Ввести понятие “имя собственное”,формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей, развитие умения дифференцировать имена собственные в речи и тексте, познакомить детей с начальными сведениями об именах, фамилиях и объяснить их происхождение и значение;
Развивающие:
развитие речи и коррекция её недостатков; развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля.
Воспитательные:
воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок мы наш начнем.
- Открываем свои тетради, записываем число и классная работа.
2. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами повторим правописание имен собственных. У нас сегодня необычный урок. К нам в гости пришел человечек, которого зовут Пиши-читай.Он пришел к нам с заданиями, которые мы постараемся выполнить сегодня на уроке. И прежде , чем начнем выполнять задание послушайте загадку.
Загадка
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (имя
И первое задание, которое мы должны выполнить – разгадать ребусы, в которых спрятались имена
3.Минутка каллиграфии
На слайдах даны ребусы (имена девочек и мальчиков)
- Ребята, какие имена зашифрованы в этих ребусах
(Вася, Витя, Надя, Настя)
- Какая буква есть во всех этих словах? (я)
- Давайте на новой строке запишем эту букву.
- А кто такой «я»?
- Я- это человек.
- А что есть у каждого человека? (Имя)
- К какой части речи относятся эти имена? (имена существительные)
- Что объединяет эти имена существительные между собой? (отвечают на вопрос кто?, одушевленные, пишутся с большой буквы)
- Почему они пишутся с большой буквы? (потому, что это имена собственные)
С новой строки записываем имена детей, которые вы разгадали, подчеркните первую букву в каждом слове.(слайд 11)
4. Словарная работа
- Пиши- читай нес вам на урок новое словарное слово, но по дороге он упал, и все буквы поменялись местами.
- Посмотрите на слайд, какое слово нес Пиши-Читай?
Л И Ф А М И Я
- Это новое словарное слово фамилия, запись в тетрадь, поставить ударение.. Буквы а и и вы должны запомнить.
- У каждого человека есть своя фамилия. Фамилия – наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени. Фамилии людей часто образовывались от имен предков, от наружности, черт характера, от названий животных, растений.
А знаете, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей и фамилии –то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ!
Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась….БЕЛЯКОВ.
Если была борода, получится….БОРОДКИН.
Некоторые фамилии образовывались от места жительства: МОСКВИЧЕВ, от названия профессии: КАМЕНЩИКОВ, от названий животных, растений: КОШКИН, ЛАНДЫШЕВ.
5. Формирование умений и навыков
- Следующее задание, которое предлагает нам выполнить Пиши- Читай, к словам из первого столбика подобрать подходящие слова из второго столбика.
- Понаблюдайте, как слова в первой паре связаны между собой и по аналогии свяжите остальные пары слов. Запишите эти пары слов.
художник Репин
Писатель Гагарин
Поэт Чайковский
Космонавт Толстой
Композитор Пушкин
(Дети записывают ответы в столбик)
- Почему слова, записанные в первом столбике записаны с маленькой буквы, а слова во втором столбике - с большой?
- В мире существует огромное кол-во предметов. Например, есть много разных рек, различных книг. И о каждом из этих предметов мы можем сказать: это река, это книга.
Для того, чтобы выделить какой-нибудь предмет из группы одинаковых предметов, ему дается свое особое название. Собственные имена являются индивидуальным названием определенных предметов.
- Как пишутся имена собственные? Относятся ли имена собственные к именам существительным? Докажите. Да, Они отвечают на вопрос Кто? Что?
- Давайте вспомним, что относится к именам собственным.
- Человечек «Пиши-Читай» очень любопытен. Он хочет познакомиться с вами поближе. «Пиши-Читай» принес вам текст с пропусками. Заполните пропуски и запишите текст в тетрадь. А человечек с удовольствием прочитает и познакомиться с каждым из вас.
Т Е К С Т
Меня зовут_________.
Моя фамилия__________.
Я живу в городе__________.
Мой дом находится на улице_________
ФИЗМИНУТКА(слайд 18)
А теперь мы немного отдохнем. Я буду называть слова, если это имя собственное то
Город, машина, Астана, Петя, страна, писатель, поэт, Караганда, книга, Настя, корова, Балхаш, Москва, космонавт, Мурка, композитор, Байкал.
- А сейчас представим, что мы в редакции журнала. Вы все редакторы. Я даю вам задание, отредактируйте текст. Исправьте в нем ошибки. Работаем быстро, корректно, грамотно. – Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?
ТЕ К С Т
Наш шарик поймал воздушный шарик. саша абрикосов набрал три ящика абрикосов.
Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?
Откройте учебники и прочитайте орфограмму в рамке на стр.47
Чтение правила(хором), один ученик.
- Что нового вы узнали из правила?
Упражнение 115 у доски.
- Мы много говорили об именах собственных и «Пиши-Читай» хочет убедиться, как вы усвоили эту тему. Перед вами задание: исправь ошибки, запиши в тетрадь.
Город астана, хитрая лиса, озеро балхаш, пес шарик, сладкое яблоко, поэт пушкин, сказка белоснежка, белый гриб, учительница мария ивановна, добрый волшебник.
- Проверьте, как вы справились с заданием?( взаимопроверка, обмениваются тетрадями с соседом по парте)
Если остается много времени
Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.
- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.
Просмотр содержимого документа
«Правописание имен собственных »
Тема:Правописание имен собственных
Цели: Образовательные:
Ввести понятие “имя собственное”,формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей, развитие умения дифференцировать имена собственные в речи и тексте, познакомить детей с начальными сведениями об именах, фамилиях и объяснить их происхождение и значение;
Развивающие:
развитие речи и коррекция её недостатков; развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля.
