kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • Обобщить знания о простых предложениях, осложнённых однородными членами предложения, и о сложных предложениях.
  • Продолжить работу над предложением, как синтаксической единицей русского языка.
  • Практически ознакомить с механизмом  построения предложения с прямой речью и его  оформлением в  зависимости от порядка следования слов автора и прямой речи.
  • Уяснить отличие предложений с прямой и косвенной речью.
  • Развивать речь, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». »

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.


















- Начнем урок с повторения ранее изученного материала (фронтальная работа)

- Что такое предложение?

- Расскажите все, что вы знаете о предложении по плану СЛАЙД 2:

  • Цель высказывания (повествовательное, вопросительное. побудительное)

- Приведите примеры.

  • Интонация (восклицательное, невосклицательное)

  • Структура предложения (простое, сложное)

  • По наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное)


- Что такое сложное предложение?


(индивидуальное задание – 1 ученик у доски):

- Вставь буквы, выполни синтаксический разбор предложения:

Ласточка выпила воды и рассказала Дюймовочке свою историю. (повест., невоскл., простое, распр., с однородными сказуемыми)

- Найдите главные члены предложения. Расставьте знаки. СЛАЙД 3

- Составьте схему предложения.

а) Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

СЛАЙД 4

б) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

- Как называются все правила о постановке знаков препинания в рукописном и печатном тексте? (пунктуация) СЛАЙД 5

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
















Постановка проблемы

- Откройте теради. запишите число. СЛАЙД 6

На электронной доске flash-анимация (http://files.school-collection.edu.ru)

- Речь скольких людей ты слышишь?

- Сравни два предложения и отметь то, которое точнее передает слова автора (http://files.school-collection.edu.ru).

  • Савватий писал, что книжное писание душу просвещает.

  • Савватий писал: «Книжное же писание душу просвещает»

- Какое предложение передает точнее слова Савватия?

- Ваши предположения по оформлению предложения на письме.

Введение в раздел

- Откройте учебник на странице 82, прочитайте название раздела.

(предложения с прямой речью)

- Где вы встречались с прямой речью?

- Что будем изучать в этой теме?

- На какие вопросы надо ответить?

Постановка учебных задач

  • Что такое прямая речь?

  • Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?

  • Как оформить на письме предложение с прямой речью?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Воспитывать умение общаться, взаимодействовать при работе в парах.







ΙII. Развитие умений – применение знания.

Решение проблемы

Наблюдение по учебнику (с. 83 упр.83)

- Прочитайте про себя. Определите из каких сказок даны строки. («Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне») СЛАЙД 7,8,9

- Кто автор этих стихотворных отрывков? (А.С.Пушкин)

- Прочитайте выразительно первый отрывок. Сколько предложений в первом отрывке? (Одно предложение)

- Кому принадлежат выделенные слова? (Царю Салтану)

- Откуда это известно?

(Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы).

- Прочитайте в предложениях только прямую речь.

(«Ой вы, гости-господа,

Долго ездили? Куда?..»

«Отпусти ты, старче, меня в море!»

«Я ль, скажи мне. всех милее,

Всех румяней и белее?»)

- (1 учебная задача) Что такое прямая речь? Почему эта речь получила такое название? СЛАЙД 10

(Прямая речь – передача чужой речи дословно, без изменения)

- (2 учебная задача) Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? Из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи)

- (3 учебная задача) Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. СЛАЙД 11

А: «П!»

А: «П?»

А: «П!»

- Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы знать границы предложения)

Работа над определением

- Прочитайте определение на странице 84.

- В каких случаях мы используем предложения с прямой речью? (Когда нам необходимо на письме передавать речь другого человека от его имени точно, дословно)

- Из чего состоит предложение с прямой речью? (Такое предложение состоит из прямой речи и слов автора).

Первичное закрепление

А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. (Упр. 47 с. 26, дидактический материал к учебнику «Русский язык», Л.Ю.Комиссарова)

- Прочитайте преложения. Какое место занимают слова автора по сравнению с прямой речью?

- Спишите предложения, объясни постановку знаков препинания.

(Проверка, работа в паре) СЛАЙД 12

- Составьте схемы предложений.

А: «П!»

А: «П».

Закрепление изученного.

- Послушайте два предложения:

Я услышал, как мама сказала кому-то, что тайное становится явным.

Я услышал, как мама сказала кому-то: «Тайное становится явным».

- Запишите предложение с прямой речью.

ΙV. Итог урока.


- Найдите ключевые слова темы урока.

Дословно

Чужая речь

Однородные члены

Слова автора

Прямая речь

- Что такое прямая речь?

- Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?

- Как оформить на письме предложение с прямой речью?

- с помощью сигнальных карточек покажите, как вы поняли тему урока.

  • Зеленая карточка – очень хорошо понял(а)

  • Желтая карточка – не совсем понял(а)

  • Красная карточка – совсем не понял(а)










V. Домашнее задание.




1. Выучить правило на с. 84, упр. 1 с.95

2. (повышенный уровень) составить схемы предложений








Тема : «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».

Учитель: Щеблыкина Светлана Александровна

4 а класс

Цель: расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.





Задачи:

  • Обобщить знания о простых предложениях, осложнённых однородными членами предложения, и о сложных предложениях.

  • Продолжить работу над предложением, как синтаксической единицей русского языка.

  • Практически ознакомить с механизмом построения предложения с прямой речью и его оформлением в зависимости от порядка следования слов автора и прямой речи.

  • Уяснить отличие предложений с прямой и косвенной речью.

  • Развивать речь, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».

Автор: Щеблыкина Светлана Александровна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока на тему "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priamaia-riech-znaki-priepinaniia-pri-priamoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "170284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423528295"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект логопедического занятия   Тема: "Предложение. Слово". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-priedlozhieniie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "130495"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415905348"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока  русского языка «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью»"
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-poniatiie-o-priamoi-riechi-iz-chiegho-sostoit-priedlozhieniie-s-priamoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "248141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446665309"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Дорога к знаниям через сказочный лес""
    ["seo_title"] => string(38) "doroghakznaniiamchieriezskazochnyilies"
    ["file_id"] => string(6) "298543"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456338378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Грамматическая  основа предложения.   Подлежащее  и способы его  выражения» "
    ["seo_title"] => string(87) "grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426010520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства