Просмотр содержимого документа
«Подгрупповое логопедическое занятие по теме: "Дифференциация звуков [С] – [З]»»
Подгрупповое логопедическое занятие по теме:
"Дифференциация звуков [С] – [З] в 1 классе
Цель: закрепить умение различать на слух звуки «С» и «З» изолированно, в слогах, словах, фразах.
Речевые задачи:
• учить различать звуки «С», «З» изолированно, в словах, словосочетаниях
и правильно обозначать их на письме;
• развивать правильное речевое дыхание;
• развивать фонематические представления,
зрительное восприятие, память,
словесно-логическое мышление;
• развивать навыки самоконтроля;
• формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
• формировать установку на выполнение артикуляционной гимнастики, физкультминутки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, фланелевые буквы С,З; карточки с буквами С,З; Два круга со стелкой в центе С или З по краю (как на часах) А,О,У,И,Ы;
предметные картинки, в названии которых есть звуки «С», «З»;
индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками «С», «З»; тетради, ручки, цветные карандаши; динамик, музыка для физкультминутки, магнитная доска.
- Две корзинки «С», «З».
Ход занятия.
1. Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята!
– Рада видеть вас на занятии. А как оно называется? Чем мы занимаемся на этом уроке?
Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:
Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …
И урок мы начинаем!
– Не забывайте: отвечать – не кричать, только руку поднимать!
2. Работа по теме: Сообщение темы и целей занятия.
Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.
Логопед: заяц, звон, зонт;
– Какой первый звук в словах? (Звук З.)
Логопед: стул, собака, сад.
– Какой первый звук в словах? (Звук С.)
- С какими звуками будем работать сегодня на занятии?
Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, повторять звуки «с-з»
О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»
- Чему хотели бы научиться, работая с этими звуками?
3. Возьмите зеркала. Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?
- с-с-с- накачиваем насос,
(засвистел ручной насос, накачает сто колес)
з-з-з- песенка комара.
(через лес комар летит,звонко,звонко он звенит)
• Губы слегка растянуты в улыбке.
• Зубки сближены, но между ними должна быть щель.
• Кончик языка широкий и находится за нижними зубками
• И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная
• Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.
Логопед- ребята. Как вы думаете чем похожи эти звуки? (-оба согласные)
Логопед: А кто скажет почему мы называем звуки «с-з» согласными?
-Потому что их нельзя петь и тянуть и когда мы их произносим. Воздух встречает преграду.
Логопед: Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга? -С-глухой З-звонкий.
А почему мы говорим что звук «З»- звонкий?
звук «З»-голосок не спит - потому что когда мы произносим
звук «С» –голосок спит рука на горле.
Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой
«З» -согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Вы справились с этим заданием. Молодцы!
4. Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки «С и З» и отправимся в путешествие в страну звуков С,З.
Когда дети отвечают правильно, логопед говорит: «Нет, дети ели вусный зуб….может так?»Дети: «НЕТ, суп»
14. Итог урока: “ Мы с вами совершили увлекательное путешествие, и я надеюсь, что оно вам понравилось”.
Сегодня мы с вами научились различать звуки «С» и «З» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме.
15. Рефлексия.
Логопед: “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу. Если вы были активны во время путешествия, старались выполнять задания, поднимите ладошку раскрытую - солнышко, если вам было тяжело выполнять задание, или вы мешали команде, поднимите кулачек.