Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание глаголов с изученными орфограммами.
Цели: 1.Повторить правила правописания глаголов: временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
2. Развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.
3. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Актуализация знаний.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Запишите число, классная работа.
II. Постановка основного вопроса урока.
- Над какой темой работаем? Повторяем и обобщаем знания о глаголе.
- С чего мы всегда начинаем урок? Со словарной работы.
III. Словарная работа.
- Запишите слова: обед, черный, беседа, свобода, победа. Выделите орфограммы.
- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение.
-Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?(Что делать? Что сделать?)
(Обедать – 1спр., чернеть - 1 спр., беседовать – 1 спр., освободить – 2 спр., победить – 2 спр.)
- С любым словом придумать предложение, подчеркнуть основу.
(Наша дружная семья обедает за большим столом.)
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
IV. Тренировочные упражнения.
Задание1.
Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.(3л., ед.ч.)
Шила в мешке не утаишь.(2л., ед.ч.)
Семеро одного не ждут.(3л., мн.ч.)
Задание2.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица, ед. и мн. числа:
- Какое правило будем использовать? (В глаголах второго лица ед.числа после буквы шипящего пишется на конце ь.)
Сушить – сушишь, сушите
Покупать – покупаешь, покупаете
Видеть – видишь, видите. (исключение 2 спряжения)
- Какие слова – исключения вы знаете?
(Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать. – 2 спряжение
1 спряжение: брить, стелить)
Задание3.
Работа по учебнику: стр. 104 упр.289 (1) (в парах)
Зимний вечер А.С. Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
- У пропущенных глаголов выделите окончание, определите спряжение.
Закрепление.
Выберите букву правильного ответа, обведите в кружок.
Глагол –это…
в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
Итог урока:
Над какой темой работали на уроке?
Продолжите предложения:
Я понял, что …..
Я узнал, что ……
Мне было интересно…..
Мне было трудно …..
Домашнее задание: стр. 104 упр.289 (2,3)
Дополнительные задания.
1. Определи временя глаголов:
| | |
клеил | строил | верил |
бросит | начнет | упадет |
слышит | видит | смотрит |
таяла | сеяли | сияло |
сушишь | крошишь | топчешь |
заплатим | заплачешь | подежурим |
работает | сидит | молчит |
наберут | найдут | будут цвести |
2. Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.
Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.
3. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.
Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.
Снег скоро та…т – к мокр…му лету.
Карточка 1.
Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Шила в мешке не утаишь.
Семеро одного не ждут.
Карточка 1.
Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Шила в мешке не утаишь.
Семеро одного не ждут.
Карточка 1.
Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Шила в мешке не утаишь.
Семеро одного не ждут.
Карточка 1.
Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Шила в мешке не утаишь.
Семеро одного не ждут.
Карточка 2.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица, ед. и мн. числа:
сушить – …
покупать – …
видеть – …
Карточка 2.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица, ед. и мн. числа:
сушить – …
покупать – …
видеть – …
Карточка 2.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица, ед. и мн. числа:
сушить – …
покупать – …
видеть – …
Карточка 2.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица, ед. и мн. числа:
сушить – …
покупать – …
видеть – …
Карточка 2.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица, ед. и мн. числа:
сушить – …
покупать – …
видеть – …
Тест.
Выберите букву правильного ответа, обведите в кружок.
Глагол –это…
в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы
о) Что? Кто п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
Тест.
Выберите букву правильного ответа, обведите в кружок.
Глагол –это…
в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы
о) Что? Кто п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
1. Определи временя глаголов:
| | |
клеил | строил | верил |
бросит | начнет | упадет |
слышит | видит | смотрит |
таяла | сеяли | сияло |
сушишь | крошишь | топчешь |
заплатим | заплачешь | подежурим |
работает | сидит | молчит |
наберут | найдут | будут цвести |
| | |
1. Определи временя глаголов:
| | |
клеил | строил | верил |
бросит | начнет | упадет |
слышит | видит | смотрит |
таяла | сеяли | сияло |
сушишь | крошишь | топчешь |
заплатим | заплачешь | подежурим |
работает | сидит | молчит |
наберут | найдут | будут цвести |
2. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.
Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.
Снег скоро та…т – к мокр…му лету.
2. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.
Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.
Снег скоро та…т – к мокр…му лету.
2. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.
Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.
Снег скоро та…т – к мокр…му лету.
2. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.
Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.
Снег скоро та…т – к мокр…му лету.