Просмотр содержимого документа
«Повторяем местоимение»
Местоимение как часть речи.
Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи; учить распознавать местоимения среди других частей речи; познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
Актуализация опорных знаний
Орфографический диктант
Над речкой склонилась ива с тонкими ветвями. (записывает один ученик, обьясняет орфограммы)
-() выпишите из предложения словосочетания, укажите, какие части речи использовались в предложении.
Ива склонилась.
Ива (с чем?) с ветвями
Склонилась (где?) над рекой
С ветвями (какими?) тонкими
- итак, какие части речи вы знаете? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, наречие, числительное)
-По каким признакам мы определяем части речи? ( по вопросу и что обозначает)
-Повторим, что мы уже знаем об этих частях речи, для этого поработаем в группах
работа в группах.
(работа с таблицей)
Часть речи
Вопрос
Что обозначает
Имя существительное
Кто? Что?
Предмет
Имя прилагательное
Какой? Какая? Какое?
Признак предмета
Глагол
Что делать? Что сделать?
Действие предмета
Наречие
Как? Когда?
Признак действия
Числительное
Сколько? Который?
Количество предметов, порядок при счете
Просигнализируйте, пожалуйста, кто как справился с работой. (! ?)
Самоопределение к деятельности.
Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
( на слайде)
( Повтор слова сова)
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)
- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)
- Какой текст получится? Прочитайте.
Проверка
Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.
- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).
Формулирование темы и цели урока
Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)
- Кто сформулирует тему урока?
- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)
Открытие новых знаний
- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)
А сейчас давайте послушаем Веру, которая подготовила нам дополнительные сведения, что же такое местоимение.
Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя)
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
Начальная форма местоимений — именительный падеж единственного числа.
По значению местоимения делятся на следующие разряды:
— личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);
— возвратное (себя);
— вопросительные и относительные (кто, что, какой, чей, который, сколько);
Личные местоимения указывают на участников речи. Они имеют 3 лица:
К местоимению можно задать вопросы: кто? что? (я, он, мы);
какой? чей? (этот, наш);
как? где? когда? (так, там, тогда) и др.
Местоимения употребляются вместо имён существительных, прилагательных или числительных, поэтому часть местоимений соотносится с существительными (я, ты, он, кто, что и др.),
часть — с прилагательными (этот, твой, мой, наш, ваш, всякий и др.),
часть — с числительными (сколько, столько, несколько).
Большинство местоимений в русском языке изменяется по падежам, многие местоимения — по родам и числам. Конкретное лексическое значение местоимения приобретают только в контексте, выступая в значении того слова, вместо которого употребляются.
- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)
- Итак, местоимение – часть речи, которая указывает на предметы не называя их.
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
- А к взрослому человеку? ( Вы)
Все названные местоимения появляются на слайде
Давайте еще раз скажем, что же такое местоимение?
С какими из местоимений вы уже знакомы? (С личными.)
Вот сколько много интересного вас ждет впереди…
Физминутка
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
Работа в парах
Подчеркните местоимения
И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
Составьте таблицу
1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.
Ед.ч. я ты он она оно
Мн.ч. мы вы они
Первичное закрепление
Работа по учебникуУпр. 110 (с. 53).
Прочитайте первое предложение.
Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он — сом.)
Прочитайте второе предложение.
Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она — ящерица.)
С какой целью в загадках используют местоимения?
звуко-буквенный разбор слова глазки (ребенок у доски, 5 тетрадей)
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.
2группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.
Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… полезный и приятный на вкус.
3группа:
Тестовая работа
Укажите местоимения 2-го лица.
я, мы
ты, вы
он, она, оно, они
Укажите строку, где все местоимения единственного числа.
я, ты, вы, она, он
ты, он, она, я, оно
мы, они, вы
Укажите местоимения 3-го лица.
я, ты
мы, вы
он, она, оно, они
Личные местоимения:
называют предметы
указывают на предметы
указывают на признак предмета
5. Укажите грамматические признаки местоимения, которое употреблено в стихотворении.
Белая медведица!
Во льдах живёт она?
Метель и гололедица
Медведям не страшна?
А. Барто
2-е л., ед. ч.
3-е л., ед. ч.
3-е л., мн. ч.
Самостоятельная работа
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.
Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.
- Проверьте правильность выполнения задания по слайду.
Он покрыл землю пушистым ковром. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.
-Взаимопроверка
Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
Домашнее задание
Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями
Света с…годня дежурная в кла…е. Света пришла в школу п…ран…ше. Чуть по…же приш…л Дима. Дима будет п…л…вать цв…ты. Д…журные нав…ли п…рядок в кла…е. Д…журные пр…г…товились к уроку.
В школу – морфологический разбор
Рефлексия
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)
- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак. Покажите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».
*** ПТ
ТЕСТ
Местоимение-это…
А) часть речи, которая называет предмет
Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
2. Укажите местоимение
А) ель Б) край В) ты Г) ем
3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение