Учитель: Ребята, я рада видеть вас и наших гостей. Повернитесь и поприветствуйте гостей своими улыбками. – Начинаем урок математики. Учитель: Чтобы вы сразу включились в мыслительную деятельность, хочу начать урок с загадки. Послушайте. В чёрном небе до зари Тускло светят фонари Фонари – фонарики Меньше чем комарики. Дети: звёзды Учитель: Молодцы, догадались. - Кто из вас любит смотреть на звёзды? Почему? - Я тоже очень люблю разглядывать звёзды, ведь они такие разные, такие непохожие одна на другую. Каждая звезда уникальна. Точно так же и вы, непохожи друг на друга, каждый из вас в чём-то уникален, только надо развивать свои способности, не лениться, заниматься. А ваши помощники вам всегда помогут. Учитель: Что же является вашими первыми помощниками на уроке? Дети: глаза, уши, язычок Учитель: Давайте подготовим их к уроку. Выполним 1 задание * Запишите число, в котором 2 десятка и 8 единиц. * Замените число 28 суммой разрядных слагаемых * Запишите предыдущее число для числа 28 * Назовите последующее число для числа 28 * Уменьшите число 28 на 20 * Уменьшите число 28 на 8 Учитель: Я считаю, что ваши помощники уже включились в работу, а как вы сами считаете - Оцените себя в листе достижения. Если без ошибок – звёздочку закрасьте жёлтым цветом, если – 1 -2 ошибки – синим, если – 3 и более ошибок, не закрашиваем. К концу урока у каждого из вас появится кусочек звёздного неба. Учитель: Пожалуйста, прокомментируйте свои результаты. Учитель: А сейчас задание для внимательных, кто заметил, какое число сегодня работало на устном счёте Дети: Число 28 Учитель: Почему именно это число? Дети: Сегодня 28 октября. Учитель: Запишите в тетради число. Учитель: Следующее задание для ваших глаз. Если вы будете внимательны, то возможно сможете определить тему урока. Учитель: Посмотрите на экран. Кто же приготовил это задание для вас? Дети: инопланетянин. Учитель: Рассмотрев его внимательно, какие из моих высказываний истинны, а какие ложны. Если предложение истинно, вы записываете в тетради букву И, если ложно – букву Л. -На чертеже нет ни одного прямоугольника. Л -Некоторые фигуры на чертеже – квадраты. И -Все фигуры на чертеже – четырёхугольники. И -На чертеже есть круг. Л -На рисунке 6 квадратов. И Учитель: Как же поработали ваши глазки, оцените в листе достижений. Учитель: Кто верно. Без ошибок справился с этим заданием? _ Есть ли такие, кто допустил 1 ошибку. Кто допустил больше ошибок, не расстраивайтесь, в следующий раз будьте внимательнее. Учитель: Ребята, скажите, можем ли уже определить, какая тема урока? Дети: пока не можем Учитель: Инопланетянин приготовил для вас подсказку. Рассмотрите рисунки. Что видите? - Кто из вас сможет назвать все предметы, одним словом.
Учитель: Трудно? Еще подсказка. Анаграмма – расположите буквы в нужном порядке и прочитайте слово ИФУГЫР Дети: фигуры Учитель: Какие здесь изображены фигуры? Дети: Шахматная фигура, фигура человека, геометрические фигуры. Учитель: О фигуре человека, о его осанке мы говорим практически на каждом уроке, следим за посадкой при письме. Учитель: А сейчас сравните оставшиеся фигуры. учитель: Можно ли их разделить на 2 группы. Какие? Дети: Квадрат – это плоская фигура, а кубик и пешка – это объёмные фигуры. Учитель: Совершенно верно, пешка и кубик – это объёмные фигуры, а квадрат – плоская фигура. Какие вы молодцы, что помните из детского сада и с урока труда о плоских и объёмных фигурах Учитель: О чём будем говорить на уроке. ПЛОСКИЕ И ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРЫ Учитель: Что бы вы хотели узнать о плоских и объёмных фигурах? Дети: (задают вопросы) Учитель: Вам многое хочется узнать, поэтому, кто будет внимательным, сможет найти ответы на эти вопросы Учитель: Давайте проведём опыт. Попробуйте приложить квадрат к плоской поверхности парты. Что видим? Он весь (целиком) лёг на поверхность парты? Вплотную? Дети: квадрат целиком поместился на поверхности парты. Учитель: Как назовём фигуру, которую можно целиком расположить на одной плоской поверхности? Дети: Плоской фигурой. Учитель: Что можно измерить у квадрата? Дети: У квадрата можно измерить длину и ширину. Что знаете о сторонах квадрата Учитель: Возьмите кубик. Можно ли его полностью (весь) прижать к парте? Проверим. Учитель: Можно ли назвать куб плоской фигурой? Почему? Есть ли пространство между рукой и партой? Дети: Кубик полностью не помещается на поверхности, есть пространство между рукой и партой, т. е. кубик возвышается над поверхностью. Учитель: Значит, что мы можем сказать о кубике? Дети: Кубик занимает определённое пространство, а значит является объёмной фигурой. Учитель: Что можно измерить у кубика? Дети: У кубика есть длина, ширина и…высота. Учитель: Совершенно верно, у кубика можно измерить длину, ширину и высоту. Такие фигуры называют трёхмерными или объёмными. Учитель: Давайте сделаем вывод, чем же отличаются плоские и объёмные фигуры? ПЛОСКИЕ ОБЪЁМНЫЕ Можно целиком расположить Возвышаются над плоской поверхностью на одной плоской поверхности. . Можно измерить ширину и длину Можно измерить длину, ширину и высоту Учитель: Оценим себя в листе достижений. Учитель: Молодцы, вы были внимательны. Устали? Надо отдохнуть, т. к. впереди много работы. Музыкальная физкультминутка Учитель: Кто повторит тему урока Учитель: Ребята, объёмные фигуры ещё называют геометрическими телами ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Учитель: Поучимся различать геометрические тела и фигуры. Я показываю фигуру, а вы определяете, это геометрическое тело или фигура и называете её. Учитель: Все ли фигуры смогли назвать? Рассмотрите рисунок на стр. 47 учебника. Какие фигуры не назвали? Учитель: Ребята, а вы встречали такие фигуры? А знаете как они называются? У них очень сложное название - додекаэдр, тетраэдр, октаэдр и др. Вы можете узнать о них из энциклопедии. – Это будет ещё одна страничка в нашей «Книге удивительных открытий» Учитель: Прочитайте пословицу. Дети: Без друга в жизни туго. Учитель: Как вы её понимаете? Учитель: Как вы думаете, почему я предлагаю эту пословицу? Учитель: Да потому что сейчас вы поработайте в группе и поможете тем, кто ещё не запомнил название и признаки геометрических фигур и тел. Вспомним правила работы в группе. Дети: * говорим шёпотом; *активно работает каждый; * говорим по делу; *выслушиваем мнения каждого и т. д. Учитель: Задание для групп следующее: в корзинке у вас лежат геометрические фигуры и тела. Вам надо разложить все фигуры на две группы. (треуг, круг, прямоуг, куб, параллелип, цилиндр) Учитель: Проверим, как разделили фигуры и объясните свой выбор Учитель: оцените себя. Учитель: Кто может сказать, что группа ему помогла. Я очень рада. Что в нашем классе такие дружные ребята. Учитель: Геометрические тела можно встретить не только в математике, но и в жизни. Значит, не зря мы изучаем эту тему, нам надо их хорошо знать. Так вот сейчас снова помогите друг другу и следующее задание выполните в парах. - Рассмотрите задание, что видите на листочках
Дети: в 1 столбике изображены предметы, которые встречаются в быту, во 2 столбике – геометрические тела. А в 3 столбике название геометрических тел. Вам надо соединить предмет, тело и название.
