Конспект урока по познанию мира предназначен для учащихся 4 класса на тему "Понятие о космосе". Данный урок предусматривает следущие цели:расширить представление о космосе, космических телах, Галактике, Солнечной системе, разъяснить, чем отличаются планеты от звёзд;познакомить с историей освоения космоса; развивать познавательный интерес, кругозор, умение сравнивать, обобщать;развивать внимание, воображение учащихся;воспитывать патриотизм, стремление всегда достигать поставленной цели, быть самостоятельными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать патриотизм, стремление всегда достигать поставленной цели, быть самостоятельными.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
-Что вы можете пожелать своим одноклассникам?
2. Актуализация знаний.
- Можно ли увидеть Солнце и звёзды одновременно?
- Можно ли полететь на Солнце?
- Где Солнце всходит, а где заходит?
- Движется ли Солнце вокруг Земли или нам это кажется?
- Когда можно наблюдать звёзды и Луну?
- Что такое Солнце и Земля?
- Чем отличаются звёзды и планеты?
3. Цели и задачи урока.
Найти точные ответы на эти и другие вопросы нам поможет раздел, который мы начинаем изучать. Тема нашего урока «Понятие о космосе».
-О чём пойдёт сегодня речь?
-Какие цели вы перед собой ставите? (Дети формулируют задачи урока.)
4. Постановка проблемной ситуации.
Человека с древних времён интересовало космическое пространство. В процессе развития человечества менялись представления о Вселенной. Трое учёных из разных времён собрались вместе и начали спорить. Давайте разберёмся, кому из них принадлежат высказывания, и определим, кто из них прав. -Каждое утро в золотой колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос – бог Солнца. Так гласит легенда древних греков. Земля представлялась им в виде диска, плавающего в море. А небо - в виде большого купола. Днем оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звезды, планеты. Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами. А каков на самом деле наш мир?
-Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это Вселенная.
5. Зрительная гимнастика
Зафиксируйте подбородок. Напишите слово «Вселенная» в воздухе 1 раз.
6. Объяснение нового материала
А)-Итак, давайте разберёмся, что же такое Вселенная? Дети ищут ответы-определения в тексте учебника.
-Что за изображение представлено вашему вниманию?(Галактика)
Что такое Галактика?
- Что такое метеорит?
- Что вы знаете о комете?
- Что такое звезда? Как называются группы звёзд?
- Что такое Солнечная система?
- Какие планеты входят в Солнечную систему?
Названия планеты получили в честь греческих или римских богов. Люди выбирали имена богов так, чтобы их история соответствовала происхождению планеты.
Является ли Солнце планетой? Что вы знаете про Луну? (Солнце – звезда.)
7. Физминутка
8.Работа над темой
Б) С древних времен человек изучал небо, звезды, используя примитивные телескопы, оборудование. Мысль о полете подобно птице издавна не давало человеку покоя. Чего только он не придумывал- надувал шары теплым воздухом, мастерил крылья…Наконец научились строить дирижабли и самолет.
9. Первоначальное закрепление полученных знаний
- Названия каких планет пропустил художник. Подпишите.
- Закончи фразы и объясните, чем планета отличается от звезды (устно).
- Обозначь место Земли во Вселенной, нарисуй стрелочки в схеме. (Дети подписывают названия планет, дописывают фразы о том, чем отличается планета от звезды.)
10. Самопроверка
Выполнив задание, у вас получится контур, напоминающий одно из созвездий. Если на вопрос нужно ответить положительно - ставится «+», отрицательно – «0« (заполнение производится по горизонтали).
* Солнце – самая большая звезда. (0)
* Солнце – это звезда. (+)
* Звёзды кажутся маленькими, потому что находятся далеко от Земли. (+)
* Планета в переводе означает «блуждающая звезда». (+)
* Планета светится отражённым светом. (+)
* Расстояние между космическими телами измеряется в км. (0)
* В Солнечную систему входят планеты, их спутники, кометы, метеориты. (+)
* Каждая звезда, как и наше Солнце, имеет свою систему. (+)
* Вселенная и Галактика – это одно и тоже. (0)
-Какое созвездие напоминает полученное изображение?
Игра «Крестики-нолики».
О
Х
Х
Х
Х
О
Х
Х
О
11. Итог урока.
Что понравилось на уроке?
Над чем ты задумался на уроке?
О чём хочешь узнать больше?
12. Домашнее задание
Пересказ текста, ответы на вопросы, сообщения о планетах – по желанию.