урока по русскому языку «Понятие о местоимении» (4 класс)
Организационный момент.
Целеполагание.
Объёмно понятие «язык»… Как вы думаете, для чего он нужен людям?
Язык – это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания, планируют свои действия, узнают новое.
По-настоящему культурные люди говорят правильно – по правилам.
В каждом языке есть свои правила-нормы: нормы произношения, грамматические нормы, нормы употребления слов.
Возьмите листы и прочитайте слова под №1.
- Чему мы будете учиться, выполняя это задание?
(Будем учиться произносить слова правильно).
Прочитайте данные слова «цепочкой» с правильной постановкой ударения.
Повторить, повторит, повторим, положить, положу, положит, понять, понял, поняла, поняли, принять, принял, приняла, приняли.
Запомните, как произносятся слова.
Правильно употребляйте их в речи. Зачем надо учиться говорить правильно?
(Чтобы люди понимали нас, чтобы мы были увереннее в себе, чтобы чувствовать себя комфортно среди других людей.)
Уверенность это мостик к успеху в учебе и жизни. Чтобы работать уверенно на уроке, обратимся к волшебникам, живущим в нас. Для начала разбудим их.
- Постучите в кулачки.
- Похлопайте в ладоши.
- Помассажируйте каждый пальчик.
- Постучите кулачком в грудь.
- Потрите мочки ушей.
А теперь прочитаем волшебные слова – обращения к помощникам «Я всё делаю очень хорошо и буду делать ещё лучше».
Успехов в работе на уроке вам и вашим помощникам.
Введение в тему.
Прочитайте слова под №2.
-Что это за слова? (Это словарные слова).
Подумайте: какое задание можно выполнить с данными словами и есть ли необходимость в его выполнении.
- Поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы в словарные слова. Это задание поможет научиться писать словарные слова правильно.
Задание будете выполнять самостоятельно, а затем проверим, как вы его выполнили.
Таблица словарных слов.
Проверьте, как вы выполнили задание.
Назовите слова, проговаривая, как они пишутся: с двойными согласными: килограмм, Россия, медленно. Слова с парными согласными: билет, медведь, портрет, одежда (одёжный).
Слова, с первым безударным слогом, в котором вы написали безударную гласную е (везде, прекрасный). Прочитайте оставшиеся слова, проговаривая их написание (инженер, трамвай).
Ребята, рассмотрите таблицу со словарными словами.
- Может ли таблица подсказать нам тему урока?
Сегодня на уроке мы начнём изучение новой темы: «Местоимение».
Я предлагаю вам сегодня поработать исследователями.
Сначала составим план исследования местоимения.
- Подумайте, что вы хотите узнать о местоимении?
План
1. Что это такое?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Как изменяется?
5. Роль в речи.
6. Каким членом предложения бывает?
Изучение нового материала.
Проанализируйте, как образовалось слово: местоимение.
(Оно образовалось из слияния двух слов: место и имени).
- Как вы это понимаете? (Заменяет имена).
Проверим, верно, ли ваше предположение.
Прочитайте запись на доске:
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
- Что записано на доске? (На доске записан текст, так как в нём предложения связаны между собой по смыслу).
-К какому типу текста он относится? (Текст - повествование).
- О ком этот текст? (О лисе).
- Всё ли вам понравилось в тексте?
- Как исправить текст? Надо заменить слово лиса.
Лиса это кто? (Лиса – это лесной зверь).
Замените слово лиса словом зверь. Прочитайте, полученный текст.
Лиса.
Про зверя дурная слава ходит, будто зверь кур таскает. Но на деле редко зверю это удаётся. Чаще всего зверь охотится за мышами. У зверя чуткий слух. Только пискнет мышонок, зверь уже тут как тут.
-Что вы можете сказать о получившемся тексте?
Как исправить текст, чтобы он получился интересным и правильным?
Замените слово лиса другими словами, используя подходящие слова для справок, ставя вопросы к ним. Прочитайте слова для справок.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто (___) ___ кур таскает. Но на деле редко (___) ___ это удаётся. Чаще всего (___) ___ охотится за мышами. (___) У ___ чуткий слух. Только пискнет мышонок, (___) ___уже тут как тут.
Слова для справок: она, у неё, они, она, у него, ей, она, они.
Кто? Кому? Кто? У кого? Кто?
Прочитаем получившийся текст, без вопросов.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто (кто) она кур таскает. Но на деле редко (кому) ей это удаётся. Чаще всего (кто) она охотится за мышами. (У кого) У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, (кто) она уже тут как тут.
-Что вы можете сказать о получившемся тексте?
После выполнения задания, у вас остались слова для справок.
-Объясните, почему вы их не использовали?
Назовите, какое слово в тексте вы заменили?
- Что вы можете о нём сказать? Это имя существительное, оно обозначает предмет и является частью речи.
Чем мы заменили имя существительное?
- Как иначе можно назвать эти слова? (Это части речи).
-Кто может сказать, на какой вопрос плана мы ответили? (1)
1.) - Значит, что такое местоимение? (М. – часть речи).
План Местоимение
1. Что это такое? Это часть речи.
2. Что обозначает? Указывает на предметы, не называя их.
3. На какие вопросы отвечает? Отвечает на такие же вопросы, что
и имя существительное.
4. Как изменяется? Изменяется по падежам.
5. Роль в речи. Делает речь многообразнее, помогает избежать повторов. 6. Каким членом предложения бывает? Главным и второстепенным.
Посмотрите на вопросы плана – исследования.
- Из вас уже сейчас может кто- то ответить на вопросы плана?
Предлагаю проверить, верны ли ваши предположения.
-Вспомните, какую часть речи мы заменяли местоимениями? (Имя существительное).
_ Что обозначает имя существительное?
- Что обозначает местоимение? (Оно указывает на предмет, но не называет его).
- Как вы понимаете это? (Т. е. употребляется вместо имени существительного).
Значит, наше предположение о функции местоимения в речи правильно.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Рассмотрим следующий пункт плана – исследования.
- На какие вопросы отвечают местоимения? Подумайте, какую работу надо выполнить, чтобы получить ответ на этот вопрос?
(Для этого рассмотрите вопросы, которые задавали к местоимениям в тексте).
- Что вы можете сказать об этих вопросах? (На данные вопросы отвечают имена существительные).
Сравните вопросы.
- Одинаковые ли они? Когда мы задаём к имени существительному данные вопросы?
(Данные вопросы мы задаём, когда изменяем имена существительные по падежам).
Значит, какой можно сделать вывод, о том, как изменяются местоимения?
Местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются так же, как и имена существительные. Изменяются по родам и числам.
Назовите следующий пункт плана.
- Какую роль в речи играют местоимения?
Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Они создают нам речевое удобство, т. к. экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Мы пользуемся местоимениями, чтобы избежать повторов в речи.
(звенит будильник)
– О чем хочет нам подсказать будильник?
Настала пора нам работу прервать, будем сейчас мы отдыхать.
Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
Поднимаем выше ногу,
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
Закрепление изученного материала.
Продолжим исследовательскую работу.
-Какие действия мы выполняли во время физкультминутки?
- Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?
- Что обозначает имя прилагательное?
- Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что?
- Чем отличается местоимение от имени существительного?
Прочитайте слова, записанные на листах.
Подумайте, чему мы будем учиться, выполняя это задание?
Определите, к какой части речи они относятся. Среди предложенных слов найдите местоимения, выпишите их, записывая на листах.
Озеро, оно, тепло, цветами, вы, праздник, я, подружка, она, мечтательный, мы, он, прыгает, ты, сладенький, они.
Прочитайте, полученный ряд местоимений.
Оно, вы, я, она, мы, он, ты, они.
Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу без ошибок.
Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу с ошибкой. Как вы думаете, почему это произошло? (Только начинаем изучать местоимения и не всегда можем правильно задать к ним вопрос, и находить их.)
Спасибо за работу.
Данные местоимения имеют название. Об этом вы прочитаете в учебники с. 49. Запомните их название.
.
Подведение итогов урока.
- С какой частью речи мы познакомились?
Рассмотрите план исследования. Все ли вопросы мы изучили? Какой вопрос остался не рассмотренным? Ответ на него мы получим на следующих уроках.
-
Спасибо за хорошую работу, за помощь. Оценивание работы учащихся.
Рефлексия.
Определите для себя - все ли вам на уроке было понятно. Какие возникли трудности?
Давайте все вместе прочитаем последний текст на листах. «Я доволен (льна) полученными знаниями, они принесли мне радость. Мои добрые помощники, благодарю вас за помощь».
Если вы с этими словами согласны и урок подарил вам радость от познания нового. Поаплодируйте себе и своим друзьям, радуясь своему.
Домашнее задание.
Я предлагаю вам из двух упражнений под номерами 373 и 374 самостоятельно выбрать упражнение для домашней работы. Прочитайте задания к упражнениям и оцените, какое из них на ваш взгляд отрабатывает больше знаний, то и выполните. Почему выбрали именно это упражнение?