Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы образовательной системы «Школа России» под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.У учащихся 4 класса сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.
Урок, представленный вашему вниманию, 14 из 43-х в разделе «Имена существительные». Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. В основе урока лежали программные требования по предмету в 4 классе, учтены государственные стандарты.
Тема: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Цель деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
· познакомятся с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
· научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; использовать на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звуко-буквенный разбор слова
Метапредметные:
• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;
• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (презентационные слайды, учебник, рабочая тетрадь).
Личностные:
• Осознают роль языка в речи и жизни людей;
• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.
Тип урока: Поиск и открытие нового способа действия
Формы организации познавательной деятельности:
ü коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах
ü самостоятельная работа
ü самооценка и самоанализ
ü рефлексия
ü обобщение
ü работа по учебнику, в рабочей тетради
Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор, сигнальные карточки «-« и «+», светофорчики.
Демонстрационный материал: презентация, электронное приложение.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами и учителем.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего здания. Этот этап позволяет быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап – словарная работа. Учащиеся вспоминают не только правила написания слов, но и обращают внимание на многозначность слова «язык». Итогом работы в малых группах - формулировка темы и целей урока.
При объяснении нового материала рассмотривают таблицу в учебнике и на слайде, проверяют свои умения и знания в работе в парах.
Следующий этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.
Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся выполняют упражнение в рабочей тетради.
На данном этапе основные формы работы – индивидуальная и фронтальная. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, сигнальных карточек (так называемая «обратная связь»), самоконтроля по образцу и самооценки.
Каждому ребенку на уроке должно быть комфортно, каждый ребенок должен посвоему успешен. На уроке проводятся физминутки, которые позволяют снять физическую и эмоциональную напряжённость. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий обеспечивается рациональное использование времени. Предупреждается перегрузка школьников.
Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценивают не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы:
· если не хватит времени, будут сокращены по длительности упражнения,
· если время останется, будут использованы дополнительные упражнения из рабочей тетради,
· если ребёнок не захочет работать в группе, предусмотрена индивидуальная работа.