kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 5 классе "Космос древних греков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Космос древних греков».

Цель урока: рассмотреть представления о мире древних греков и сравнить их с представлениями других древних народов.

Задачи урока: 1) получить представление о целостности и многообразии мира;

2) сравнивать древние и современные представления о мире, строить логически обоснованные рассуждения и делать выводы;

3) уметь выявлять проблему, выдвигать версии и  выбирать средства достижения цели.

Тип урока: урок-исследование.                      

Дидактическое пространство урока: в ходе урока использована авторская презентация, учебники «История Древнего мира» изд-во Баласс, автор Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецова, высказывания древнегреческих философов, задания для групповой работы.

Методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

                                                                   ХОД УРОКА.

«Вы, эллины, вечно остаетесь детьми,

и нет среди эллинов старца!»

 Платон, древнегреческий философ.

  1. Актуализация знаний
  1. Чтение диалога Антошки с Источниковедом
  2. Беседа по вопросам:
  • Как называется такое мировосприятие, при котором люди почитают множество богов?
  • Каких богов почитали древние греки?
  • Как вы думаете, почему именно этих богов они почитали?
  • Укаких изученных нами народов так же было множество богов?
  • Чем древнегреческие боги отличались от богов других народов?
  1. Определение темы, проблемы урока и средств достижения цели
    • : Почему древние греки спорили с богами?
    • : - они их не боялись

- они хотели изменить миропорядок

- их боги были частью их мира

Выбор средств достижения цели: Как мы можем узнать, какая версия является верной?

  1. Изучение нового материала  
  2.  «Картина мира - «космос» древних греков» и текстом «От хаоса к олимпийскому спокойствию» учебник с. 140-141.

Задание №1. Соотнесите понятия и определения:   

      КОСМОС          Всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония

      ХАОС                Вселенная как стройная организованная система          

      ЛОГОС              Бесформенная совокупность материи и пространства

Задание №2. Расположите в правильной последовательности и объясните свой выбор.

Боги –Титаны –Люди –Герои

Задание №3.  Заполните таблицу « Боги и люди».

Задание №4. Соотнесите греческих богов и те занятия качества, которым они покровительствовали.

  1. Афина                                            а) охота                          
  2. Афродита                                      б) семья
  3. Артемида                                       в) кузнечное дело
  4. Арес                                                г) торговля
  5. Аполлон                                         д) искусство
  6. Гефест                                            е) красота
  7. Гермес                                            ж) виноградарство
  8. Дионисий                                        з) мудрость
  9. Гера                                                 и) война
  1. Работа класса со схемой «От хаоса к космосу»
  1. Беседа с учащимися по вопросам:

(базовый уровень)

  • Что общего у греческих богов и людей и чем они отличаются от них?
  • Почему понятия  «космос - хаос – логос» возникли в сознании древних греков?
  • Почему хаос превратился в космос?

            (повышенный уровень)

  • Чем отличается порядок-космос и порядок-логос?
  1. Подведение итогов по проблеме урока.

Какая версия подтвердилась?(Подтвердились все три версии).

  1. Закрепление знаний.
  1. Чтение текста учебника  с.144-145.
  2. Беседа по вопросам:
  • Почему греки стали сомневаться в существовании богов?

(Их реальность не соответствовала идеальной картине мира)

  • Какой выход они нашли в создавшейся ситуации?

(Они попытались объяснить мир с точки зрения науки)

  • Как изменилась их картина мира?

(Она стала основываться на научных знаниях)

  • Как теперь отнеслись греки к своим богам?
  1. Повторение изученного на уроках обществознания.
  1. Беседа по вопросам:
  • Кого мы называем философами?
  • Что озачает слово «философия»?
  1. Работа с высказываниями по алгоритму:

– Автор высказывания

– Главная информация

– Её смысловые части

– Дополнительные вопросы к выделенным частям информации

– Твоя формулировка.

-- Можем ли мы согласиться с этими высказываниями?

В изменениях мы находим свое предназначение.                                      Гераклит

Все исследуй, давай разуму первое место.                                      Пифагор    

Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию.                      Демокрит

 

Вывод: именно в  Древней Греции зарождается философское мировоззрение. Греческими философами были созданы: новое научное мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Греки считали, что космос охватывает Землю, человека и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Постоянный поиск – вот, что является смыслом жизни древнегреческих философов. Как дети, греки были очень любознательны. В тоже время, их взгляды были наивными и часто противоречили друг другу. В них богам теперь отводилась второстепенная роль. Люди пытались познать мир из него самого. Именно древнегреческие философы сделали открытия, которые и сегодня лежат в основе многих современных наук.

