План – конспект урока
- ФИОЧёлышева Татьяна Валерьевна
- Место работы МКОУСОШ №1 г. Приволжска Ивановской обл.
- Должность Учитель начальных классов
- Предмет Математика
- Класс 2
- Тема и номер урока в теме Плоские и объемные фигуры. 1 урок
- Базовый учебник «Математика», 2 класс, Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П. Тонких
8. Цель урока:
1. Познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур (число измерений) на уровне ощущений.
9.Задачи урока:
1. Познакомить детей с названиями объёмных фигур.
2. Развивать умение решать текстовые задачи
Формировать УУД:
– умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
(Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
(Познавательные УУД).
10. Тип урока
11.Форма работы учащихся: групповая, фронтальная
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
13.Оборудование для учителя: Карточка с названием темы урока, шкатулка с объемными предметами.
14. Оборудование для детей: набор плоских и объемных геометрических фигур, карточки с математическими выражениями, с рисунками плоских и объемных фигур, карточки с изображением «Лесенки успеха».
Структура и ход урока
№
п/п
Этапы урока
Содержание этапа, деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1.
Организационный момент
Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу.
Подарите и мне свои улыбки. Настроимся на успешную работу. Спасибо.
Эмоциональный настрой
2.
Актуализация опорных знаний
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-выполнять вычисления
- выполнять анализ;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-Проведем математическую разминку.
-Как вы думаете, зачем это нам нужно? Считайте быстро и точно.
13 – (4 + 3) 3 + 7 8+ 6
16 – 6 – 2 18 – (5 + 4) 7 + 2 + 7
-Полученные значения выражений запишите в порядке убывания.
-Проверяем. Вы называете результат каждого выражения, а я буду показывать их на доске. Если у вас все верно, то у нас получится слово.
16 14 10 9 8 6
Ф и г у р ы
Выполняют практические действия в пределах 20. Анализируют полученные результаты
Дети читают полученный ряд чисел
Выражения на карточках
Слайд № 1
3.
Создание проблемной ситуации
Предметные УУД:
- владеть способами сравнения;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Подводит учащихся к понятию «плоские и объемные фигуры» через практические действия с геометрическими фигурами разной формы.
Сравнение плоских и объемных фигур.
-Какие бывают фигуры?
- А как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
- Как вы думаете, вы о них все знаете?
-Значит, какая наша первая цель?
-Сядьте в группы.
Посмотрите, что перед вами лежит?
-Разделите их на 2 группы.
-Проверяем, как вы это сделали.
- Почему эти фигуры вы объединили в 1 группу, а эти во 2 группу?
Работа в группе в группы.
Анализируют геометрические фигуры, сравнивая их по форме.
Слайд № 2
4.
«Открытие» нового знания.
Возьмите из 1 группы квадрат, положите на тетрадь и прижмите ладонью.
-Что произошло? Изменилась ли фигура? Почему так произошло?
-Положите теперь на парту кубик. Можно ли прижать его к парте ладонью не сломав его? Почему?
- У фигур 1 группы какие есть измерения?
-А у фигур из 2 группы что есть?
-Как можно назвать фигуры из 1 группы?
- А фигуры из 2 группы?
Ребята кладут плоскую фигуру на тетрадь и прижимают ладонью. Делают вывод о том, что фигура не изменилась.
Дети пробуют проделать этот же опыт и с объёмной фигурой, но понимают, что это невозможно.
Дети делают вывод о том, что у фигуриз первой группы есть 2 меры: ширина и длина, а у фигур из второй группы есть не только длина, ширина, но ещё и высота.Ребята дают названия группам: объёмные фигуры и плоские фигуры.
Слайд № 3
5.
Физминутка
Личностные УУД:
-формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность;
6.
Постановка учебной задачи
Просит учащихся сформулировать тему и цели урока
Вывод: Фигуры бывают плоские и объемные
- Какая же тема нашего урока? (Плоские и объемные фигуры)
- А цель нашего урока? (научиться их различать)
Формулируют тему и цель урока, определяют задачи
Карточка на доске
7.
Работа над темой урока.
Практическая работа.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
–Давайте прочитаем, как называются объемные фигуры.
- Прочитайте названия еще раз и возьмите в руки фигуру эту фигуру
Читают в учебнике, находят на слайде и берут из набора фигуры
Работа с учебником
Слайд № 3
8.
Первичное закрепление изученного.Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
-В жизни нам часто встречаются эти объемные фигуры.
- Найдите в классе предметы объемной формы.
-А сейчас игра «Волшебная шкатулка» я буду показывать вам предмет, а вы назовите в виде какой объемной фигуры он.
Апельсин-шар, баночка – цилиндр, коробка - параллелепипед, пирамидка – конус, кубик-Рубика- куб.
-В жизни объемных фигур очень много. Посмотрите, где их можно увидеть.
Дети находят в классе фигуры и обсуждают .
Дети называют фигуры.
Называют, где встречали такие строения.
Набор у учителя
Слайд № 4
9.
Физкультминутка
Представьте, что вы в конусе. Тянемся к его вершине.
А теперь мы в цилиндре. Постучите ногами по его основанию.
10.
Составление и решение задачи.Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- устанавливать и соблюдать очерёдность действий.
Читаем задачу.
Покажите на рисунке перечисленные фигуры.
Что нам нужно сделать в задаче?
Что для этого сначала сделаем?
Что потом?
Что сделаем дальше? 1.Прочитаем вопрос
2. Вспомним правило, как сравнить числа
3. Запишем решение задачи и ответ.
Составление плана работы и самостоятельное решение.
Проверка решения задачи.
Работа с учебником
Слайд № 5
11.
Закрепление
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- А теперь самостоятельная работа. Перед вами лежат листочки. Прочитайте задание и выполните его.
-Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга. Оцените.
Самостоятельно выполняют заданиепо вариантам Взаимопроверка и оценка работы соседа по парте
Карточки с рисунками
1в.Закрась синим карандашом плоские фигуры
2вЗакрась синим карандашом объемные фигуры
12.
Рефлексия. Итог урока.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Выясняет,уровень понимания и усвоения учащимися темы урока.
-Что для вас сегодня было новым?
-Чем отличаются объемные фигуры от плоских?
-А теперь на «лесенке успеха» оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока.
Спасибо за работу на уроке. Молодцы.
Называют тему и цели урока.
Оценивают свою работу на уроке.
«Лесенка успеха»
1-яступенька – я не понял новое знание, ничего не запомнил, у меня осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у меня остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – я хорошо усвоил новое знание и могу его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Слайд № 6
Сегодня я узнал...
Я научился...
Расскажу дома, что...