Ход урока Сегодня в нашем классе гости, а добрый гость в доме – это всегда к радости. Давайте же радостно поприветствуем наших гостей, улыбнемся им.
— Дети, вам тепло? (Да!)
— В классе светло? (Да!)
— Прозвенел уже звонок? (Да!)
— Уже закончился урок? (Нет!)
— Только начался урок? (Да!)
— Хотите учиться? (Да!)
— Значит можно всем садиться!
2) Постановка целей и задач.
Давайте прочитаем слова Ломоносова:
“Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.” Михаил Васильевич Ломоносов - великий педагог, мыслитель.
- Ребята, а как вы понимаете эти слова?(тайны- правила, умение их применять, изучать т.д. )
- Хотите достичь успеха? (Да)
\- Я желаю вам достичь успеха, –. открывая что-то новое для себя и закрепляя уже имеющие у вас знания.
А теперь откройте тетради и запишите число и классная работа.
Запишите так же слова Ломоносова. Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв
(Минутка чистописания)
Ребята, а в какой стране мы с вами живем? (Казахстан)
В Казахстане живет более 130 национальностей в мире и согласии. Над нами ярко светит теплое солнце. Но чтобы это солнышко коснулось каждого из нас, что ему необходимо. Конечно- лучи.
И после выполнения каждого нашего задания вы будете получать лучик.
Задание 1
А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску
Ваше задание соотнести слова в левом столбике с их характеристиками в правом, но какие это слова (Словарные)
Страной
Ж.р, ед. ч., Т.п. 1 скл
Казахстан
М.р., ед. ч, И. п. 2 скл.
О Родине
Ж.р., ед.ч., П.п 1 скл
Столице
Ж.р, ед.ч., Д.п. 1 скл
патриотом
М.р., ед. ч, Т. п. 2 скл
Запишите их.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что вы знаете об имени существительном?
- Какие признаки имен существительных вы знаете? (одуш.-неодуш., собств.-нариц.,имеют роды,изм. по числам и падежам)
- Что значит изменяется по падежам? (Изменяется по вопросам)
- Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением)
- Какая часть слова изменяется при изменении по падежам?
- Сколько падежей в русском языке? (6)
Назовите их с вопросами. ( по рядам)
Падежи
Вопросы
И.п.
Кто? Что?
Р.п.
Кого? Чего?
Д.п.
Кому? Чему?
В.п.
Кого? Что?
Т.п.
Кем? Чем?
П.п.
О ком? О чем?
-Послушайте интересные сведения
-Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей
- Ученики в Финляндии 15 падежей
- Дети в Венгрии 22 падежа
Лучик 1
Задание 2
Вернемся к нашей таблице посмотрите на эти слова существительные и давайте составим с ними предложения
И.п. ж.р Т.п ж.р Р.п, ж.р
(Астана является столицей нашей большой Родины)
-Разберем по членам предложения
-Определим род и падеж имен существительных.
Лучик 2
Задание 3
А чтобы заработать ещё один лучик нам необходимо потрудиться над следующим заданием
(работа по рядам)
Прочитай имена существительные.
1) ночь, ночевка, ночлег, ночник
2) олень, оленёнок, олениха
3) мышь, мышка, мышонок
Подумайте, что общего у этих слов(родственные или однокоренные) и запишите их и определите склонение
Спросить 1 ученика от каждого ряда
Лучик3
Задание 4
4. Вставь пропущенные окончания, определи падеж
Из шерст…, на крыш…, от площад …, на улиц…, около избушк…
Задание: распределить в 2 столбика, объяснить написание окончаний: работа в парах в тетрадях.
Е И
На (чем? П.п 3 скл)крыше Из (чего? Р.п. 3 скл) шерсти
На (чем П.п 3 скл) на улице От (чего? Р.п. 3 скл)площади
Лучик 4
Физминутка:
Лучик 5
Задание 5
8.Работа с деформированными предложениями (по вариантам)
Ребята, а какой праздник мы будем праздновать скоро?
-А сколько лет независим наш Казахстана?(25 креплю на центр солнца)
-А теперь посмотрите на доску, чего же нам не хватает? (Цветов)
-У вас на столах лежат цветочки разного цвета
-Если у вас все получалось- розовый или голубой
-Если что –то было не понятно – желтый
-Ну а если все было плохо и вы ничего не поняли- зелёные бутончики.
Домашнее задание
1 дифференцированная группа: выписать из текста существительные, распределить их по столбикам в зависимости от склонения.
Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях.
2 дифференцированная группа: Определить склонение слов, выделенных в тексте.
Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные каплидождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться.