kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Правило написания частицы не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

 – Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

 – Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

 4  

Словарная работа.

1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

Платье новое –

Вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт.

А костюм – наоборот,

Потому что плохо сшит,

Он на вешалке висит.

– Какими словами играет поэт?

– Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.)

– А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.

– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.

– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:

«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или

 «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).

– Как вы запомните правописание слов платок, платье?

2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

Прил. – платок             платок – сущ.

Глагол – платок

(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1  3 

Используется мотивирующий приём.

Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.)

Постановка цели перед чтением:

– Попробуйте подобрать название к стихотворению.

Завести велели мне                       Я согласен даже не

Новые привычки:                           Рисовать на карте!

Никогда девчонок не                     И согласен даже не

Дёргать за косички!                     Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не             Но не смейте делать мне

Драться за обедом!                      Никаких упрёков,

На уроках больше не                    Если даже я и не

Говорить с соседом!                    Выучу уроков.

После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».

– Как вы думаете почему?

– Что же обозначает это слово?

– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

Запись темы на доске.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)

– Составим план урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3    4    3

 1. Наблюдение над употреблением частицы не.

Упр. 360.

– Прочитайте предложения. В чём разница между ними?

– Почему изменился смысл предложения?

Запись на доске:

Читал – не читал

Любит – не любит

– Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)

– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

Вопросы после чтения.

– Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.)

– Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?

– К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.)

– Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)

– Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть?

– Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма?

3. Рассказ учителя. Творческое задание.

– Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

– Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения».

Можно ученикам предложить словесное рисование, а рисунки-иллюстрации дать в качестве домашнего задания.

4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).

– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)

– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)

– Это для вас закон.

IV. Развитие умений.

3   4   6  1   3

Работа в учебнике.

1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль.

а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.

– Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом?

– Какое значение вносит частица не?

б) Запись пословиц по вариантам.

I вариант: первые 3 пословицы;

II вариант: 3 следующие пословицы.

2. Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать не с глаголами.

Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.

3. Упр. 363 – самостоятельная работа. Развиваются умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения.

Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами.

Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи (по рядам).

4. Упр. 364 – письмо по памяти.

Сначала отрабатывается артикуляционный навык, комментируется написание (с графическим обозначением в книге).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

4  4

– Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 7, с. 119.

2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правило написания частицы не с глаголами" »

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ

С ГЛАГОЛАМИ

Урок 110 (99).

Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

– Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3 4

Словарная работа.

1. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

Платье новое –

Вполне

Хорошо сидит на мне.

Это платье мне идёт.

А костюм – наоборот,

Потому что плохо сшит,

Он на вешалке висит.

– Какими словами играет поэт?

– Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.)

– А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.

– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.

– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:

«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или

«А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).

– Как вы запомните правописание слов платок, платье?

2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

Прил. – платок платок – сущ.

Глагол – платок

(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.


7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.







1 3 3

Используется мотивирующий приём.

Учитель читает стихотворение Ю. Вронского. (Упр. 147, «Дидактический материал» для 3-го кл.)

Постановка цели перед чтением:

– Попробуйте подобрать название к стихотворению.


Завести велели мне Я согласен даже не

Новые привычки: Рисовать на карте!

Никогда девчонок не И согласен даже не

Дёргать за косички! Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне

Драться за обедом! Никаких упрёков,

На уроках больше не Если даже я и не

Говорить с соседом! Выучу уроков.


После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».

– Как вы думаете почему?

– Что же обозначает это слово?

– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

Запись темы на доске.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)

– Составим план урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3 4 3

1. Наблюдение над употреблением частицы не.

Упр. 360.

– Прочитайте предложения. В чём разница между ними?

– Почему изменился смысл предложения?

Запись на доске:

Читал – не читал

Любит – не любит

– Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)

– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

Вопросы после чтения.

– Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.)

– Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?

– К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.)

– Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)

– Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть?

– Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма?

3. Рассказ учителя. Творческое задание.

– Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.


– Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения».

Можно ученикам предложить словесное рисование, а рисунки-иллюстрации дать в качестве домашнего задания.

4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).

– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)

– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)

– Это для вас закон.




IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль.

а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.

– Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом?

– Какое значение вносит частица не?

б) Запись пословиц по вариантам.

I вариант: первые 3 пословицы;

II вариант: 3 следующие пословицы.

2. Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать не с глаголами.

Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.

3. Упр. 363 – самостоятельная работа. Развиваются умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения.

Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами.

Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи (по рядам).

4. Упр. 364 – письмо по памяти.

Сначала отрабатывается артикуляционный навык, комментируется написание (с графическим обозначением в книге).


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

– Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.



1. Упр. 7, с. 119.

2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию).



6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Правило написания частицы не с глаголами"

Автор: Шалина Елена Анатольевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока-исследования по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146728"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419250426"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока на тему: "Частица не с глаголами""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chastitsa-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "297665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456227105"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Правописание НЕ с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "123675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414522608"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока математики для 2 класса «Прямоугольник. Квадрат»"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-2-klassa-priamoughol-nik-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "294009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455590864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока в 5 классе на тему "Правописание частицы Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "117079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412696487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства