kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект логопедического занятия Тема: "Предложение. Слово".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать  навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.  Уточнить  представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать  умение слушать себя и окружающих;  воспитывать личную ответственность за выполнение работы.
Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей,  компьютер, предметные и сюжетные картинки. 

ХОД ЗАНЯТИЯ
I.    Организационный момент
Повтори:
СА-са-са- вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ос-ос-ос – у Сани пёс.
Су-су-су –в лесу увидели лесу.
II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.
    - Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка,  чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.
1. Вкусное варенье.
2. Иголочка.
3. Лопаточка.
4. Наказать непослушный язычок.
5.  Чашечка.
Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой.
- Ребята,  нам прислал письмо  Дракончик! А в конверте письмо с заданиями. 
- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.) 
- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)
- Какой письменной или устной  речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.) 
- Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.) 
- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.
 Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?         

?    Составьте слово из букв. 
М,И,Р
К,о,т
- Если переставить буквы, какое новое слово получится? 

Составление предложений по картинке: 

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения. 
Листья опадают. 
Часто идут дожди.
Птицы улетают на юг.
Люди загорают на пляже.
Дети пошли в школу.
   - Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.) 

- Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) 
  Составление графических схем предложений.

- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)
- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)
- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)
- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)
- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)
- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.) 

- Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений. 
Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

- Ребята, Дракончик  приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих  предложений. 
- Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений. 

VI. Физминутка 
Дракоша. (презентация)

VII. Определение границ предложений в тексте.
- Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

      Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины. 
- Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

- Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова). 
Быть у каждого должна очень умной" голова. 

- Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать? 

Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти. 
Темя, плечи, лоб и грудь  И лопатки не забудь. 
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. 
Есть колени и спина, Но она всего одна. 
Есть у нас на голове Уха два и мочки две. 
Брови, скулы, и виски,  И глаза, что так близки. 
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! 
Подбородок под губой. Это человек такой. 

- Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).
 - Туловище имеет руки и ноги. 

- Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. 

- А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

- А, чего нет у животных – лица. 

- А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

- Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

?    Образование существительных множественного числа. 
Игра с мячом: «Один – много».

- А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много. 
            Ухо – уши,  шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - …. 

?    Согласование существительного с числительным. 
Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино
- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
- Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/
- Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
- Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

?    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.
не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.
руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

?    Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»
лицо грустное - /веселое/
волосы темные - /светлые/
волосы длинные- /короткие/
волосы прямые - /кудрявые/
нос большой - /маленький/
толстый -/худой/
высокий- /низкий/
?    Многозначность слов. 
- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. 
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула;
Кисти – малярная, кисть винограда;
Язычок – у ботинка, пирожное;
Ножки – у стула, у гриба. 

VIII. Развитие неречевых процессов.

Нарисуй по клеточкам вторую половинку человечка. 
XI. Итог занятия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия Тема: "Предложение. Слово". »

Конспект логопедического занятия


Тема. Предложение. Слово.


Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.  Уточнить представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих;  воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Повтори:

СА-са-са- вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.


II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

- Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5. Чашечка.

Упражнение на дыхание- «Султанчики».


III. Работа над темой.

- Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

- Какой письменной или устной  речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

- Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?



  • Составьте слово из букв.

М,И,Р

К,о,т

- Если переставить буквы, какое новое слово получится?


  • Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.




- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

- Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)


  • Составление графических схем предложений.


- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)


- Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.


- Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих  предложений.

- Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.


VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)


VII. Определение границ предложений в тексте.

- Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.


Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.


VI I. Определение частей тела у Буратины.

- Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.


- Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной" голова.


- Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?


Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь  И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,  И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

- Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

- Туловище имеет руки и ноги.


- Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.


- А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.



- А, чего нет у животных – лица.



- А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.



- Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.



  • Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».



- А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….



  • Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

- Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

- Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

- Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/


  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».


не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)


  • Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

  • Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Ручка – у двери, у сумки, авторучка;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.


VIII. Развитие неречевых процессов.

XI. Итог занятия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект логопедического занятия Тема: "Предложение. Слово".

Автор: Зорина Таисья Владимировна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука Л в словах, предложениях и скороговорках."
    ["seo_title"] => string(105) "konspiektloghopiedichieskoghozaniatiiatiemaavtomatizatsiiazvukalvslovakhpriedlozhieniiakhiskoroghovorkakh"
    ["file_id"] => string(6) "322801"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461677500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект   логопедического занятия  Тема: Дифференциация ч-щ. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-diffierientsiatsiia-ch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "163165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект логопедического занятия по формированию выразительного чтения «Не торопись говорить, торопись думать» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-po-formirovaniiu-vyrazitiel-nogho-chtieniia-nie-toropis-ghovorit-toropis-dumat"
    ["file_id"] => string(6) "190525"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427188646"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука» "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-avtomatizatsiia-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "188658"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426704662"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [з] - [ж]""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_diffierientsiatsiia_zvukov_z_zh"
    ["file_id"] => string(6) "399549"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489330963"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства