Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.3.1.2 различать пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира
Цели урока:
определить понятие «фигура», познакомив детей с видами пространственных фигур; сформировать умение различать виды пространственных фигур в предметах окружающего мира.
Критерии успеха
Знают понятие «фигура», различают виды пространственных фигур; умеют различать виды пространственных фигур в предметах окружающего мира.
Привитие
ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи
Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка.
Навыки
использования
ИКТ
На данном уроке учащиеся используют ИКТ
Предварительные
знания
Учащиеся могут различать некоторые пространственные фигуры окружающего мира
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас.
Доброе утро!
Радужного дня!
Пусть осени печаль не коснётся тебя!
В окно светит яркое солнышко, как будто своими лучиками пытается согреть нас в этот осенний денек, пожелать добра и удачи нам сегодня на уроке.
Давайте и мы сейчас пожелаем с вами добра друг другу и улыбнёмся.
Постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации
Практическая работа (И)
- А теперь положите перед собой доску для пластилина и кусочек пластилина. И вылепите одну из фигур (шар, куб, цилиндр)
- Попробуйте сплющить вашу фигуру не изменив ёё? (не получается)
- Какой вывод можем сделать?
- Это подтверждение того, что фигуры разные.
Какие бывают фигуры? На какие группы мы можем разделить фигуры? Как назвать эти группы? (на доске под словом фигуры появляется знак вопроса)?
– Первая группа фигур полностью разместилась на листе бумаги, они нам хорошо знакомы.
– А вторая группа фигур на листе полностью не разместилась, у этих фигур есть часть, которая не помещается на листе бумаги, возвышается над поверхностью, (мешает их прижать).
– Как же назвать вторую группу фигур?
Середина урока
Работа в группах
Разделить детей на группы и раздать им объёмные фигуры. Предложить детям вспомнить какие предметы похожи на эти объёмные фигуры
1 группа -цилиндр (изображение стволов деревьев, домов с колоннами, заводских труб и т. п.
2 группа-конус (шишки, сосульки, детские пирамидки и т. п.)
3 группа –шар (изображение мячей, елочных шаров, бусинок и т. п.)
4 группа –пирамида (изображения тетрапакетов для молока, чайных пакетиков в виде пирамиды, египетских пирамид, крыш старинных зданий и т. п.
Выслушайте ответы подопечных. Попросите их определить, какой формы предметы на иллюстрациях. Если учащиеся не знают названия данной формы, попросите их подобрать из набора геометрических тел фигуру похожей формы и продемонстрировать классу.
Сообщите о том, что эти фигуры называются цилиндром, конусом, шаром и пирамидой.
Дать детям название объёмных фигур
- Давайте попробуем догадаться какие объемные фигуры спрятались в окружающих нас предметах: коробка, Кубик, Стакан, Пирамидка, Луна
- А как вы думаете можем ли мы изобразить Луну на листе бумаге? А какая фигура нам для этого понадобиться. (круг) Ребята обратите внимание на то, как по разному изображены плоские и объемные фигуры. Объёмные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать что они возвышаются над листом бумаги.
Но, оказывается, современные технологии шагнули так далеко что достаточно одеть специальные очки, и предметы, изображённые на листе кажутся объемными (3D очки)
- Глазки немного устали. Давайте сделаем физкультминутку для глаз.
Не крутя головы, только глазками наблюдаем за солнышком.
Физкультминутка для глаз.
Найди на картинке здания в форме пространственных фигур.
Предложите первоклассникам рассмотреть в учебнике изображение города Астаны и найти на иллюстрации здания, имеющие очертания изученных форм. Используя интерактивную доску, покажите, как выглядят данные здания в реальности. Проведите мини- викторину: тот, кто найдет на иллюстрации объект определенной формы, поднимает вверх аналогичную геометрическую фигуру из набора или фигуру, которую сам вылепил из пластилина.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Ну а перед тем как отправиться на следующую станцию, давайте проверим с пользой ли мы побывали на станции Знайкино.
- На какие группы можно разбить фигуры. (объемные и плоские)
- Обведи на доске в одну группу объемные плоские фигуры. Назови их.
(И) - Подберите нужные предметы в каждую строку в таблице.
- Стрелочкой покажи какие предметы ты добавишь в таблицу.
Закрепление изученного
- Молодцы, едем дальше. Впереди Станция “Задачкино”.
Но чтобы выйти на этой станции и размяться нам необходимо потренироваться в решении задач
- Послушайте задачу.
На рисунке есть прямоугольник, куб, круг, треугольник, квадрат, параллелепипед и цилиндр. Каких фигур больше - плоских или объёмных?
- О каких фигурах говорится в задаче? (ученик подходит к доске, выбирает нужную фигуру и вывешивает на доску.)
- На какие две группы можно разделить фигуры? (плоские и объёмные)
- Разделим фигуры по группам.
- Сколько плоских фигур?
- Сколько объёмных?
- Каких фигур больше?
- Ну теперь мы можем выйти на станции и размяться!
Групповая работа.
– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры? (в строительстве)
– Попробуем и мы поработать строителями. На этой станции построим интересное здание или что-то другое.
На первых партах каждого ряда лежат объемные детали конструктора (и дети с мест свои фигуры приносят).
– По группам-рядам организованно, дружно создайте постройку.
Взаимооценивание.
Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.
Учебник:
Пространственные фигуры, с. 52—53. Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 49 «Пространственные фигуры», с. 51. Рабочий лист 50 «Посчитай фигуры», с. 52.
Ресурсы:
для каждой группы из четырех человек:
• наборы пространственных геометрических фигур;
Просмотр мультфильма про паровозик
Презентация Физминутка «Солнышко»
Карточка для индивидуальной работы
конструктор
Критерии успеха
Знают понятие «фигура», различают виды пространственных фигур; умеют различать виды пространственных фигур в предметах окружающего мира.
Конец урока
5. Итог урока. Рефлексия деятельности. Получение обратной связи.
- Ну, а нам пора возвращаться обратно. А пока будем ехать, обсудим, что нового мы узнали на уроке, чему научились? (повторили знания о плоских фигурах, познакомились с понятиями объёмные фигуры; научились различать плоские и объёмные фигуры)
- Давайте вспомним какие задания мы сегодня выполняли пока путешествовали с Паровозиком.
- Какое задание вам показалось сложным?
- И вот мы вернулись домой. Пришло время прощаться. У вас в конверте остались 3 паровозика (красный, зелёный, жёлтый), перед выходом из класса прикрепите паровозик красного цвета – пока ничего не понятно, вы не усвоили знания об объёмных геометрических фигурах, зелёного – если на уроке чувствовали себя уверенно, и жёлтого, если были затруднения,
- Спасибо за урок! Вы отлично поработали!
Я хочу наградить вас объемными телами-параллелепипедами. Догадались, что за награда? (раздаю маленькие шоколадки). Спасибо за активную работу!
Урок закончен.
Паровозики трех цветов
Критерии успеха
Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
К концу урока учащиеся смогут:
• распознавать пространственные фигуры: шар, цилиндр, конус, пирамиду.
Для проверки полученных знаний продемонстрируйте школьникам объемные фигуры и задайте вопросы:
• Как называются эти фигуры?
• Какие пространственные фигуры вы знаете?
• Какие пространственные фигуры могут перекатываться? Почему?
Организуйте самооценивание первоклассников с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради.
№1:
Одолела вас дремота… Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною упражнение такое:
Вверх, вниз потянись, окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку.
№2
Мы считали – и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.