kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о космосе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную - астрономией.

Задачи урока:

- сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды; дать понятие о космосе, о значении исследования космоса, о месте Земли в космическом пространстве;

- развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- воспитывать дружбу, взаимовыручку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о космосе »

Тема урока: Понятие о космосе. Изучение космоса человеком

Цели: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную - астрономией.

Задачи урока:

- сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды; дать понятие о космосе, о значении исследования космоса, о месте Земли в космическом пространстве;

- развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- воспитывать дружбу, взаимовыручку.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, целей урока. - Сегодня нам предстоит многое узнать: что такое Вселенная или Космос, узнать какая наука изучает Космос, раскрыть секреты планет Солнечной системы; узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными. Работать мы будем по группам.

- Отправимся мы в научную экспедицию по исследованию космоса на нашем космическом корабле под названием «Земля».

3. Повторение изученного. 1) Кроссворд.

а) Предлагаю вам проложить маршрут нашего путешествия. А сделать это можно разгадав кроссворд. Он лежит у вас на партах. Вы читаете вопросы, совещаетесь, вписываете правильные ответы по горизонтали. По вертикали, в выделенном столбце, вы узнаете маршрут движения. Посмотрим, какая группа быстрее справится с этим заданием.

- Итак, что у вас получилось? - Давайте проверим правильность ваших ответов:

2) Кодовый диктант

Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, надо ввести пароль.

- обозначим кодовым знаком каждое мое высказывание, согласившись со мной или не согласившись;

• Жилище бобров называется хаткой

• Снежный барс не обитает на территории Казахстана

• На грани исчезновения находятся многие ценные промысловые рыбы, например, Аральский лосось

• Пустыня – это открытое, безлесное пространство, покрытое травами. Пустыни бывают луговые, сухие и пахотные (нет, это степь)

- Итак, мы ввели пароль, компьютер к работе готов, маршрут проложен.

- Мы летим вперед! Вперед к загадочным и далеким планетам и звездам!

4. Работа над изучением нового материала

1. Астрономия.

а) В начале урока я сказала, что мы посмотрим на мир глазами астрономов. Давайте выясним, кто такие астрономы и что такое астрономия.

- Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон»- звезда и «номос» -закон. Астрономия – самая древняя из наук. Астроном – специалист по астрономии.

Первых астрономов называли звездочетами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали за звездным небом, потому что на стенах пещер найдены их рисунки. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Б) Знакомство со звездами

- В безоблачную ясную ночь на небе видны многочисленные звезды. Одни из них похожи на яркие точки, другие напоминают далекие огоньки. Сейчас мы знаем, что звезды – это огромные раскаленные шары. Они такие же большие, горячие и светлые, как и наше Солнце. Они только кажутся нам совсем маленькими точками, потому, что находятся далеко от Земли.

Невооруженным глазом на небе видно около 3000 звезд. После изобретения телескопа ученые осознали, насколько велико количество звезд. Самые современные приборы насчитывают несколько миллионов звезд.

- С Земли звезды нам кажутся маленькими точками, на самом деле они все различны по размеру и цвету.

Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры, красные – сравнительно холодные, желтые – горячие, например, звезда Солнце. У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды – голубые, их температура на поверхности -30 тысяч градусов. Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звезды в 2400 раз больше звезды Солнце. Самые маленькие – белые карлики. Они – как десятая долька от Солнца. А Солнце – звезда средней величины. Существуют двойные звезды – это система двух звезд, в которой главная звезда – желтая, а спутник белый или голубой.

-Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.

- Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(созвездие Большой Медведицы)

Под ногами большой медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Миф о созвездии Льва

- Созвездие названо в честь Льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геракл настиг льва около логова и пустил в него три стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геракл бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Гераклу панцирь и шлем. Самая большая звезда этого созвездия «Регул», это значит царь.

Солнце –это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца -20 млн. градусов. На самом деле Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце –шар великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда.

Древние наблюдатели считали звезды неподвижными и прикрепленными к небосводу. Исключением были только несколько особых звезд, которые быстро двигались среди остальных. Эти подвижные светила греки называли планетами. В переводе это означает «блуждающая звезда». Но планеты не звезды. Эти небесные тела находятся сравнительно недалеко от нас, ближе , чем звезды.

Планеты, также как и Земля, вращаются вокруг Солнца. Они не испускают собственного света. Но на ночном небе смотрятся, как звезды. Это связано с тем, что солнечные лучи отражаются от их поверхности. Планеты различаются по размерам, но все они во много раз меньше Солнца. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему.

Современной науке известно 9 планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Кроме планет в Солнечную систему входят их спутники. У Земли –один спутник Луна. В солнечную систему входят также малые планеты, кометы и бесчисленное множество метеорных тел.

Системы объединяются в Галактику Наша Галактика называется «Млечный путь». Она состоит из 200 миллиардов звезд. Наша солнечная система расположена на окраине Галактики. Галактики образуют Вселенную или космос. Во вселенной миллионы Галактик

- Предположительно, Вселенная возникла в результате невообразимо мощного Большого Взрыва, который произошел примерно 15 миллиардов лет назад

- Расстояние между космическими телами невозможно измерить земными величинами, например, километрами. Такое измерение соответствовало бы тому, как если бы расстояние между городами на Земле мы измеряли бы в миллиметрах. Поэтому за единицу измерения берется скорость распространения света: Свет распространяется со скоростью 300 000 км.\сек. От Земли до Луны свет доходит за одну секунду, до Солнца он идет чуть больше 8-ми минут. До самой близкой от нас звезды свет доходит за 4 года. До центра нашей Галактики –десятки тысяч световых лет. А дальние галактики находятся от Земли на расстоянии миллиардов световых лет

6. Практическая работа. Решение задач по группам.

1 гр. Марс находится от Земли на расстоянии 48 000 000 км. За какое время дойдет свет от Земли до Марса? (за 160 сек.или 2 мин. 40 сек)

2 гр. Какое расстояние между Меркурием и Солнцем, если солнечный свет доходит до Меркурия за (190 сек) 3мин 10сек?

3 гр. Земля находится от Солнца на расстоянии 150 000 000 км. За какое время доходит свет от Солнца до Земли?

7. Закрепление А) Работа с учебником (стр. 68 - 69)

Б) Работа с послетекстовыми вопросами

8. Итог урока 9. Д/З стр. 68 – 69 читать, готовить сообщение об одной из планет солнечной системы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Понятие о космосе

Автор: Швайцер Нина Матвеевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Проект "Космос""
    ["seo_title"] => string(14) "proiekt-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "314365"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459684207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Краткосрочный проект "Космос""
    ["seo_title"] => string(29) "kratkosrochnyi-proiekt-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "318823"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460659002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок истории в 5 классе "Космос древних греков" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-istorii-v-5-klassie-kosmos-drievnikh-ghriekov"
    ["file_id"] => string(6) "113259"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409677980"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Исследование космоса и экология космоса"
    ["seo_title"] => string(43) "issliedovaniie-kosmosa-i-ekologhiia-kosmosa"
    ["file_id"] => string(6) "286267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454320425"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект ООД по рисованию в средней группе «Путешествие в космос»."
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_ood_po_risovaniiu_v_srednei_gruppe_puteshestvie_v_kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "649224"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1713502901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства