Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в слогах, в словах и в предложениях;
- упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]». в свободной речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
- развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
- совершенствование фонематического восприятия и слуха;
- обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитание интереса к играм со звуками и словами;
- развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Введение в тему занятия.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Дифференциация в слогах.
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Дифференциация в словах.
9. Дифференциация в предложениях.
10. Итог занятия.
11. Оценка деятельности детей.
12. Домашнее задание.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].
2. Проверка домашнего задания.
– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.
Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.
Дети поочередно произносят слоги.
3. Введение в тему занятия.
– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.
Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.
4. Артикуляционная разминка.
Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].
Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).
5. Развитие фонематического восприятия.
Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].
а) Игра «Подвижные ладоши».
Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.
б) Игра «Звуки С-З».
– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)
– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?
– Какой звук «С»? («З»).
– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
в) Упражнение «Слушай внимательно».
– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.
Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.
6. Дифференциация в слогах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.
– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).
За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу
а) Игра «Назови лишний слог».
– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:
Са-са-са-са-за
Со-со-со-со-зо
Су-су-су-су-зу
Зы-зы-зы-зы-сы
Зи-зи-зи-зи-си
Зу-зу-зу-зу-су
7. Пальчиковая гимнастика.
Цель этапа: Развивать мелкую моторику.
– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).
Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.
Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.
8. Дифференциация в словах.
Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.
– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.
– санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
– самолет, сумка, стрекоза, суп.
– В каком слове встречаются оба звука?
Логопед выставляет картинки на наборное полотно.
– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.
– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).
9. Дифференциация в предложениях.
Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.
– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].
– Идет козел с козой, а коза идет с косой.
– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.
10. Итог занятия.
Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.
– Ребята, вам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?
11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.
12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.
Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.
Список используемой литературы:
1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З'], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.
2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.
3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.