Ход урока: I. Орг. момент «Небо украшают звёзды, а человека знания и труд». Как вы понимаете эту пословицу? Загадка: Звёзды, астероиды, кометы, Метеоры, спутники, планеты, Необъятность взглядом бесконечность, Мрак, величие, тайны, вечность. (Космос) Как по другому называют космос? (Вселенная) II. Повторение Стратегия черный ящик или географический диктант «Минутка самого умного» 1.Звёзды – это … (раскаленные огненные шары или солнца). 2. Невооружённым взглядом на небе видно около …(3000 звёзд). 3. Вокруг солнца вращается … (8планет). 4. Спутник Земли … (Луна). 5. Солнце и планеты образуют … (Солнечную систему). 6. Планеты – это … (небесные тела). 7. Что ещё входит в состав Солнечной системы? (малые планеты, кометы, метеорные тела) 8. Назовите самую ближайшую к солнцу планету. (Меркурий) 9. Какая планета дальше всего о Солнца? (Плутон) 10. Луна сама светится или отражает солнечный свет? (Отражает) 11. Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер) 12. Какая планета самая маленькая в Солнечной системе? (Меркурий) По порядку все планеты Назовёт любой из вас: Раз- Меркурий, Два- Венера, Три- Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун, Он восьмым идёт по счёту «Построй модель Солнечной системы» (АВ) - Солнце - Меркурий - Венера - Земля - Марс - Уран - Юпитер - Нептун - Сатурн - Плутон За один правильный ответ ставится 1 балл. «5» – 12-11 баллов «4» – 10-9 баллов «3» – 6-8 баллов Если вы набрали менее 6 баллов, то вам нужно повторить материал. Формулировка темы, постановка учебных задач О чем вы думаете, когда смотрите в звездное небо? С давних пор загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Цель нашего урока - получить новые знания. Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответы? (дети задают вопросы) Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать: Кто и когда впервые полетел в космос? - Как устроен космический корабль? А чему мы должны научиться на нашем необычном уроке? (ответы детей) Итак, на уроке вы должны научиться рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова. Актуализация знаний. Изучение нового Из истории Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно хотели оторваться от земли и парить в небе, как птицы. Особенно это нам известны полёты из сказок. - На чём летали герои сказок? (ковёр самолёт, метла со ступой) Это всё в сказках, а что же на самом деле придумал человек, чтобы подняться в небо. (вспоминаем легенду о Икаре) В жизни находились среди людей смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев И использовали даже воздушный шар, к которому была прикреплена корзина, где находились люди , шар наполняли горячим дымом, шар поднялся невысоко и летал недолго, как только дым остывал шар опускался на Землю С каждым годом человек усовершенствовал свои знания, он хотел во чтобы ни стало взлететь в небо, подняться к звёздам, исследовать космос. Но все, же на разведку в космос на космических ракетах сначала отправили не человека 4 октября 1957 году был запущен первый в мире искусственный Спутник Земли (объясняю, что такое искусственный спутник). Но он не смог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? (Н/Н 4 октября 1957) Второй спутник вышел в космос с пассажирами на борту- четвероногие разведчики Белка и Стрелка полетели в космос. (показ слайд№4 Белки и Стрелки) Кроме их летали в космос белые крысы и мыши, все они вынесли необычныеусловия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы некоторое время. (объясняю, что такое невесомость) 2 «Он нас позвал в космос» Вознёсся в космос человек И снова Землю оглядел: Напрашивается много дел. -Кто он первый первопроходец звёздных дорог? (Ю.А.Гагарин) портрет слайд№5 Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г в Смоленской области. В школе маленький юра учился на отлично, в 15 лет решил оставить учёбу В школе и поступил в ремесловое училище закончил на отлично и с гордостью назвал себя рабочим. Стремился к знаниям. Он не боялся трудностей, знал что такое труд. Он хотел стать космонавтов. И у него это получилось Много приходилось трудиться: прыжки с парашюта, полёты на самолётах, Изучение сложной аппаратуры и устройства корабля, знать астрономию и медицину- все прошёл он, прежде чем занять место к кабине космического корабля «ВОСТОК-1».(показ слайд№6) Космические корабли были разные. (Слайд№7 показ разных космических кораблей) И вот настал этот день, который стал началом исследования космоса. Этот день 12 апреля Навеки запишут в календарь Как начало восхожденья к цели О которой лишь мечтали встарь. В этот день такое совершилось, Бурею ворвалось, Изумило и ошеломило, Очень небывалое сбылось. (Н/п 12 апреля 1961 год) Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевещания говорилось на всех языках мира, то в Советском союзе выведен на орбиту вокруг земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического- корабля спутника являлся лётчик-майор Ю.А.Гагарин. С утра гудели провода На них вовсю качались птицы Светились крыши, как слюда, И далям не было границы. Но вдруг плавучий синий день, День, излучающий тишь и звень, Ворвался именем Гагарин «Герой! Простой смоленский парень» За 108 мин корабль «Восток» со скоростью 28.000 км/ч совершил по орбите целый оборот вокруг земного шара. Ученик (сообщение АВ)Первым человеком, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос, был Алексей Леонов 18 марта 1965 г. После в 1969 году впервые на лунную поверхность ступил американский астронавт Нейл Армстрон, и он сказал о Гагарине так «Он позвал нас в космос» Когда Ю.А.Гагарин находился в космосе, он посмотрел в окно космического корабля- иллюминатора на Землю, вот что он увидел. (показ слайд № 8- вид земли с космоса) Пилот в космической ракете, На землю глянул с высоты, Ещё никто, никто на светеТакой не видел красоты. Внизу, за стёклами кабины В молочных облаках лежал- Далёкий, маленький, любимый Земной, голубоватый шар. Вернувшись на Землю. После этого полёта он сказал: -Чувствую себя отлично, готов выполнить любое задание. Когда на землю он вернулся. Закончив звёздные дела, Так белозубо улыбнулся, Улыбка так была тепла. В ней доброта и сила. Ни капли превосходства нет. Ю.А Гагарин – не только первооткрыватель космоса, он был и навсегда останется замечательным человеком. (слайд№9 –портрет Ю.А.Гагарина) 27 марта 1968 года он вместе с инструктором, командиром части Серёгиным, вылетел в зачётный полёт, этот полёт был учебно - тренировочный. И он же стал для них последним. Самолёт упал в густых лесах Владимирской области. В отчёте Государственной комиссии записано: отказ техники. -Как вы понимаете отказ техники? Но космонавты продолжают дело Ю.А.Гагарина. Их сейчас много, но первым был Гагарин, который шагнул в неизвестность, чтобы указать путь другим. Среди этих космонавтов есть космонавты женщины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Николаевна- Терешкова (показ слайд№10 В.Н. Терешковой) И есть наши казахстанские космонавты, которые тоже наравне с другими космонавтами покоряют и исследуют космос. -Кто может их назвать? 3казахтанские космонавты в космосе. Первым казахстанцев, полетевшим в космос стал Тохтар Аубакиров- 2 октября 1991 г, тем самым сделав свою родину –независимый Казахстан- космической державой(Н/П+ портрет) До того, как стать космонавтом. Тохтар Аубакуров был лётчиком испытателем. Стать космонавтом ему предлагали дважды он отказывался, но только когда к нему лично обратился Президент РК Н.А.Назарбаев, он согласился. 2.10.1991г он стартовал ещё с 2- мя космонавтами на космическом корабле «Союз ТМ-13» и течение 6 дней работал на борту орбитального комплекса «МИР».Тохтар Аубакиров стал космонавтом. А наша Родина стала полноправным членом клуба космических держав. Он: генерал- майор, доктор технических наук, профессор Кокшетауского университета, заслуженный летчик- испытатель. Народный герой Казахстана Халык Қаһарманы. Имеет много наград и орденов. Автор двух книг. Второй космонавт Казахстана- Талгат Амангельдинович Мусабаев(Н/П+портрет) Трижды побывал в космосе. За три полёта длительность пребывания в космосе 8.193ч48мин46сек. 1 полёт-1994г в качестве бортинженера. 2 полёт- 1998 в этот полёт он выполнил 5 выходов в открытый космос. Где пробыл 30ч08мин.Это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннеса 3полёт-28 апреля по 6 мая 2001г уже в качестве командира. В этот полёт он взял с собой флаг РК, портрет президента РК, Конституцию РК, капсулу с землёй из Астаны, Коран. Вместе с ним в космос впервые в истории космонавтики полетел космический турист- американский миллиардер Денис Тимо. Он: лётчик- космонавт РФ и Казахстана, инструктор космонавт- испытатель, генерал- майор авиации. Народный герой Казахстана- Халык ,герой РФ. Имеет много наград:орденов и медалей. Талгат Амангельдинович Мусабаев- Почётный гражданин городов: Кызыл- Орда, Жесказгана, Талдыкоргана, Алматы. Нам ребята есть чем гордится- нашей Родиной, прекрасными людьми на которых надо равняться. Но возникает вопрос, а как все космические корабли взлетают в космос? (Показ слайд№11) 4 Байконур- космическая гавань. Космические корабли стартуют с космодрома. Да именно в Казахстане есть такой космодром-Байконур. Именно с него был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли. От сюда и сейчас стартуют космические корабли. Слово «Байконур» стало синонимом слова Космос. А Казахстан- стал космической державой. В 2007 г исполнилось 50 лет Байконуру. Байкону́р (с каз. Байқоңыр — богатая долина), космодром «Байконур» — первый и крупнейший[1] в мире космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Тюратам. Занимает площадь 6717 км². Радушно приветствует гостеприимный Байконур всех космонавтов из разных стран. Здесь есть гостиница «Космос», где космонавты отдыхают перед и после полётов. Так же есть аллея, где каждый сажает дерево, начало которой положил Ю.А.Гагарин. Каждому присваивается звание «Почётный строитель Байконура» с вручением значка «Строитель Байконура» Но как бы далеко и высоко ни взлетал человек, где бы он не находился в другой стране, в глубинах морей и океанов он всегда возвращается к себе домой на Землю. Земля. Ты наш добрый дом. Ты так огромна. Так мила, Родней дома не найдём, Я сын любви твоей, Земля! Земля- родина любви. Средь бурь, невзгод, среди ветров Храни главные слова твои: Земля, Родина, Любовь. (прослушивание 1 куплета песни «Трава у дома») -Ответьте так, что сниться человеку, который находится в космосе? Учитель : Настоящим космонавтом может стать не каждый человек. У вас на столах есть стикеры. На них нужно записать качества, которыми обязательно должен обладать космонавт. Значение исследования космоса. - Как вы думаете для чего нужно исследовать космос? - По данным из космоса можно прогнозировать различные ситуации. - Вследствие увеличения добычи и переработки нефти в Каспийском море возникла экологическая угроза в этом регионе. И на вопросы о будущем изменении условий экологии Каспия могут ответить только наблюдения и конкретные фотографии из космоса. - Проблемы Арала также исследуются из космоса, это связано с тем, что описание последствий исчезновения такого водоема можно точно определить только с космического расстояния. - Фотографии, сделанные из космоса, являются основой для различных географических карт. - По фотографиям из космоса мы узнаем о погоде, о движении ураганов, циклонов и т.д. Закрепление. Стратегия горячий стул Учитель; Пора и нам возвращаться из нашего путешествия. Удалось ли нам узнать что-то новое? Какие слова вы узнали сегодня на уроке? (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, межпланетная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат) Викторина 1. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная) 2. Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце) 3. Человек, который испытывает космическую технику? (Космонавт) 4. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день первый человек побывал в космосе) 5. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы) 6. Первый космонавт, побывавший в космосе? (Гагарин) 7. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет) 8. Орбитальная станция, использованная в течении 15 лет? (Мир) 9. Сияющие в ночном небе тела из раскалённого газа? (Звёзды) 10. В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристёгнутых к кровати) 11. Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и Стрелка) 12. Их цвет зависит от температуры и величины? (Звёзды) 13. Спутник Земли? (Луна) 14. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Королёв) «Вставьте пропущенные слова». А) Солнце, Луна, звёзды, планеты – это _______________________ тела. Б) Планеты – это ____________________ небесные тела. В) Солнце, планеты и другие небесные тела составляют______________________________ Г) Луна - ________________ Земли и движется вокруг неё. (А – небесные тела. Б – холодные. В – Солнечную систему. Г – спутник.) Составить синквейн на слово «Космос» Домашнее задание: § знать не менее 5 фамилий космонавтов; уметь отвечать на вопросы по параграфу (АВС)(стр.23); индивидуальные задания (АВ) - проект по темам: «Первые животные в космосе - Белка и Стрелка», «Улыбка Гагарина», «Леонов - первый человек в открытом космосе» Рефлексия Учащимся предлагается подвести итог урока, рассказать о том, что было изучено на уроке, какую работу проделали, что понравилось, что нет. (свои пожелания ученики могут написать на стикерах и сдать их учителю) |