  1. Домашнее задание.
  1. Вопрос: какие достижения древних греков мы до сих пор используем в современной жизни?
  2. Составьте их список, рассказ или презентацию.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе космос древних греков»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. Губкинский

_____________________________________________________________

дом 31, микрорайон 2, город Губкинский, ЯНАО, 629830

Код 34936 телефон: (факс) 3-23-48, 5-30-50; 5-30-69; 5-40-20; 5-28-95; E-mail: s1-secretar@uo-gub.ru








Интегрированный урок история-обществознание в 5 классе

Тема урока: «Космос древних греков».

Т.В. Барыбина

Учитель истории и обществознания

О. В. Ионина

Учитель обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1»















г. Губкинский

2014

Тема урока: «Космос древних греков».

Цель урока: рассмотреть представления о мире древних греков и сравнить их с представлениями других древних народов.

Задачи урока: 1) получить представление о целостности и многообразии мира;

2) сравнивать древние и современные представления о мире, строить логически обоснованные рассуждения и делать выводы;

3) уметь выявлять проблему, выдвигать версии и выбирать средства достижения цели.

Тип урока: урок-исследование.

Интеграция: история и обществознание.

Дидактическое пространство урока: в ходе урока использована авторская презентация, учебники «История Древнего мира» изд-во Баласс, автор Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецова, высказывания древнегреческих философов, задания для групповой работы.

Методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

ХОД УРОКА.

«Вы, эллины, вечно остаетесь детьми,

и нет среди эллинов старца!»

Платон, древнегреческий философ.

  1. Актуализация знаний

  1. Чтение диалога Антошки с Источниковедом

  2. Беседа по вопросам:

  • Как называется такое мировосприятие, при котором люди почитают множество богов?

  • Каких богов почитали древние греки?

  • Как вы думаете, почему именно этих богов они почитали?

  • Укаких изученных нами народов так же было множество богов?

  • Чем древнегреческие боги отличались от богов других народов?

  1. Определение темы, проблемы урока и средств достижения цели

Проблема: Почему древние греки спорили с богами? Запись на доске

Версии: - они их не боялись

- они хотели изменить миропорядок

- их боги были частью их мира

Выбор средств достижения цели: Как мы можем узнать, какая версия является верной?

  1. Изучение нового материала

1. Самостоятельная работа в группах со схемой «Картина мира - «космос» древних греков» и текстом «От хаоса к олимпийскому спокойствию» учебник с. 140-141.

Задание №1. Соотнесите понятия и определения:

КОСМОС Всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония

ХАОС Вселенная как стройная организованная система

ЛОГОС Бесформенная совокупность материи и пространства

Задание №2. Расположите в правильной последовательности и объясните свой выбор.

Боги – Титаны – Люди – Герои

Задание №3. Заполните таблицу « Боги и люди».

ОБЩЕЕ:

РАЗЛИЧИЯ:

БОГИ

ЛЮДИ



Задание №4. Соотнесите греческих богов и те занятия качества, которым они покровительствовали.

  1. Афина а) охота

  2. Афродита б) семья

  3. Артемида в) кузнечное дело

  4. Арес г) торговля

  5. Аполлон д) искусство

  6. Гефест е) красота

  7. Гермес ж) виноградарство

  8. Дионисий з) мудрость

  9. Гера и) война

  1. Работа класса со схемой «От хаоса к космосу»

ХАОС

__________

Титаны

  1. Зевс 2. ___________ 3. _____________

КОСМОС

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

(базовый уровень)

  • Что общего у греческих богов и людей и чем они отличаются от них?

  • Почему понятия «космос - хаос – логос» возникли в сознании древних греков?

  • Почему хаос превратился в космос?

(повышенный уровень)

  • Чем отличается порядок-космос и порядок-логос?

  1. Подведение итогов по проблеме урока.

Какая версия подтвердилась? (Подтвердились все три версии).

  1. Закрепление знаний.

  1. Чтение текста учебника с.144-145.

