишите предложение, соблюдая каллиграфию и подумайте, какой смысл кроется в этой пословице.



Человеку по работе воздаётся честь.



Ведётся разбор предложения с объяснением возле доски.



- Как вы её понимаете?

- Обозначьте падеж имён существительных в этом предложении.

( Честь – И., воздаётся (кому? чему?) человеку – Д., воздаётся (по чему? кому?) по работе – Д.)



  1. Введение в тему и постановка задачи урока.

На подвесках карточки:

Кому? Чему? к, по щедрый адресат

предмет, к которому направлено действие

- О каком падеже будем говорить на уроке? ( О дательном)

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки дательного падежа; научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в дательном падеже).

III.Актуализация знаний и постановка проблемы.



На подвесках карточки:

- Прочитайте строки из сказок.



Гости князю поклонились. Воротился старик ко старухе. Гости к пристани идут. Вот пошёл он к синему морю.



- Откуда эти строки? (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотой рыбке»)



- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания, что заметили? ( Все существительные стоят в Д. падеже, но имеют разные окончания.)



IV.Постановка проблемы.



- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже?

- Постараемся решить эту проблему.



VI. Работа в группах.



- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.



Задание для 1 группы:



Приближался (к чему?) к воде, к речке, к опушке;

Обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне.



Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.



Поклонились рыбк… , пришли к цариц… , пристают к застав… .



Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.





Задание для 2 группы:



Идёт (к чему?) к столу, к морю;

Обратился (к кому?) к морю, к петушку, к коню.



Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.



Плывёт по мор… , молвит царевич… , плывут по неб… .



Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.





Задание для 3 группы:



Дивятся (чему?) речи, совести, храбрости; (восхищаются кому? чему?)

Подошёл (к кому?) к матери, к дочери.



Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.



Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .

Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.



VII.Рефлексия.



Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.



1 группа – Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.

2 группа – Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на –у, -ю.

3 группа – Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.



Решение проблемы.



- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д.п. 1скл., 2скл., 3скл.?



( - В Д.п. существительные 1, 2, 3 скл. Имеют разные окончания.)



- А если вопрос прозвучит так:

Какой можно сделать вывод о правописании безударных окончаний в Д.п.?

( - Нужно подобрать проверочное слово с ударным окончанием)



- А какие проверочные слова мы с вами определили для запоминания и проверки?

(- 1скл. – заря, земля; 2скл. - песок, жильё; 3скл. - тишь.)



Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?



(- Потому что окончания существительных в Д. падеже зависят от склонения этих существительных).



- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).

Уч.- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено.



VIII. Упражнение в определении падежей существительных.

  1. Выполнение упражнения 210, с. 114 (с комментированием у доски).

Пословица к слову молвится. По капле – дождь, по росинке – роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Отвага – силе подруга. Цыплят по осени считают. Ко всякой вещи относись бережно.

  1. Задание – тест (индивидуально для каждого)

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике «да», если в другом падеже - то «нет».

«Да», «Нет»

Да Нет

1. нырнул в воду о м

2. иду по дороге о к

3. бежать к маме л п

4. привёз на берег и о

5. сижу за партой ч д

6. подарил дочери е н

7. гулять по парку ц й

Вот и получили себе оценку.

IX. Итог урока.

- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы:

« Человеку по работе воздаётся  честь.» ?

- Что же вы сегодня узнали на уроке?

(- Мы узнали, что в дательном падеже существительные имеют разные окончания.

- Это зависит от рода и склонения имени существительного.)

X. Рефлексия.

– Возьмите карту самоконтроля и заполните её.

Уч.– Что вызвало затруднение? Почему?

Уч. – Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).

- И в заключение, оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:



    • Своей работой на уроке я…

    • Могу похвалить своих одноклассников…

    • Сегодня на уроке я смог…

Уч.-Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!

XIДом.задание: с.115,упр. 213; с.113 таблица


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»

Автор: Гусейнова Шахсанам Вейсаловна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже"
    ["seo_title"] => string(67) "pravopisanie_okonchanii_imion_sushchestvitelnykh_v_datelnom_padezhe"
    ["file_id"] => string(6) "532557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576654260"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "«Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»"
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisanie_okonchanii_imion_sushchestvitelnykh_vo_mnozhestvennom_chisle_v_date"
    ["file_id"] => string(6) "572167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612311868"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка  4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дательный падеж»"
    ["seo_title"] => string(144) "urokrusskoghoiazyka4klassiepotiemiepravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykhviedinstviennomchisliedatielnyipadiezh"
    ["file_id"] => string(6) "325255"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462894441"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок русского языка по теме: Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_uprazhnieniie_v_pravopisanii_biezudarnykh_okonch"
    ["file_id"] => string(6) "393105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487403244"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения» "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-padiezhnyie-okonchaniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416844240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства