Использование информационно-коммуникационных технологий
на уроках геометрии в 10 -11 классах.
Пожалуй, на просторах нашей страны уже с трудом удаётся отыскать школу, в которой нет компьютеров, интерактивных досок и мультимедийных проектов. Научно-технический прогресс добрался до школьных кабинетов и существенно обновил арсенал средств технического обучения. Сейчас в условиях глобальной информатизации общества неотъемлемым качеством квалифицированного специалиста любого профиля становится высокий уровень информационной культуры. Это предполагает и знание информационных потоков в своей предметной области. А также умение применять современные технологии.
Одной из задач развития системы и ключевым её направлением развития образования Ханты-мансийского автономного округа - Югры до 2020 года является развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения. Необходимо использовать технологии так, чтобы они помогли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Использование новых технологий в обучении математике способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовность к самостоятельной исследовательской работе.
Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики. С его помощью можно изобразить плоские, объёмные фигуры, предъявить фигуры в статическом и динамическом режиме. К компьютерным изображениям могут быть приложены определённые задания для выполнения их учащимися, что даёт возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению учебного материала.
Компьютерные технологии – это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий – ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. Использование информационных технологий на уроках позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока:
-
на этапе предъявления новой учебной информации;
-
на этапе усвоения новой учебной информации;
-
на этапе повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков;
-
на этапе промежуточного контроля достигнутых результатов обучения;
-
на этапе корректировки самого процесса обучения и его результата путём совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
Распространённой формой работы на компьютере является создание мультимедийных презентаций по отдельной учебной теме или целому разделу учебной темы.
Основные виды учебных презентаций:
Конспект урока – презентация, содержащая основные визуальные составляющие традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет в данном случае явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной части ориентированы на базовый учебник.
Таблица – презентация, подходящая при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершённый вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.
Схемы и графики – этот вариант презентации направлен на показ различных схем и графиков. Построение схем и графиков может быть статическим, так и анимационным. Данный вид презентаций очень хорошо подходит для учителей математики.
Тестирование – презентация, содержит тест по заданной тематике, которая может быть рекомендована при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок и анимации организуется процесс тестирования.
Слайд-шоу – презентация, в которой почти полностью отсутствует текст, а акцентированы яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце, или в середине урока, цель её – создание определённого эмоционального настроя. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется мало эффективной.
Я сочла необходимым ознакомиться с программой Power Point и готовлю презентации к своим урокам и внеклассным мероприятиям.
Если кто-то спросит, трудно ли работать, используя информационные технологии, – я отвечу: да трудно. Трудно начинать новое дело. Мало хорошо знать математику, необходимо в совершенстве владеть компьютером. И в то же время это очень интересно. Открываешь для себя много нового и начинаешь думать: как я раньше могла без этого обходиться?
Из опыта работы приведу пример урок геометрии в 10 классе по теме: «Построение сечений параллелепипеда». Тема очень сложная, а на её усвоение в 10 классе отводится не так уж много времени. Но для решения задач по стереометрии надо уметь строить сечения объёмных фигур.
Цели урока:
-
Определить виды сечений параллелепипеда
-
Установить взаимосвязь между видом сечения и расположением точек на ребрах параллелепипеда
-
Научиться строить сечения.
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть различные виды сечений параллелепипеда
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивающие:
Развивать пространственное воображение обучающихся;
Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
Совершенствовать графическую культуру.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
Воспитывать уважение к предмету, умение видеть геометрические задачи в окружающем нас мире.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Мы все при изучении стереометрии часто сталкиваемся с проблемой изображения учащимися пространственных объектов. А еще нелегко им увидеть взаимное расположение прямых в плоскостях, их пересечение. В этом случае на помощь мне пришло использование ИКТ, что позволило не только разнообразить урок, но и сделать изучаемый материал наглядным и доступным для всех, а также сэкономить время на подготовку на самом уроке, не вычерчивая громоздкие чертежи на доске.
В представленной разработке урока использование идеи новой технологии, позволило мне
1)Быстро проверить домашнее задание и подготовку учащихся к уроку по разработанным в программном средстве задачам и правильном представление их сечений в треугольной пирамиде – тетраэдре.
Два ученика по готовому чертежу на слайдах объяснили выполнение домашнего задания, правильность решения и рассуждения ребят было сравнено с решением на слайдах.
2)После фронтального повторения изученного ранее материала по вопросам. На этапе изучения нового материала позволило сэкономить время на уроке, вызвав нужный чертеж на экран, делает построение понятным и доступным даже слабым учащимся.
При изучении нового материала учащиеся были вовлечены в поисковую деятельность. Исследование началось с решения простых задач 3- угольного и 4- угольного сечения параллелепипеда.
Учащиеся сами предлагали способы решения задач, опираясь на ранее изученный материал. На данном этапе работа проходила индивидуально на заготовленных шаблонах параллелепипеда.
3)При построении задач напомнили два необходимых геометрических утверждения для решения задач на сечение. С учётом этих условий решение более сложных сечений 5-угольных и 6-угольных было предложено найти самим учащимся в течение 5-7 минут, работа проходила в парах. Учитель берёт роль консультанта и помогает слабым учащимся. После работы выполнение задания обсуждаем вместе и записываем ход построения на готовых чертежах и в тетрадях. Работа идёт с использованием анимации, и построение выполняется по алгоритму
4)Следующий этап урока закрепление материала. Устно учащиеся комментируют построения на слайдах. Проводится блиц-опрос, где особое внимание уделялось понятиям пересекающие прямые, параллельные прямые, скрещивающиеся прямые.
5)Рубрика это интересно показывает, что многие художники, искажая законы перспективы, рисуют необычные картины. Эти картины популярны среди математиков. Носят названия «Невозможные объекты». Законы геометрии часто нарушаются и в компьютерных играх. Рассмотрели практическое применение в жизни задач
6)При самостоятельной работе учащихся. По готовым заготовкам выполняют задания на построение сечения 5-угольника обязательный уровень и 6-угольника повышенный уровень. После сдачи работы проводят самоанализ своей работы по заготовкам правильного построения сечений представленных на слайдах.
В конце урока выставляются оценки учащимся за активную работу и успешно выполненную поисковую деятельность. Подводится итог урока.
Домашнее задание содержит характер традиционного задания и творческое задание. Сформулировать и записать пошаговую инструкцию по теме: «Построение сечений многоугольников» для заболевшего друга.
.
В заключении хочется сказать, что наша школьная математика, а особенно геометрия, - это огромный потенциал для использования мультимедийных технологий в обучении. Прежде всего, это касается и теорем, требующих дополнительные построения.
Преимущества для учащихся:
-
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
-
представляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
-
учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более, эффективной и динамичной подачи материала;
-
позволяет использовать различные стили обучения; преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определённым потребностям;
-
учащиеся начинают работать более творчески, появляется уверенность в себе.
Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. Впервые возникла такая ситуация, когда ИТ обучения становится основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Образование поистине интегрируется в жизнь на всём её протяжении.
Литература
-
Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии / авт.-сост. Т. Г. Попова, Г. А Кругова, О. Г. Закирова; под ред. О. В. Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.
-
Медиадедактика и современный урок: технологические приёмы / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
-
Е. Жданкина. Я использую информационно-коммуникативные технологии. Газета «Математика». Издательский дом «Первое сентября» №15 август 2008 с 21-22.
-
А. Соловьёва. Проект: «Сечение фигур» Газета «Математика». Издательский дом «Первое сентября» №17 сентябрь 2008 с 23-24.
-
Т. Галиханова. Строим и исследуем графики с помощью компьютера. Газета «Математика». Издательский дом «Первое сентября» №9 май 2008 с 25-26.