  2. Беседа по вопросам:

  • Почему греки стали сомневаться в существовании богов?

(Их реальность не соответствовала идеальной картине мира)

  • Какой выход они нашли в создавшейся ситуации?

(Они попытались объяснить мир с точки зрения науки)

  • Как изменилась их картина мира?

(Она стала основываться на научных знаниях)

  • Как теперь отнеслись греки к своим богам?

  1. Повторение изученного на уроках обществознания.

  1. Беседа по вопросам:

  • Кого мы называем философами?

  • Что озачает слово «философия»?

  1. Работа с высказываниями по алгоритму:

– Автор высказывания

– Главная информация

– Её смысловые части

– Дополнительные вопросы к выделенным частям информации

– Твоя формулировка.

-- Можем ли мы согласиться с этими высказываниями?

В изменениях мы находим свое предназначение. Гераклит

Все исследуй, давай разуму первое место. Пифагор

Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию. Демокрит


Вывод: именно в Древней Греции зарождается философское мировоззрение. Греческими философами были созданы: новое научное мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Греки считали, что космос охватывает Землю, человека и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Постоянный поиск – вот, что является смыслом жизни древнегреческих философов. Как дети, греки были очень любознательны. В тоже время, их взгляды были наивными и часто противоречили друг другу. В них богам теперь отводилась второстепенная роль. Люди пытались познать мир из него самого. Именно древнегреческие философы сделали открытия, которые и сегодня лежат в основе многих современных наук.

  1. Домашнее задание.

  1. Вопрос: какие достижения древних греков мы до сих пор используем в современной жизни?

  2. Составьте их список, рассказ или презентацию.


  1. Список использованной литературы:

  1. Данилов Д.Д. .В. Кузнецов, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова и др. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Баласс 2013

  2. Данилов Д.Д. Турчина М.Е., Монченко Л.Н. Всеобщая история 5 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс 2013


Приложение №1.

Задания для групп.

Задание №1. Соотнесите понятия и определения:

КОСМОС Всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония

ХАОС Вселенная как стройная организованная система ЛОГОС Бесформенная совокупность материи и пространства


Задание №2. Расположите в правильной последовательности и объясните свой выбор.


Боги – Титаны – Люди – Герои


Задание №3. Заполните таблицу « Боги и люди».


ОБЩЕЕ:



РАЗЛИЧИЯ:

БОГИ

ЛЮДИ







Задание №4. Соотнесите греческих богов, занятия и качества, которым они покровительствовали.

  1. Афина а) охота

  2. Афродита б) семья

  3. Артемида в) кузнечное дело

  4. Арес г) торговля

  5. Аполлон д) искусство

  6. Гефест е) красота

  7. Гермес ж) виноградарство

  8. Дионисий з) мудрость

  9. Гера и) война

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Образовательная система «Школа 2100» Урок истории в 5 классе  Тема: космос древних греков

Образовательная система «Школа 2100»

Урок истории в 5 классе Тема: космос древних греков

В чём противоречие?

В чём противоречие?

  • Люди почитали богов и не смели им перечить.
  • Люди спорили с богами.
Проблема урока: Почему греки часто спорили с богами?  

Проблема урока:

Почему греки часто

спорили с богами?

 

Знаем: Надо узнать: - Что такое религия; - Какие религии существовали у древних народов;  - Какими были ценности и правила жизни греческого полиса - Мифы о происхождении мира и богов, об отношениях богов и людей  Боги древних греков  Почему возникла  философия

Знаем:

Надо узнать:

- Что такое религия;

- Какие религии существовали у древних народов;

- Какими были ценности и правила жизни греческого полиса

- Мифы о происхождении мира и богов, об отношениях богов и людей

  • Боги древних греков
  • Почему возникла

философия

Картина мира –  «космос» древних греков Уран - Небо Гея - Земля Зевс - Земля Посейдон- Вода Аид-царство теней

Картина мира – «космос» древних греков

Уран - Небо

Гея - Земля

Зевс - Земля

Посейдон- Вода

Аид-царство теней

ЗЕВС- бог громовержец

ЗЕВС- бог громовержец

Посейдон- бог морских глубин

Посейдон- бог морских глубин

Аид- бог подземного царства

Аид- бог подземного царства

Гелиос

Гелиос

Селена

Селена

Гера

Гера

Артемида

Артемида

Афродита

Афродита

Афина

Афина

Аполлон

Аполлон

Арес

Арес

Гефест

Гефест

Гермес

Гермес

Дионис

Дионис

Сфера покровительства бога Боги Древней Греции Природные силы: Занятия: Искусство: Война: Человеческие качества

Сфера покровительства бога

Боги Древней Греции

Природные силы:

Занятия:

Искусство:

Война:

Человеческие качества

Сфера покровитель-ства  Боги Древней Греции Природные силы: Зевс - бог громовержец, Аид - бог подземного царства, Гелиос - бог Солнца Селена – богиня Луны Занятия: Артемида - богиня охоты, Гефес - бог –кузнец, Гермес - вестник богов (покровитель торговли) Искусство: Афина – богиня мудрости ( покровительница наук и ремёсел) Дионис – бог-кузнец Аполлон- покровитель искусств Война: Арес - бог войны, Афина – богиня справедливой войны Человеческие качества: Гера - богиня семьи и брака, Афродита - богиня любви и красоты, Афина - богиня мудрости

Сфера покровитель-ства

Боги Древней Греции

Природные силы:

Зевс - бог громовержец, Аид - бог подземного царства, Гелиос - бог Солнца Селена – богиня Луны

Занятия:

Артемида - богиня охоты, Гефес - бог –кузнец, Гермес - вестник богов (покровитель торговли)

Искусство:

Афина – богиня мудрости ( покровительница наук и ремёсел) Дионис – бог-кузнец

Аполлон- покровитель искусств

Война:

Арес - бог войны, Афина – богиня справедливой войны

Человеческие качества:

Гера - богиня семьи и брака, Афродита - богиня любви и красоты, Афина - богиня мудрости

1.Боги Греции.
  • 1.Боги Греции.

Каких богов Древней Греции вы знаете?

Чему они покровительствовали?

Сравните религию древних

греков, египтян и иудеев.

Докажите, что повседневная жизнь древних греков оказала влияние на их религию и мифологию .

Проблема урока: Почему греки часто спорили с богами?  

Проблема урока:

Почему греки часто

спорили с богами?

 

ОТ ХАОСА К КОСМОСУ ХАОС __________ ТИТАНЫ  ЗЕВС 2. _______ 3. _______ КОСМОС

ОТ ХАОСА К КОСМОСУ

ХАОС __________

ТИТАНЫ

  • ЗЕВС 2. _______ 3. _______

КОСМОС

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ

  • философия - «любомудрие», «любовь к мудрости»
  • это наука обо всем, наука о главном
  • ФИЛОСОФ – ТОТ КТО ЛЮБИТ И ИЩЕТ МУДРОСТЬ
Гераклит  В изменениях мы находим свое предназначение.

Гераклит

В изменениях мы находим свое предназначение.

Пифагор  Все исследуй, давай разуму первое место.

Пифагор

Все исследуй, давай разуму первое место.

Демокрит Надо стремиться к умению мыслить,  а не к многознанию.

Демокрит

Надо стремиться

к умению мыслить,

а не к многознанию.

Высказывания древнегреческих философов В изменениях мы находим свое предназначение. Гераклит Все исследуй, давай разуму первое место. Пифагор  Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию .  Демокрит

Высказывания древнегреческих философов

  • В изменениях мы находим свое предназначение. Гераклит
  • Все исследуй, давай разуму первое место. Пифагор
  • Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию .

Демокрит

Урунова Насфия Миндиураловна. г. Лангепас ХМАО Домашнее задание:

Урунова Насфия Миндиураловна. г. Лангепас ХМАО

Домашнее задание:

  • Какие достижения древних греков до сих пор используют в современной жизни?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок истории в 5 классе "Космос древних греков"

Автор: Барыбина Татьяна Викторовна

Дата: 02.09.2014

Номер свидетельства: 113259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация на тему "Древняя Индия" "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-na-tiemu-drievniaia-indiia"
    ["file_id"] => string(6) "163194"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422453344"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Новые города Эллады "
    ["seo_title"] => string(21) "novyie-ghoroda-ellady"
    ["file_id"] => string(6) "117965"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412965744"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок  по  географии. Тема: Глобус- модель Земли. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-ghieoghrafii-tiema-globus-modiel-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210875"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства