-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.(Слайд 4) 2. Определение темы урока. - Внимание на доску. Прочитайте про себя слова, записанные на доске: (Слайд 5) З... МА Г…РА Р…КА - Что вы можете о них сказать? - Что вы заметили? - В какой части слова пропущены безударные гласные? -Расскажите друг другу: что вы знаете о безударных гласных в корне слова? -Так что вы уже знаете о безударных гласных в корне слова? (Слайд 6) -Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 7) – Какие цели поставите перед собой? – Чему будем учиться? (Слайд 8) -Вы совершенно правы. Сегодня мы будем работать над правописанием безударных гласных в корне слова. – В течение урока будем отвечать на вопросы: (Слайд 9) – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.) – Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.) - Чем надо проверять? (Ударением) (Слайд 10) – А вы хотите узнать как надо проверять? (Слайд 11) -Запишите слова, данные на доске, к себе в тетрадь столбиком, выделите корень, вставьте безударные гласные и докажите правильность своего выбора. (запись проверочных слов) -А теперь давайте проверим. Докажи. Поясни почему ты так написал? Кто согласен? (Слайд 12) -Каким способом проверили безударные гласные в корне? - Как называется такой способ проверки? II. Операционный этап. (постановка проблемы) -А как вы думаете можно ли проверить безударные гласные другим способом? - А у кого по другому? Докажи. - Как вы считаете прав ли он? Докажи. -Подумайте, посоветуйтесь в парах, есть ли другой способ проверки безударной гласной в корне слова. Если есть, то запишите. - Есть другой способ? Давайте посмотрим, как проверили по другому. Докажи. (Слайд 13) - Согласны ли вы с ... ? - Какой способ проверки нашли? - Как называется такой способ проверки? Работа над правилом. – Мы знаем, что орфограмма – это написание по правилу. Я предлагаю побыть вам в роли учёных. - Создайте правило, как надо правильно писать безударную гласную в корне слова. – А теперь проверим, совпали ваши мысли с правилом? -Откройте учебник с.103. и прочитайте правило (внизу) – Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слов? - Какие способы проверки безударной гласной в корне слова предлагает нам правило? -Правильно, ребята. Чтобы проверить безударную гласную в корне надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударной гласной. (Слайд 14) - Получили вы ответ на оставшийся вопрос? (Слайд 15) - Где могут пригодиться эти знания? Я предлагаю вам правило в стихах, которое поможет запомнить правописание безуд. гласной! (Слайд 16) - Знания этого правила вам пригодится, чтобы выполнить следующее задание.(Слайд 17) На доске: Гл(а/о)зной, н(а/о)чной, гр(е/и)бы, гн(е/и)здо, м(а/о)рской, дв(а/о)ры - Прочитайте эти слова. Почему „ спорят " в них гласные. - Как же им помочь? -А теперь, используя любой способ проверки, вставьте безударные гласные в корне слов и выделите корень. Для тех, кто затрудняется, на столах возьмите карточку-помощник. -Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли сделал ваш товарищ и какой способ он избрал для проверки? - Назовите слова, которые вы проверили способом словообразования? - Назовите слова, которые вы проверили способом словоизменения? -Как же проверить безударную гласную в корне слова? Для чего нужно знать способы проверки? ФИЗМИНУТКА. -Устали? А теперь давайте отдохнём. - Возьмите на столах карточку. Выберите сами подходящий вам уровень сложности задания и выполните его. 1 уровень: Напиши проверочные слова и выдели корень: Тр…ва, гр…бной, цв…ток. 2 уровень: Спиши, выделив все орфограммы. Котёнок сидел на полу. 3 уровень: Исправь ошибки. Напиши слова грамотно.. Обозначь орфограмму. Бривно, халмы, этожи, примой, песьмо. -Сделайте самопроверку по карточке с ответами. -Оцените себя по критериям. Выводы. - Какие уровни выбрали? - У кого оценка "5","4","3"? Почему? - Какие знания и умения понадобились? III. Контрольно-оценочный этап. Тест. 1. Какие гласные в слове произносятся не так, как пишутся? а) а, о, е, и, я б) а, о, у, и, я 2. Как проверить правописание безударного гласного в корне слова? а) нужно правильно задать вопрос к этому слову или подобрать слово-помощник. б) нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный стал ударным. 3. Подбери проверочное слово к слову в..да: а) водит б) подводный в) водитель 4. Найди слово с ошибкой: а) бежать б) козёл в) стина 5.В каких словах надо писать букву «а»: а) н…чевать б) к…чели в) д…жди 6. Назови способ проверки безударной гласной в корне слова: сосна - сосны а) словоизменение б) словообразование IV. Рефлексия. - Что сегодня для себя ты узнал нового на уроке? - Как вы считаете, наш урок достиг поставленных целей? Почему? - Какие задания понравились на уроке? - Как вы думаете, все ли случаи проверки безударных гласных мы рассмотрели? - Значит, мы ещё будем работать над безударными гласными. Хотите?.. V. Домашнее задание. заданием по выбору: 1. с.104, упр.277 2. придумать 5 слов с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова. 3. написать мини-сочинение «Зимний день», используя слова с безударными гласными в корне, обозначить в них орфограммы. – Все деревья зимой окутаны снегом и нестрашен им холод. Одна ёлочка у нас без снежной шубки. Давайте, поможете зимушке укутать ёлочку снежным покрывалом, а за одно проверим, как вы поняли тему урока. - Оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке по трём уровням: Возьмите снежинки. СИНЮЮ - Я умею проверять безударные гласные. ГОЛУБУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова. БЕЛУЮ– Я сегодня не смог, но завтра выучу новое правило и научусь. Урок окончен. Спасибо за работу. | Обозначают предмет; отвечают на вопрос что?; неодушевлённые; в ед. числе; ж.р., это имена существительные; два слога; Пропущенная безударная гласная находится в слабой позиции. В корне. Знал: бывают в слабой позиции, вызывают сомнение, надо ставить под ударение, в слабой и сильной позиции гласная пишется одинаково Правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением. Будем учиться проверять безударные гласные в корне слова. чем ударением зима - зимы, гора - горы, река - реки Изменили форму слова. словоизменение работа в парах зимушка, зимний, горный, горочка, речка, реченька Подобрали однокоренные слова. Словообразование. работа в парах 2 способа: изменить слово или подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. (Словообразованием и словоизменением) как – надо проверять? – изменить форму – подобрать одно- коренное слово Гласные безударные, в слабой позиции. Подобрать проверочные слова. Безударная гласная в корне слова. Алгоритм проверки. 1. Прочитай слово, поставь ударение. 2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный. 3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением. 4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном. 5. Обозначь орфограмму. взаимопроверка, оценивание глазной, ночной, морской… самопроверка по карточке ответов оценивание Тест. (взаимопроверка) оценивание 1. а 2. б 3. б 4. в 5. б 6. а |