Тема урока: Местоимение
Цели урока:
Образовательные: выявить отличия местоимений от именных частей речи
и повторить местоимения как часть речи;
Развивающие: грамотно употреблять местоимения в письменной и устной
речи; развивать интерес, мышление, память,
самостоятельность.
Воспитательные: привить интерес к русскому языку.
Ход урока
І. Оргмомент
ІІ. Проверка домашнего задания.
Перед вами, ребята, цифры: 14,6,19,20,16,10,14,6,15,10,6- в этих цифрах зашифровано слово, а обозначают они буквы алфавита. Отгадайте, что это за слово? Работа с алфавитом. (Местоимение)
Итак, обо всем об этом с вами поговорим. Ваше домашнее задание было творческое: написать сочинение о местоимении.
Несколько работ я прочту, а остальные проверю позже.
2 ребят работают у доски - склонение местоимений: ты, он.
На уроке казахского и английского языка вы проходили местоимение, их разряды. Есть ли между ними различие и сходства? (Ответ учащихся)
ІІІ. Работа с текстом
Упр.171 (стр.118) Чтение, запись. Прочитать «Письмо к сыну»- В.Сухомлинского
Выпишите из текста местоимение и разберите их: 1) указав: начальную форму; 2) разряд по значению; 3) стоит в … падеже, числе, роде (если есть); 4) и перевести на казахский и на английский язык;
Задание 1. Ролевая игра
(Продиктовать друг другу предложение, указать разряды местоимений.)
Задание 2. «Проверь себя».
Записать словосочетания, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, указать разряды местоимений. (Задание выполняются повариантно.)
І-вариант
(н…) на кого, на кого (не) похожий, о ком (то) ра…прашивает, с кем (нибудь) посоветоват…ся, (ни) у кого (н…) оказалось.
ІІ-вариант
(кое) с кем поспорить, спросить у кого (нибудь), (н..) при каких условиях, (н...) с чьим другом.
Задание 3. Орфоэпическая разминка.
Алфавит, каучук, квартал, километр, повторить
Задание 4. Записать предложения, исправить недочеты, перевести на
казахский язык.
А) Барыня приказала убрать щенка, он выполнил её указания.
Б) Шофер увеличил скорость автобуса, он должен был прибыть во время.
Конкурс «Эрудит».
- Местоимения делятся на ... разрядов?
- Какое местоимение пишется с одной буквой, а устно обозначаются двумя звуками? (Я)
- Какие личные местоимения мешают машинам на дорогах? (Я-ма)
- Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (те-сто)
- Какие личные местоимения самые «чистые»? (вы-мы-ты)
Задание 5. Составить синквейн со словом «местоимения»
Например: местоимение
Личные, указательные
Указывают, не называют, заменяют,
Необходимые в нашей речи.
Заменитель (дублер).
Домашнее задание.
Подобрать пословицы и поговорки, в которых употребляются местоимения и переведите их на английский язык. Указать разряды местоимений.