kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления нового знания

Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»

Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе »


Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Т.А. Марченко, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 17 с. Лесная Дача Ипатовского района Ставропольского края

Система «Перспективная начальная школа»


Тип урока

Урок закрепления нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»

Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний:; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

Предметные:

- Уметь использовать в речи речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;

- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Основные понятия

Склонение, название падежей, вопросы к падежам, окончание, часть речи;

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова Русский язык учебник для 3-го класса. Часть III

- тетрадь

- проектор, экран, компьютер, карточки для групповой работы, картинки с изображением Анишит Йокоповны, Асырк и Торка, летучей мыши.

- презентация Power Point


Организация

пространства

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах;






Ход урока



Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока


Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-создание эмоционального настроя на урок; организация внимания школьников

- вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.



Договаривают слова, дарят улыбки, садятся, определяя падеж.






Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности.



На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё…(слышат).
Голова хорошо … (думает).


Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.


Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в Д.п.;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в Р.п.;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в П.п.;

-Вы готовы? Тогда приступаем
стоять на остановке (3)
побежать по дорожке: (1)
выйти из дома.(2)
Я рада, что вы не ошиблись.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Девизом нашего урока будут слова

«Знаем. Хотим узнать. Узнаем.» (Слайд)

Личностные УУД: -учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала;

-развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урок
Познавательные УУД: учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы


II. Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков

Цели:

- организовать актуализацию знаний;

-провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала.
-развивать логическое мышление


- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Поют звуки, определяя буквы для записи, вспоминают алгоритм написания букв.

Вспоминают ранее пройденное.

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение





Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.




Организует актуализацию умений писать буквы по алгоритму и образцу и знаний полученных ранее.





Организует выполнение учащимися самопроверки и взаимопроверки.



Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.




1.Минутка чистописания с фонетической зарядкой

Учитель: Красиво писать -
Ученики: красоту творить.( Слайд)
- Вот и мы начнем урок с красивого письма.
Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(Помним правила посадки)

А сейчас фонетическая зарядка, будем петь звуки, а я буду дирижером. Итак, приготовились ! Поём звук, который обозначен первой буквой алфавита.
(АА- ААА-ААА)
Уч Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания.( А)
Уч -Давайте вспомним алгоритм написания заглавной буквы А

Торк показывает Внимание на слайд, прописываем в воздухе заглавную букву А под счёт раз и два и. Пропишите у себя в тетради эту букву один раз. Посмотрите внимательно, получилось, ли у Вас так, как на образце? А, теперь ещё раз попробуйте написать.

Уч -И снова фонетическая зарядка, Какое дерево растёт под окнами класса? Проговорим звук, обозначенный первой буквой этого слова.(е-е-е-е…) Мы будем прописывать 1-ую букву в слове «ель». Асырк показывает. Внимание на слайд ( прописываем строчную букву «е» в воздухе под счёт раз и, два и., в тетради один раз, сравнивают с образцом и ещё раз прописывают),
Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем.

А работать мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «е», а к доске пойдёт _______________

Уч -Вы готовы? Начали…
 Существительное – это член предложения. (Е)_
 Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”(А)
 Обозначает действие предмета. (Е) --Обозначает предмет. (А)
 Изменяется по падежам? (А)
 Изменяется по числам? (А)
 Изменяется по родам? (е)
 В русском языке пять падежей? (Е)
Уч. Возьмите карандаш и проверьте себя и ________(у доски)и оцените.

.еАеАААее.

-Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы согласны с выбором ученика, то поднимаете «+», если нет , то « - ».

-Что же такое имя существительное?

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строят рассуждения. (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку;

(Регулятивные УУД)












III. Целеполагание и мотивация

Цели:

- организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного алгоритма действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Работают с текстом учебника.

Определяют тему урока .

Обдумывают цели урока и произносят их с помощью учителя.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя, называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного алгоритма действий.

Организует определение средств.




Откройте учебник на с. 52 и прочитайте стихотворение. – Кто автор стихотворения? (Фото С. Михалкова на слайде)

- О ком идёт речь в стихотворении?

- Какая орфограмма пропущена в словах?

-Определите тему нашего урока.

На слайде появляется тема урока «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» и опорные слова:

Я хочу:

-узнать, что…

- узнать, какие…

- понять, как …

Я хочу научиться:

- находить…

-составлять…

- обозначать…

- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока, которую вы сегодня хотите достичь и озвучьте её.

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? Вспомним алгоритм наших действий.

Слайд

1.Поставить существительное в начальную форму.

2.Определить склонение.

3. Определить падеж существительного.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу)

4. Проверить с помощью слов- помощников

-Какие слова-помощники? (Слайд)

Iскл. – стена, земля.

II скл. – село, царь.

III скл. – степь, рожь.

- Почему именно эти слова?

-Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель).

Поиск информации в учебной книге; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отбирать информацию, анализировать её (Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)



IV. Усвоение знаний и способов действий.

Цель: Содействовать усвоению уч-ся знаний и способов действий по овладению этими знаниями.

.

























































Физминутка для глаз

Выполняют задание на карточках индивидуально 2 человека у доски. Остальные ученики работают фронтально, отвечая на вопросы и самостоятельно распределяя существительные по склонениям. Проверка по эталону. Самооценка.







Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению склонения.

Организует самопроверку по эталону и проверку работающих у доски.



Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.









1. Индивидуальная работа по карточкам

(2 человека работают за закрытыми досками)

2. Фронтальная работа.

Остальные :

-Что такое склонение. Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склонению?

3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Распределим имена существительные по типу склонений. кошка, дядя, стекло, кот, лошадь, конь, брошь, цепь, цепочка( в тетрадях) Самопроверка.

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина?

-Исправьте ошибки.

Проверка работы учеников на закрытойдоске

Карточка 1.Слайд 11

Задание: Вставь окончания. Вспомни слова- помощники и запиши их в скобках.

без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, к рощ…

- Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)

Карточка 2.

- Проверим как справился ….

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.( пользуйся таблицей) Слайд 12

К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…, о мыш…

- Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)

Слайд Проводится гимнастика для глаз (Здоровьесберегающие технологии)

Аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
Формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
















Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления.

( Регулятивные УУД)

V. Закрепление полученных знаний.

Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи по алгоритму.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включение в дальнейшую познавательную деятельность.

Выполняют задание, проговаривая алгоритм проверки.

Выписывают словарные слова, проговаривают их.

Находят родственные слова, выписывают, определяя какое слово дало жизнь какому.

Работают с местоимением, заменяя его существительным.

Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в ед. числе с опорой на алгоритм с проговариванием во внешней речи.

Организует актуализацию умений находить словарные и родственные слова, проверку знания частей речи.







1.Работа с учебником. Комментированное письмо.

Вернёмся на страницу учебника. Упр 53

-Читаем задание. -Выпишите сущ. с пропущенной орфограммой, определите склонение и падеж, объясните орфограмму, подчеркните предлоги. ( Один ученик у доски)

– Что такое шинель, ушанка?

2.Словарная работа.

Найдите в тексте словарные слова, выпишите их, подчеркнув орфограмму. Проговорим эти слова. Вагон, трамвай, пассажир… Дополним эти слова другими по этой теме… автобус, троллейбус, вокзал.


-Какие родственные слова встретились? -Выпишем их, стрелочкой показав, какое слово дало жизнь какому.

-Прочитайте выделенные слова. -Какая это часть речи? Замените их подходящим по смыслу существительным.

-Это разные слова или форма одного и того же слова?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).



Физминутка





Музыкальная (слайд)

Под музыку проводится комплекс упражнений на формирование осанки. (Здоровьесберегающие технологии)

Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления( Регулятивные УУД)

VI Применение знаний и способов действий

Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Применить свои знания для грамотного написания безударного окончания.



Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению безударного окончания им. сущ..

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.



Работа в парах. Слайд

Здесь живут Асырк и Торк. В дом Асырк мы поселим слова с окончанием –е, а в дом Торка слова с окончанием –и.
На слайде появляются слова:
на дуб…, от ел…, в пол…, с ветк…, в озер…, на волн…, в зелен…, у дич…

У каждого на столе карточки с домиками Асырк и Торка, дети в парах вписывают слова.

Проверка по эталону на слайде..
-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина? -Исправьте ошибки.


Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.(Познавательные УУД)


VII. Включение в систему знаний и работа в парах

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание под руководством учителя коллективно, а затем в парах.

Организует выполнение учащимися работы с фразеологизмами.

Упр55 (коллективно) Читаем текст. -Кто автор этого отрывка? –Из какого произведения отрывок? ( Фото А.П. Гайдара)

-Какое устойчивое выражение встретилось в тексте? – Как поняла это выражение Светлана? А её отец?

- В каком числе и падеже стоят выделенные слова? Почему у них разные окончания?

Упр 56 Выполнение работы в парах:

Находят предложения с фразеологизмами, объясняют их; выполняется фронтальная проверка.

Куда глаза глядятидти неизвестно куда, всё равно куда.

Засучив рукаватрудиться усердно, не жалея сил

Прикусить язык - замолчать

Правая рукаглавный помощник (помощница)


Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать..(Познавательные УУД):





VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать изученное на уроке;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.



Делают самооценку.

Организует рефлексию.



Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

слайд

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

(Ответы детей)






Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

IX.Информация о домашнем задании.
Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания






Д.з. Учебник 3 ч.,упр.52 с. 51

Спасибо за урок. Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?






1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марченко Татьяна Андреевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»"
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "209770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431285127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(95) "konspiektotkrytoghourokapravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457028005"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка  4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дательный падеж»"
    ["seo_title"] => string(144) "urokrusskoghoiazyka4klassiepotiemiepravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykhviedinstviennomchisliedatielnyipadiezh"
    ["file_id"] => string(6) "325255"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462894441"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе "
    ["seo_title"] => string(146) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "167828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423144525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства