Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивирование детей к учебной деятельности. | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок. А начнем мы урок с такой пословицы. (Слайд 1). Всякое умение трудом дается. - Как понимаете значение этого высказывания? - Что для нас труд? - Чем измерим наш труд? | Проверяют готовность к уроку, получают эмоциональный настрой на урок Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия – отметками, новыми знаниями | Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
2.Актуализация знаний | - оформите работу ( запись числа) - Найдите в пословице слово, в котором все согласные твёрдые. - Назовите морфологические признаки слова. - Пропишите нижние соединения букв: Дом ( показ на доске) - Послушайте стихотворение. Нет без леса России, Без снегов и озёр, Нет без вечеров синих И без розовых зорь. Нет России без луга, Где от маков светло, Где ромашковой вьюгой Землю всю замело. - О чём это стихотворение? - Нужно выписать существительные, стоящие во множественном числе в Р.п., выделить окончания ( Работа над первым четверостишием) - Проверьте правильность выполнения задания. - Назовите окончания существительных в Р.п., множ.ч. | Трудом Сущ., в ед.ч., в Т.п., м.р., 2 скл. Фронтальное обсуждение - Главная мысль стихотворения: красота России, которую нужно беречь. Все пишут в тетрадях, у ученик у доски: без снегов, без озёр, без вечеров, без зорь. Самооценка, показ светофориками правильность выполнения. | П. - Развиваем умения извлекать информацию из текстов. Л.: формирование положительного отношения к основным ценностям |
3. Создание проблемной ситуации. | А дальше работаем в четвёрках Возьмите карточку №1. 1.Прочитайте слова. Выделите общий признак. 2. Определите по каким признакам слова разбиты на группы. На карточках даны слова: 1.письмами, мышами, деревнями, грибами; 2. письмам , мышам, деревням, грибам; 3.о письмах, о грибах, о деревнях, о мышах. -Кто же может назвать тему урока? Верно. Тема нашего урока - Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. ( слайд 2. ) - Исходя из темы урока сформулируйте задачи урока.) | В группах по 4 человека распределяют роли: «секретарь», «командир», «чтец», «оценщик». Выполняют задание в группе. Общий признак: множественное число. Слова распределены в группы по трём падежам: Т., Д. и П. падежи Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в Д. Т. и П. падежах, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в Д. Т. и П. падежах | Р: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. Открытие новых знаний и способов действия. | Главные вопросы урока: - На какие вопросы отвечают имена существительные в Д., Т., П. падежах? -Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п., Т.п., П.п.?(Вопросы на доске) - Перед вами лежат оценочные листы. Поставьте +, кто знает ответ на 1 вопрос. Покажите, кто поставил +. - Поставьте +, кто знает ответ на второй вопрос. - Покажите, кто знает ответ на второй вопрос? - Для того, чтобы на него ответить, вам нужно исследовать слова на карточках. Составьте сводную таблицу окончаний. Д.п.- -ам, -ям Т.п.- - ами, -ями П.п.- - ах, -ях - Проверим правильность наших выводов. Учебник. 139. Рассмотрите таблицу окончаний. - Какой вы сделали вывод? - Зажгите красные светофорики на месте опасных безударных гласных в окончаниях - Какое правило о написании безударных окончаний существительных мы должны помнить? - Оценщики, оцените правильность выполнения первого задания в группе. - Все группы молодцы, справились с первым заданием. | Работая в группах, дети заполняют таблицу с окончаниями. Проверка: командир 1 группы рассказывает о результатах исследования, показывает заполненную таблицу. Безударное окончание существительных мы можем проверить словом с ударным окончанием - руки в том же падеже. (На листе группы приклеивается карточка красного, зелёного или жёлтого цвета) | .П. - Развиваем умения представлять информацию в виде схемы. - Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. К: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе |
5. Первичное закрепление полученного знания. | А сейчас мы немного поиграем. Работаем по группам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч., а ребята первой группы запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второй группы запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьей и четвёртой групп - в П.п. мн.ч. Я диктую слова: озеро, трава, холм, ягода, папоротник, лягушка, дерево, лошадь. -Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.? - Оцените правильность выполнения задания в группах. (Наклеивается цветной жетон на оценочный лист группы) | (2 ребят на первой парте работают с учителем, ставят слова в Д.п.). ( комментированное письмо в группах) Самопроверка по модульным ответам. Проверка. Д.п. мн.ч. – озёрам, травам, холмам, ягодам, папоротникам, лягушкам, деревьям, лошадям. Т.п. мн.ч.- озёрами, травами, холмами, ягодами, папоротниками, лягушками, деревьями, П.п.мн.ч. - об озёрах, о травах, о холмах, о ягодах, о папоротниках, о лягушках, о деревьях, | П.: построение логической цепи рассуждений; доказательство Р. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала . К: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. Умение работать в группе |
6. Физкультминутка. | -Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место. Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце. | | |
7. Применение полученных знаний | . Развитие речи. - Каждая группа получает карточку с набором слов. Вам нужно составить из них предложения, ставя выделенные имена существительные в нужную падежную форму. Записать полученные предложения в тетрадь. Выделить окончания в словах, в которых пригодились новые знания. 1гр. (2 человека, работа с учителем) Дорога, к, шла, лес, озёра, через. 2 гр. Стрекозы, над, летали, зелёные, голубые, и, травы. 3 гр. Росли, на, сосны, холмы, песчаных. 4 гр. Земля, была, папоротник, покрыта, ландыши, и, оранжевыми, ягоды, с. 5 гр. На, мы, закат, к, подошли, лесным, озёра. - Ребята, скажите, у нас получился текст? Назовите его тему. - Назовите вид текста. (текст-описание). - Мы снова составили текст, который помогает увидеть красоту нашей природы. Оцените в группах, как вы справились с этим заданием. | В группах составляют предложения с заданными словами. Проверка: по 1 ученику от каждой группы у доски зачитывают предложения, называют слова в Д., Т., П. падежах, называют окончания. Оценивают цветными жетонами | К: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе Р: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
| - Нужно составить и записать предложение, которое может стать продолжением текста, используя слово деревья. Подведение итогов задания: вы составили текст-описание. Посмотрите на картины на слайде. К какой картине может подойти этот текст? | Проверка: ребята из групп зачитывают свои предложения. Коллективно выбирается самое удачное. Просматривают картины на слайде, выбирают более подходящую к тексту. | |
9. Подведение итога урока | -Чему на уроке учились? -Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе? | | |
10 Рефлексия урока. | - Возьмите карточки, вставьте пропущенные окончания, определите падеж существительных. Среди заросл…, в дальних стран…, по верхушк…, деревьев, доволен успех…. | (Индивидуальная работа) Проверка: самопроверка по слайду. | Р. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| Вернёмся к оценочным листам. Многие из вас не могли ответить на второй вопрос. Поставьте +, кто теперь знает ответ на второй вопрос, «- », кто не понял. Переверните оценочные листы, в которых нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям: урок | я на уроке | интересно | работал | скучно | отдыхал | безразлично | помогал другим | Покажите оценочный лист группы, как вы вместе справились с работой. | |
Домашнее задание: | 1 уровень – т\з стр. 77 упр. 184. 2 уровень – т\з упр. 188, стр. 79. ( составить текст по рисунку) | | |