kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы образовательной системы «Школа России» под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.У учащихся 4 класса сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

      Урок, представленный вашему вниманию, 14 из 43-х  в разделе «Имена существительные». Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. В основе урока лежали программные требования по предмету в 4 классе, учтены государственные стандарты.

 

Тема: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

   При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4  класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

     Цель деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; совершенствовать умение правильно писать без­ударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содей­ствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

·       познакомятся с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами про­верки безударных падежных окончаний имен существительных;

·       научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; использовать на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существи­тельного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Метапредметные:

• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;

• Регулятивные УУД: определяют  и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;

• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (презентационные слайды, учебник, рабочая тетрадь).

Личностные:

• Осознают роль языка в речи и жизни людей;

• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;

• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Тип урока: Поиск и открытие нового способа действия

Формы организации познавательной деятельности:

ü коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах

ü самостоятельная работа

ü самооценка и самоанализ

ü рефлексия

ü обобщение

ü работа по учебнику, в рабочей тетради

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор, сигнальные карточки «-« и «+», светофорчики.

Демонстрационный материал: презентация, электронное приложение.

    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

    Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались          информационные компьютерные средства.

   Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами  и учителем.

 Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

   Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего здания. Этот этап позволяет быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

    Следующий этап – словарная работа. Учащиеся вспоминают не только правила написания слов, но и обращают внимание на  многозначность слова «язык». Итогом работы в малых группах - формулировка темы и целей урока.  

    При объяснении нового материала рассмотривают таблицу в учебнике и на слайде, проверяют свои умения и знания в работе в парах.

   Следующий этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.

    Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся  выполняют упражнение в рабочей тетради.

    На данном этапе основные формы работы – индивидуальная и фронтальная. Обязательны  на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой,  одобрением.

    Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, сигнальных карточек (так называемая «обратная связь»), самоконтроля по образцу и      самооценки.

     Каждому ребенку на уроке должно быть комфортно, каждый ребенок  должен посвоему успешен. На уроке проводятся физминутки, которые позволяют снять  физическую и эмоциональную напряжённость. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий  обеспечивается рациональное использование времени. Предупреждается перегрузка школьников.

      Создание проблемных ситуаций  (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

   Учащиеся оценивают не только  впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

        На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы:

·       если не хватит времени,  будут сокращены по длительности упражнения,

·       если время останется, будут использованы дополнительные упражнения из рабочей тетради,

·       если ребёнок не захочет работать в группе, предусмотрена индивидуальная работа.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ " »

МБОУ «СШ №9» города Смоленска






Технологическая карта урока


Русский язык

4 класс

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

«Школа России»


Учитель высшей категории

Самусевич Ирина Александровна










Смоленск

2014 г.

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тип урока

Поиск и открытие нового способа действия

Педагогиче­ские задачи

Создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; совершенствовать умение правильно писать без­ударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содей­ствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые

предметные

результаты

Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами про­верки безударных падежных окончаний имен существительных;

научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; использовать на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существи­тельного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Метапредмет-

ные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раз­дела; определять круг своего незнания; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анали­зировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; про­говаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на па­мятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить со­ответствующие коррективы;

коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной по­зиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной за­дачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; воспринимать русский язык как одну из основных на­ционально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осо­знавать себя носителем этого языка; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников








Организационная структура урока

Этап урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируе

мые

способы

деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Организа­ция начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей уста­новки на урок. Приветствует учащихся.

- Проверим готовность к уроку.

(Проговаривают хором. Светофор).

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, вос­принимать материал урока)





Принимать и сохранять организацион­ные задачи

II. Актуализа­ция знаний.

Проверка домашнего за­дания (рабочая тетрадь).











Минутка чис­тописания.



Работа над сло­вами с непрове­ряемым напи­санием

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о про­деланной работе. Карточки «+», «-».

- Прочитайте задание Р. т. 133. Распределите имена существительные в три группы по склонениям. Запишите слова группами.

Самопроверка по слайду.

- Допишите в каждую группу еще по три слова.

Так какие имена существительные относятся к 1 скл., ко 2 скл., к 3 скл.?

(Слайд 3)








Проводит минутку чистописания.

- Запишите буквосочетания.

- Спишите пословицу, вставляя пропущенные буквы. Объясните смысл пословицы. (Карточки «+», «-»)

- Назовите слово с непроверяемой безударной гласной.

- Это слово многозначное или нет?

- Какие значения слова «язык» вы знаете?

- Работая в парах, найдите имена существительные, обозначьте падеж.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выпол­ненной дома работе. Делят имена существительные на группы.

1-е склонение

2-е

склонение

3-е

склонение

Беседа,

дядя,

юноша, коллек­ция, деревня, дружба

Тополь, корабль, молоко, автомо­биль, календарь, растение, рояль

Скатерть,

ме­бель, сирень, морковь, рожь,

обувь, совесть





Выполняют чистописание.

Н н Нн Я я Яя не яз Не спеши языком, торопись делом.


Толкование: орган человека; пленный; металлический стержень в колоколе.


Выделять существен

ную информацию

из текста загадки. Выдвигать ги­потезу и обосновы-

вать ее. Осуществ

лять актуализа

цию личного жиз­ненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой уста­новкой. Прини­мать и сохра­нять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока. Определе

ние целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Работа в малых группах.

- Вставьте пропущенные буквы: на х..лме, ч..совой, б..лизна..

- Как вы проверяете безударную гласную в корне сло­ва? (Чтобы проверить безударную гласную в корне сло­ва, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.)

- Вставьте пропущенные гласные в следующих словах: в речк.., у печк...

- Вы смогли выполнить это задание? В чем затрудне­ние? Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, как проверять безударную гласную в окончании.)

- Прочитайте тему урока. (Слайд 2)


- Сегодня на уроке будем учиться правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формули­руют цель урока. Под руководством учителя определя­ют задачи урока.

Работают в малых группах, выполняют задания на карточках.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Пла-нировать

свое действие в со

ответствии с поставлен

ной задачей и усло­виями ее реали­зации. Осознан­но и произвольно строить речевое высказыва-

ние в устной форме

IV. Объясне­ние нового ма­териала.

Наблюдение над языковым материалом. Работа по учеб­нику (упр. 181, с. 102)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Рассмотрите таблицу «Падежные окончания имен су­ществительных единственного числа 1, 2 и 3-го склоне­ния».

(Слайд 4)

- Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений. В каких падежах они имеют оди­наковые окончания?

Работа в парах.

- Устно просклоняйте имена существительные парами (1 ряд первую пару и т.д.). Проверяйте безударные падежные окончания по таблице

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют форму­лировку правила (понятия), данную в учебнике. Прово­дят наблюдения на материале связных текстов.


Делают вывод: имена существительные 1 -го и 2-го склонения имеют одинаковое окончание в дательном и предложном падеже. Имена существительные 1-го и 3-го склонения имеют одинаковое окончание в ро­дительном падеже

Осуществ

лять анализ объектов с опорой на визуализа

цию

V. Физкультминутка.

(Слайд 5)

Чтоб получше нам размяться, 
Будем глубже наклоняться. 
Наклоняемся вперёд. 
А потом - наоборот. (2-3р.) 
И за парту тихо сели. 
Мы продолжим наш урок? 

Выполняют физкультминутку.






VI.

Первичное

Закрепле

ние

знаний.

Работа по учеб­нику (упр. 182

С. 103)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует от­веты. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

- Расскажите по таблице «Способы проверки безудар­ных падежных окончаний имен существительных» о способах проверки.


Каким способом вы воспользуетесь для проверки на­писания выделенных окончаний имен существительных в данных предложениях?

- Как проверяем безударную гласную в корне слова? (Ставим ее под ударение, подбираем проверочное слово.)

- Какие у вас есть предположения, как определить, ка­кую гласную нужно писать в безударных окончаниях имен существительных? (Надо подобрать проверочное слово, у которого окончание ударное.)

- Какое слово может быть проверочным? (Проверочное слово должно быть того же склонения и в том же па­деже с ударным окончанием.)

- Какое существительное выберем для проверки без­ударных окончаний существительных 1 -го склонения? 2-го склонения? 3-го склонения?

- Определите, как же нужно действовать, чтобы без­ударное окончание существительного проверить удар­ным окончанием

(Слайд 6)

- Выполните транскрипцию слова «зарянка». (Слайд 7)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на во­просы, высказывают свое мнение. Применяют новые зна­ния на новом языковом материале. Выполняют аналити­ческие упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Проверяют написание безударных падежных окончаний. На полянке под осиной вырос подосиновик.

В чаще у полянки запела лесная зарянка. Выполняют синтаксический разбор предложения.

На полянке под осиной вырос подосиновик. (Повество­вательное, невосклицательное, простое, распростра­ненное.)

вырос (где? на чём?) на дороге

вырос (где? под чем?) под осиной Составляют алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью прове­рочного слова.

Проверочные слова

1-е скл 2-е скл 3-е скл

земля серебро степь

Алгоритм проверки:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить склонение и подобрать проверочное слово.

3. Поставить проверочное слово в нужный падеж.

4. Написать такое же окончание, как в проверочном слове.



Зарянка – (з о р ʼà н к а)-3 слога, 7 букв, 7 звуков.

Осуществ

лять анализ произве­дения. Осознан­но и произвольно строить речевое высказыва

ние в устной форме, обосновы

вать своё мнение. Согласовы

вать

усилия по ре­шению учебной задачи. Осуще­ствлять кон­троль по ре­зультату



VI. Физкультминутка.

(Слайд 5)

Профилактическое упражнение для глаз:

 Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Выполняют физкультминутку.




VII. Дальней­шая работа по закрепле­нию и обобще­нию приобре­тенных знаний и умений. Работа в тетради

(упр 134).


Организует работу в рабочей тетради.

~ Прочитайте присказку из сказки «Царевна-лягушка». Слайд 8.

Вставьте пропущенные буквы. Проверка по электронному приложению (Самопроверка).

- Найдите в тексте имена существительные с безударны­ми окончаниями. Укажите падеж, выделите окончания.

- Выделите в однокоренных словах корень.


Проводится взаимопроверка по эталону данному на доске. Слайд 9.




Выполняют задание в рабочей тетради.

Находят в тексте имена существительные с безударными окончаниями. Указывают падеж, выделяют окончания.

В однокоренных словах выделяют корень






В царстве (П. п.)

В государстве (П. п.)

Царь (И. п.)

С царицей (Т. п.)

Сына (Р. п.)

В сказке (П. п.)


VII. Итог уро­ка. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учи­тель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по во­просам:

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что называется именем существительным?

- Как изменяется имя существительное?

- Как определить тип склонения имени существитель­ного?

- Как проверить безударное окончание имен суще­ствительных?

- Как определить падеж существительных в предложении?

- Сколько падежей в русском языке?

- Как определить безударную гласную в окончании имени существительного?

- Давайте попробуем понять, что мы чувствуем после этого урока.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя (светофорчик)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут ре­зультат или нет, высказываются о трудностях, с кото­рыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал...

• Было трудно...

• Я выполнял задания...

• Я понял, что...

• Теперь я могу...

• Я приобрел...

• Я научился...



Домашнее задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Форму­лирует задачи выполнения упражнения, дает сопутст­вующие комментарии.

- Выполнить задание 135 в рабочей тетради, упражне­ние 184 в учебнике. (Слайд 10)

(Слайд 11)


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы







Литература

Русский язык. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс .Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Самусевич Ирина Александровна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "технологическая карта по русскому языку 5 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "tiekhnologhichieskaia-karta-po-russkomu-iazyku-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "293915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455559918"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства