Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами
– Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева.
Платье новое –
Вполне
Хорошо сидит на мне.
Это платье мне идёт.
А костюм – наоборот,
Потому что плохо сшит,
Он на вешалке висит.
– Какими словами играет поэт?
– Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.)
– А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.
– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.
– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:
«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или
«А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).
– Как вы запомните правописание слов платок, платье?
2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:
Прил. – платок платок – сущ.
Глагол – платок
(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
Используется мотивирующий приём.
Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.)
Постановка цели перед чтением:
– Попробуйте подобрать название к стихотворению.
Завести велели мне Я согласен даже не
Новые привычки: Рисовать на карте!
Никогда девчонок не И согласен даже не
Дёргать за косички! Танцевать на парте!
Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне
Драться за обедом! Никаких упрёков,
На уроках больше не Если даже я и не
Говорить с соседом! Выучу уроков.
После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».
– Как вы думаете почему?
– Что же обозначает это слово?
– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?
– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)
Запись темы на доске.
– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)
– Составим план урока.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний.
3 4 3
1. Наблюдение над употреблением частицы не.
Упр. 360.
– Прочитайте предложения. В чём разница между ними?
– Почему изменился смысл предложения?
Запись на доске:
Читал – не читал
Любит – не любит
– Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)
– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».
2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.
Вопросы после чтения.
– Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.)
– Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?
– К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.)
– Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)
– Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть?
– Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма?
3. Рассказ учителя. Творческое задание.
– Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
– Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения».
Можно ученикам предложить словесное рисование, а рисунки-иллюстрации дать в качестве домашнего задания.
4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).
– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)
– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)
– Это для вас закон.
IV. Развитие умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль.
а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.
– Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом?
– Какое значение вносит частица не?
б) Запись пословиц по вариантам.
I вариант: первые 3 пословицы;
II вариант: 3 следующие пословицы.
2. Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать не с глаголами.
Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.
3. Упр. 363 – самостоятельная работа. Развиваются умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения.
Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами.
Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи (по рядам).
4. Упр. 364 – письмо по памяти.
Сначала отрабатывается артикуляционный навык, комментируется написание (с графическим обозначением в книге).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Итог урока.
4 4
– Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 7, с. 119.
2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию).