kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание имен собственных

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: Правописание имен собственных

Цели:  Образовательные:

     Ввести понятие “имя собственное”,формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей, развитие умения дифференцировать имена собственные в речи и тексте, познакомить детей с начальными сведениями об именах, фамилиях и объяснить их происхождение и значение;

Развивающие:

      развитие речи и коррекция её недостатков; развитие   познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля.

Воспитательные:

       воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: презентация к уроку.

                                   ХОД УРОКА

 1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок мы наш начнем.

- Открываем свои тетради, записываем число и классная работа.

2. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы с вами повторим правописание имен собственных. У нас сегодня необычный урок. К  нам в гости пришел  человечек, которого зовут Пиши-читай.Он пришел к нам с заданиями, которые мы постараемся выполнить сегодня на уроке.   И прежде , чем начнем выполнять задание послушайте загадку.               

                          Загадка

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.                                    (имя

 

 И первое задание, которое мы должны выполнить – разгадать ребусы, в которых спрятались имена

       3.Минутка каллиграфии

                На слайдах даны ребусы (имена девочек и мальчиков)

- Ребята, какие имена зашифрованы в этих ребусах

           (Вася, Витя, Надя, Настя)

- Какая буква есть во всех этих словах? (я)

- Давайте на новой строке запишем  эту букву.

- А кто такой «я»?

- Я- это человек.

- А что есть у каждого человека? (Имя)

-  К какой  части речи относятся эти имена? (имена существительные)

- Что объединяет эти имена существительные между собой? (отвечают на вопрос кто?, одушевленные, пишутся с большой буквы)

- Почему они пишутся с большой буквы? (потому, что это имена собственные)

С новой строки  записываем имена детей, которые вы разгадали, подчеркните первую букву в каждом слове.(слайд 11)

4. Словарная работа

- Пиши- читай нес вам на урок новое словарное слово, но по дороге он упал, и все  буквы поменялись местами.

- Посмотрите на слайд, какое слово нес Пиши-Читай?

                              Л И Ф А М И Я

- Это новое словарное слово фамилия, запись в тетрадь, поставить ударение.. Буквы а и и вы должны запомнить.

- У каждого человека есть своя фамилия. Фамилия – наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени. Фамилии людей часто образовывались от имен предков, от наружности, черт характера, от названий животных, растений.

А знаете, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей  и фамилии –то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ!

Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась….БЕЛЯКОВ.

Если была борода, получится….БОРОДКИН.

Некоторые фамилии образовывались от места жительства: МОСКВИЧЕВ, от названия профессии: КАМЕНЩИКОВ, от названий животных, растений: КОШКИН, ЛАНДЫШЕВ.

5. Формирование умений и навыков

- Следующее задание, которое предлагает нам выполнить Пиши- Читай,  к словам из первого столбика подобрать подходящие слова из второго столбика.

- Понаблюдайте, как слова в первой паре связаны между собой и по аналогии свяжите  остальные пары слов. Запишите эти пары слов.

               художник    Репин

               Писатель                  Гагарин

               Поэт                           Чайковский

               Космонавт               Толстой

               Композитор             Пушкин 

                                   

(Дети записывают ответы в столбик)

- Почему слова, записанные в первом столбике записаны с маленькой буквы, а слова во втором столбике  - с большой?

- В мире существует огромное кол-во предметов. Например, есть много разных рек, различных книг. И о каждом из этих предметов мы можем сказать: это река, это книга.

   Для того, чтобы выделить какой-нибудь предмет из группы одинаковых предметов, ему дается свое особое название. Собственные имена являются индивидуальным названием определенных предметов.

- Как пишутся имена собственные? Относятся ли имена собственные к именам существительным? Докажите. Да, Они отвечают на вопрос Кто? Что?

- Давайте вспомним, что  относится  к именам собственным.

- Человечек «Пиши-Читай» очень любопытен. Он хочет познакомиться с вами поближе. «Пиши-Читай» принес вам текст с пропусками. Заполните пропуски и запишите текст в тетрадь. А человечек с удовольствием прочитает и познакомиться с каждым из вас.

                                         Т Е К С Т

Меня зовут_________.

 Моя фамилия__________.

 Я живу в городе__________.

 Мой дом находится на улице_________

 

                                             ФИЗМИНУТКА(слайд 18)

 А теперь мы немного отдохнем. Я буду называть слова, если это имя собственное то

Город, машина, Астана, Петя, страна, писатель, поэт, Караганда, книга, Настя, корова, Балхаш, Москва, космонавт, Мурка, композитор, Байкал.

 

- А сейчас представим, что мы в  редакции журнала. Вы все редакторы. Я даю вам задание, отредактируйте текст. Исправьте в нем ошибки. Работаем быстро, корректно, грамотно. Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?

                                          ТЕ К С Т

Наш шарик поймал воздушный шарик. саша  абрикосов набрал три ящика абрикосов.

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?

Откройте учебники и прочитайте орфограмму в рамке  на стр.47 

Чтение правила(хором), один ученик.

- Что нового вы узнали из правила?

Упражнение 115 у доски.

- Мы много говорили об именах собственных и «Пиши-Читай» хочет убедиться, как вы усвоили эту тему. Перед вами задание: исправь ошибки, запиши в тетрадь.

Город астана, хитрая лиса, озеро балхаш, пес шарик, сладкое яблоко, поэт пушкин, сказка белоснежка, белый гриб, учительница мария ивановна, добрый волшебник.

- Проверьте, как вы справились с заданием?( взаимопроверка, обмениваются тетрадями с соседом по парте)

Если остается много времени

Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

«Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.

Галя – … .

Вася – … . 

Коля – … .

- «Назовите слова парами по образцу».

            Пётр – Петрович.

            Иван – … .

            Павел – … .

            Михаил – … .

                        Р Е Ф Л Е К С И Я

Сегодня на уроке я            узнал, открыл для себя…

                                                  Научился, смог…

                                                  Могу похвалить себя и своих одноклассников…

 

Домашнее задание:стр.45 упр.113 выуч правило.(слайд 26)

                         ИТОГ  УРОК

Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что запомнили на уроке?  

- Интересно ли вам было работать на уроке? Спасибо за урок!

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание имен собственных »

Тема: Правописание имен собственных

Цели: Образовательные:

Ввести понятие “имя собственное”,формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей, развитие умения дифференцировать имена собственные в речи и тексте, познакомить детей с начальными сведениями об именах, фамилиях и объяснить их происхождение и значение;

Развивающие:

развитие речи и коррекция её недостатков; развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля.

Воспитательные:

воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок мы наш начнем.

(слайд №2)

- Открываем свои тетради, записываем число и классная работа.(слайд№3)

2. Сообщение темы и цели урока(слайд 4)

- Сегодня на уроке мы с вами повторим правописание имен собственных. У нас сегодня необычный урок. К нам в гости пришел человечек, которого зовут Пиши-читай.(слайд№5) Он пришел к нам с заданиями, которые мы постараемся выполнить сегодня на уроке. И прежде , чем начнем выполнять задание послушайте загадку.

Загадка

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (имя

И первое задание, которое мы должны выполнить – разгадать ребусы, в которых спрятались имена

3.Минутка каллиграфии

На слайдах даны ребусы (имена девочек и мальчиков)

- Ребята, какие имена зашифрованы в этих ребусах

(слайд№6,7,8,9)

(Вася, Витя, Надя, Настя)

- Какая буква есть во всех этих словах? (я)(слайд10)

- Давайте на новой строке запишем эту букву.

- А кто такой «я»?

- Я- это человек.

- А что есть у каждого человека? (Имя)

- К какой части речи относятся эти имена? (имена существительные)

- Что объединяет эти имена существительные между собой? (отвечают на вопрос кто?, одушевленные, пишутся с большой буквы)

- Почему они пишутся с большой буквы? (потому, что это имена собственные)

С новой строки записываем имена детей, которые вы разгадали, подчеркните первую букву в каждом слове.(слайд 11)

4. Словарная работа

- Пиши- читай нес вам на урок новое словарное слово, но по дороге он упал, и все буквы поменялись местами.

- Посмотрите на слайд, какое слово нес Пиши-Читай?(слайд№12)

Л И Ф А М И Я

- Это новое словарное слово фамилия, запись в тетрадь, поставить ударение.(слайд13). Буквы а и и вы должны запомнить.

- У каждого человека есть своя фамилия. Фамилия – наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени. Фамилии людей часто образовывались от имен предков, от наружности, черт характера, от названий животных, растений.

А знаете, что ещё лет 150-200 назад у большинства людей и фамилии –то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ!

Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась….БЕЛЯКОВ.

Если была борода, получится….БОРОДКИН.

Некоторые фамилии образовывались от места жительства: МОСКВИЧЕВ, от названия профессии: КАМЕНЩИКОВ, от названий животных, растений: КОШКИН, ЛАНДЫШЕВ.