Воспитательные:
воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок мы наш начнем.
(слайд №2)
- Открываем свои тетради, записываем число и классная работа.(слайд№3)
2. Сообщение темы и цели урока(слайд 4)
- Сегодня на уроке мы с вами повторим правописание имен собственных. У нас сегодня необычный урок. К нам в гости пришел человечек, которого зовут Пиши-читай.(слайд№5) Он пришел к нам с заданиями, которые мы постараемся выполнить сегодня на уроке.И прежде , чем начнем выполнять задание послушайте загадку.
Загадка
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (имя
И первое задание, которое мы должны выполнить – разгадать ребусы, в которых спрятались имена
3.Минутка каллиграфии
На слайдах даны ребусы (имена девочек и мальчиков)
- Ребята, какие имена зашифрованы в этих ребусах
(слайд№6,7,8,9)
(Вася, Витя, Надя, Настя)
- Какая буква есть во всех этих словах? (я)(слайд10)
- Давайте на новой строке запишем эту букву.
- А кто такой «я»?
- Я- это человек.
- А что есть у каждого человека? (Имя)
- К какой части речи относятся эти имена? (имена существительные)
- Что объединяет эти имена существительные между собой? (отвечают на вопрос кто?, одушевленные, пишутся с большой буквы)
- Почему они пишутся с большой буквы? (потому, что это имена собственные)
С новой строки записываем имена детей, которые вы разгадали, подчеркните первую букву в каждом слове.(слайд 11)
4. Словарная работа
- Пиши- читай нес вам на урок новое словарное слово, но по дороге он упал, и все буквы поменялись местами.
- Посмотрите на слайд, какое слово нес Пиши-Читай?(слайд№12)
Л И Ф А М И Я
- Это новое словарное слово фамилия, запись в тетрадь, поставить ударение.(слайд13). Буквы а и и вы должны запомнить.
- У каждого человека есть своя фамилия. Фамилия – наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени. Фамилии людей часто образовывались от имен предков, от наружности, черт характера, от названий животных, растений.
А знаете, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей и фамилии –то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ!
Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась….БЕЛЯКОВ.
Если была борода, получится….БОРОДКИН.
Некоторые фамилии образовывались от места жительства: МОСКВИЧЕВ, от названия профессии: КАМЕНЩИКОВ, от названий животных, растений: КОШКИН, ЛАНДЫШЕВ.
5. Формирование умений и навыков
- Следующее задание, которое предлагает нам выполнить Пиши- Читай, к словам из первого столбика подобрать подходящие слова из второго столбика.
- Понаблюдайте, как слова в первой паре связаны между собой и по аналогии свяжите остальные пары слов. Запишите эти пары слов.
художник Репин
Писатель Гагарин
Поэт Чайковский
Космонавт Толстой
Композитор Пушкин (слайд14)
(Дети записывают ответы в столбик)
- Почему слова, записанные в первом столбике записаны с маленькой буквы, а слова во втором столбике - с большой?
- В мире существует огромное кол-во предметов. Например, есть много разных рек, различных книг. И о каждом из этих предметов мы можем сказать: это река, это книга.
Для того, чтобы выделить какой-нибудь предмет из группы одинаковых предметов, ему дается свое особое название. Собственные имена являются индивидуальным названием определенных предметов.
- Как пишутся имена собственные? Относятся ли имена собственные к именам существительным? Докажите. Да, Они отвечают на вопрос Кто? Что?
- Давайте вспомним, что относится к именам собственным.(слайд15 ,16)
- Человечек «Пиши-Читай» очень любопытен. Он хочет познакомиться с вами поближе. «Пиши-Читай» принес вам текст с пропусками. Заполните пропуски и запишите текст в тетрадь. А человечек с удовольствием прочитает и познакомиться с каждым из вас.(слайд 17)
Т Е К С Т
Меня зовут_________.
Моя фамилия__________.
Я живу в городе__________.
Мой дом находится на улице_________
ФИЗМИНУТКА(слайд 18)
А теперь мы немного отдохнем. Я буду называть слова, если это имя собственное то
Город, машина, Астана, Петя, страна, писатель, поэт, Караганда, книга, Настя, корова, Балхаш, Москва, космонавт, Мурка, композитор, Байкал.
- А сейчас представим, что мы в редакции журнала. Вы все редакторы. Я даю вам задание, отредактируйте текст. Исправьте в нем ошибки. Работаем быстро, корректно, грамотно. – Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?
Т Е К С Т
Наш шарик поймал воздушный шарик(слайд19, 20). саша абрикосов набрал три ящика абрикосов.(слайд21,22)
Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?
Откройте учебники и прочитайте орфограмму в рамке на стр.47
Чтение правила(хором), один ученик.
- Что нового вы узнали из правила?
Упражнение 115 у доски.
- Мы много говорили об именах собственных и «Пиши-Читай» хочет убедиться, как вы усвоили эту тему. Перед вами задание: исправь ошибки, запиши в тетрадь.(слайд 23)
Город астана, хитрая лиса, озеро балхаш, пес шарик, сладкое яблоко, поэт пушкин, сказка белоснежка, белый гриб, учительница мария ивановна, добрый волшебник.
- Проверьте, как вы справились с заданием? (слайд№24)( взаимопроверка, обмениваются тетрадями с соседом по парте)
Если остается много времени
Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.
- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.