Тема урока: «Космос древних греков».
Цель урока: рассмотреть представления о мире древних греков и сравнить их с представлениями других древних народов.
Задачи урока: 1) получить представление о целостности и многообразии мира;
2) сравнивать древние и современные представления о мире, строить логически обоснованные рассуждения и делать выводы;
3) уметь выявлять проблему, выдвигать версии и выбирать средства достижения цели.
Тип урока: урок-исследование.
Дидактическое пространство урока: в ходе урока использована авторская презентация, учебники «История Древнего мира» изд-во Баласс, автор Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецова, высказывания древнегреческих философов, задания для групповой работы.
Методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.
ХОД УРОКА.
«Вы, эллины, вечно остаетесь детьми,
и нет среди эллинов старца!»
Платон, древнегреческий философ.
- Актуализация знаний
- Чтение диалога Антошки с Источниковедом
- Беседа по вопросам:
- Как называется такое мировосприятие, при котором люди почитают множество богов?
- Каких богов почитали древние греки?
- Как вы думаете, почему именно этих богов они почитали?
- Укаких изученных нами народов так же было множество богов?
- Чем древнегреческие боги отличались от богов других народов?
- Определение темы, проблемы урока и средств достижения цели
- : Почему древние греки спорили с богами?
- : - они их не боялись
- они хотели изменить миропорядок
- их боги были частью их мира
Выбор средств достижения цели: Как мы можем узнать, какая версия является верной?
- Изучение нового материала
- «Картина мира - «космос» древних греков» и текстом «От хаоса к олимпийскому спокойствию» учебник с. 140-141.
Задание №1. Соотнесите понятия и определения:
КОСМОС Всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония
ХАОС Вселенная как стройная организованная система
ЛОГОС Бесформенная совокупность материи и пространства
Задание №2. Расположите в правильной последовательности и объясните свой выбор.
Боги –Титаны –Люди –Герои
Задание №3. Заполните таблицу « Боги и люди».
Задание №4. Соотнесите греческих богов и те занятия качества, которым они покровительствовали.
- Афина а) охота
- Афродита б) семья
- Артемида в) кузнечное дело
- Арес г) торговля
- Аполлон д) искусство
- Гефест е) красота
- Гермес ж) виноградарство
- Дионисий з) мудрость
- Гера и) война
- Работа класса со схемой «От хаоса к космосу»
- Беседа с учащимися по вопросам:
(базовый уровень)
- Что общего у греческих богов и людей и чем они отличаются от них?
- Почему понятия «космос - хаос – логос» возникли в сознании древних греков?
- Почему хаос превратился в космос?
(повышенный уровень)
- Чем отличается порядок-космос и порядок-логос?
- Подведение итогов по проблеме урока.
Какая версия подтвердилась?(Подтвердились все три версии).
- Закрепление знаний.
- Чтение текста учебника с.144-145.
- Беседа по вопросам:
- Почему греки стали сомневаться в существовании богов?
(Их реальность не соответствовала идеальной картине мира)
- Какой выход они нашли в создавшейся ситуации?
(Они попытались объяснить мир с точки зрения науки)
- Как изменилась их картина мира?
(Она стала основываться на научных знаниях)
- Как теперь отнеслись греки к своим богам?
- Повторение изученного на уроках обществознания.
- Беседа по вопросам:
- Кого мы называем философами?
- Что озачает слово «философия»?
- Работа с высказываниями по алгоритму:
– Автор высказывания
– Главная информация
– Её смысловые части
– Дополнительные вопросы к выделенным частям информации
– Твоя формулировка.
-- Можем ли мы согласиться с этими высказываниями?
В изменениях мы находим свое предназначение. Гераклит
Все исследуй, давай разуму первое место. Пифагор
Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию. Демокрит
Вывод: именно в Древней Греции зарождается философское мировоззрение. Греческими философами были созданы: новое научное мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Греки считали, что космос охватывает Землю, человека и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Постоянный поиск – вот, что является смыслом жизни древнегреческих философов. Как дети, греки были очень любознательны. В тоже время, их взгляды были наивными и часто противоречили друг другу. В них богам теперь отводилась второстепенная роль. Люди пытались познать мир из него самого. Именно древнегреческие философы сделали открытия, которые и сегодня лежат в основе многих современных наук.
- Домашнее задание.
- Вопрос: какие достижения древних греков мы до сих пор используем в современной жизни?
- Составьте их список, рассказ или презентацию.