5. Формирование умений и навыков

- Следующее задание, которое предлагает нам выполнить Пиши- Читай, к словам из первого столбика подобрать подходящие слова из второго столбика.

- Понаблюдайте, как слова в первой паре связаны между собой и по аналогии свяжите остальные пары слов. Запишите эти пары слов.

художник Репин

Писатель Гагарин

Поэт Чайковский

Космонавт Толстой

Композитор Пушкин (слайд14)

(Дети записывают ответы в столбик)

- Почему слова, записанные в первом столбике записаны с маленькой буквы, а слова во втором столбике - с большой?

- В мире существует огромное кол-во предметов. Например, есть много разных рек, различных книг. И о каждом из этих предметов мы можем сказать: это река, это книга.

Для того, чтобы выделить какой-нибудь предмет из группы одинаковых предметов, ему дается свое особое название. Собственные имена являются индивидуальным названием определенных предметов.

- Как пишутся имена собственные? Относятся ли имена собственные к именам существительным? Докажите. Да, Они отвечают на вопрос Кто? Что?

- Давайте вспомним, что относится к именам собственным.(слайд15 ,16)

- Человечек «Пиши-Читай» очень любопытен. Он хочет познакомиться с вами поближе. «Пиши-Читай» принес вам текст с пропусками. Заполните пропуски и запишите текст в тетрадь. А человечек с удовольствием прочитает и познакомиться с каждым из вас.(слайд 17)

Т Е К С Т

Меня зовут_________.

Моя фамилия__________.

Я живу в городе__________.

Мой дом находится на улице_________


ФИЗМИНУТКА(слайд 18)

А теперь мы немного отдохнем. Я буду называть слова, если это имя собственное то

Город, машина, Астана, Петя, страна, писатель, поэт, Караганда, книга, Настя, корова, Балхаш, Москва, космонавт, Мурка, композитор, Байкал.


- А сейчас представим, что мы в редакции журнала. Вы все редакторы. Я даю вам задание, отредактируйте текст. Исправьте в нем ошибки. Работаем быстро, корректно, грамотно. Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?


Т Е К С Т

Наш шарик поймал воздушный шарик(слайд19, 20). саша абрикосов набрал три ящика абрикосов.(слайд21,22)

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы справились. Почему вы исправили эти слова?

Откройте учебники и прочитайте орфограмму в рамке на стр.47

Чтение правила(хором), один ученик.

- Что нового вы узнали из правила?

Упражнение 115 у доски.

- Мы много говорили об именах собственных и «Пиши-Читай» хочет убедиться, как вы усвоили эту тему. Перед вами задание: исправь ошибки, запиши в тетрадь.(слайд 23)

Город астана, хитрая лиса, озеро балхаш, пес шарик, сладкое яблоко, поэт пушкин, сказка белоснежка, белый гриб, учительница мария ивановна, добрый волшебник.

- Проверьте, как вы справились с заданием? (слайд№24)( взаимопроверка, обмениваются тетрадями с соседом по парте)

Если остается много времени

Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

«Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.

Галя – … .

Вася – … .

Коля – … .

- «Назовите слова парами по образцу».

Пётр – Петрович.

Иван – … .

Павел – … .

Михаил – … .

Р Е Ф Л Е К С И Я(слайд 25)

Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя…

Научился, смог…

Могу похвалить себя и своих одноклассников…


Домашнее задание:стр.45 упр.113 выуч правило.(слайд 26)

-

ИТОГ УРОК

Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что запомнили на уроке?

- Интересно ли вам было работать на уроке? Спасибо за урок!(слайд 27)


-



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Правописание имен собственных

Автор: Катафеева Алена Олеговна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Правописание имен собственных. "
    ["seo_title"] => string(35) "pravopisaniie-imien-sobstviennykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "188528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426690619"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Имя собственное. Правописание имен собственных "
    ["seo_title"] => string(52) "imia-sobstviennoie-pravopisaniie-imien-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "110911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406747265"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) ""Правописание имен собственных с большой буквы""
    ["seo_title"] => string(50) "pravopisaniie_imien_sobstviennykh_s_bol_shoi_bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "405253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490923937"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по русскому языку по теме "Заглавная буква в именах собственных" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "118309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413105738"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Большая буква в именах собственных"
    ["seo_title"] => string(37) "bolshaia_bukva_v_imenakh_sobstvennykh"
    ["file_id"] => string(6) "499948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550262020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства