Решение проблемы Наблюдение по учебнику (с. 83 упр.83) - Прочитайте про себя. Определите из каких сказок даны строки. («Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне») СЛАЙД 7,8,9 - Кто автор этих стихотворных отрывков? (А.С.Пушкин) - Прочитайте выразительно первый отрывок. Сколько предложений в первом отрывке? (Одно предложение) - Кому принадлежат выделенные слова? (Царю Салтану) - Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы). - Прочитайте в предложениях только прямую речь. («Ой вы, гости-господа, Долго ездили? Куда?..» «Отпусти ты, старче, меня в море!» «Я ль, скажи мне. всех милее, Всех румяней и белее?») - (1 учебная задача) Что такое прямая речь? Почему эта речь получила такое название? СЛАЙД 10 (Прямая речь – передача чужой речи дословно, без изменения) - (2 учебная задача) Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? Из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи) - (3 учебная задача) Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. СЛАЙД 11 А: «П!» А: «П?» А: «П!» - Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы знать границы предложения) Работа над определением - Прочитайте определение на странице 84. - В каких случаях мы используем предложения с прямой речью? (Когда нам необходимо на письме передавать речь другого человека от его имени точно, дословно) - Из чего состоит предложение с прямой речью? (Такое предложение состоит из прямой речи и слов автора). Первичное закрепление А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. (Упр. 47 с. 26, дидактический материал к учебнику «Русский язык», Л.Ю.Комиссарова) - Прочитайте преложения. Какое место занимают слова автора по сравнению с прямой речью? - Спишите предложения, объясни постановку знаков препинания. (Проверка, работа в паре) СЛАЙД 12 - Составьте схемы предложений. А: «П!» А: «П». Закрепление изученного. - Послушайте два предложения: Я услышал, как мама сказала кому-то, что тайное становится явным. Я услышал, как мама сказала кому-то: «Тайное становится явным». - Запишите предложение с прямой речью. |