шар пирамида цилиндр Учитель: Позовём на помощь глазки, проверим, как справились с заданием. Сравните свои результаты с экраном. Оцените себя. Прокомментируйте. Зарядка для глаз Чтоб глаза наши зоркие были Чтоб в очках нам не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаем повторить. Вдаль посмотрим и под ноги Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей. Учитель: - А как вы считаете, могут ли быть задачи о геометрических фигурах. Найдите в учебнике № 4 (б) - Прочитайте задачу. Дети: «На рисунке было 5 плоских фигур и 4 объёмные фигуры. Сколько фигур осталось на рисунке после того, как Саша стёр изображения шара и куба? Учитель: Что особенного заметили? (О чём говорится в задаче?) Дети: Эта задача тоже о фигурах. Учитель: Что известно в задаче о фигурах? Дети: Было 5 пл. и 4 объёмные фигуры Учитель: Что обозначают числа 5 и4? Дети: Целое. Учитель: Как его запишем? Дети: (5+4) фигуры Учитель: Что ещё известно в задаче? Дети: Саша стёр шар и куб Учитель: Что узнали об этих фигурах сегодня на уроке? Дети: Это объёмные фигуры. Учитель: Так сколько всего фигур стёр Саша? Дети: Саша стёр 2 фигуры. Учитель: Что обозначает число 2 в задаче? Дети: Число 2 в задаче обозначает часть. Учитель: Что надо узнать в задаче? Дети: В задаче надо узнать сколько фигур осталось, вторую часть. Учитель: Составьте схему, проверьте. Учитель: Можно сразу ответить на вопрос задачи и узнать, сколько всех фигур осталось?? Дети: Нельзя. Потому что мы не знаем, сколько объёмных фигур осталось. Учитель: Можно узнать, сколько объёмных фигур осталось? Дети: Можно. Надо из 4 вычесть 2. Учитель: Можно ответить на вопрос задачи? Дети: Надо к 5 прибавить результат 1 действия. Учитель: Запишите решение. Учитель: Проверьте. Учитель: Прочитайте 2 вопрос задачи. Надо ли узнавать сколько плоских фигур осталось? Дети: Не надо, потому что их не стирали. Прочитайте 3 вопрос задачи. Можем ответить на него? Дети: Да мы уже узнали. Их осталось 2. Учитель: Оцените себя. Прокомментируйте. Учитель: О чём сегодня говорили на уроке. Урок наш был посвящён фигурам, много говорили о плоских и объёмных фигурах. Вы готовы проверить себя как усвоили новую тему? Поиграем в игру «Да-нетка». Я читаю высказывания, если вы согласны со мной, то показываете карточку «Да», не согласны – «Нет» 1. – эта фигура куб. (нет) 2) Эта фигура - параллелограмм (да) 3) У куба можно измерить длину, ширину и высоту (да) - имеет форму шара.(да) 5) Круг - это объёмная фигура (нет) 6) Объёмные фигуры ещё называют геометрическими телами (да) Учитель: - Оцените себя. Учитель: Прокомментируйте, как вы поработали на уроке. Вывод: Молодцы, что очень справедливо уже себя оцениваете. Соберём звёздное небо из ваших кусочков. Посмотрите, как много жёлтых звёздочек и почти нет белых звёздочек, а значит, вы хорошо поработали на уроке. Ребята, я хочу поблагодарить за урок. Может быть, у некоторых ещё не всё получилось, но это только первый урок по данной теме. На следующих уроках мы будем учиться различать и называть фигуры.
| приветствие гостей. проверка учебных принадлежностей
(слайд - мерцающие звёзды)
после каждого задания проверка на экране, дети ставят + под числом, если ответ верный или - , если ответ неверный оценивают себя на линеечке знаний, комментируют свои результаты
записывают число в тетради На экране инопланетянин
Дети записывают ответы в тетрадь. По ходу работы сверяют свои результаты с экраном и ставят знак +, если верно выполнили задание и -, если неверно оценивают себя, комментируют
ученики рассматривают рисунки на экране
ученики делают предположения
фигуру человека убираю показываю шахматную фигуру, кубик и квадрат
Тема урока на экране Дети задают вопросы, на которые бы хотели получить ответы На экране - термины У каждого – куб и квадрат. Ребята кладут плоскую фигуру на тетрадь и прижимают ладонью На экране появляется первая отличительная особенность плоских фигур. На экране появляется вторая отличительная особенность плоских фигур. Дети пробуют проделать этот же опыт и с объёмной фигурой, но понимают, что это невозможно. На экране появляется первая отличительная особенность плоских фигур. На экране появляется вторая отличительная особенность плоских фигур.
На экране появляются новые термины: геометрические фигуры и тела. Учитель показывает - куб, треугольник, конус, шар, круг, прямоугольник, цилиндр, параллелепипед. Дети дают определение. На экране фигуры Название проговаривают хором. Показываю энциклопедию и книгу. .
поют песенку и выполняют движения. Пословица на экране Дети объясняют смысл пословицы Выполняют задание в группах Дети называют фигуры, объясняют, показ на экране. Оценивают себя и комментируют. Выполняют работу в паре Дети сравнивают свои результаты с экраном. Оценивают себя. Дети проговаривают стихотворение и выполняют движения.
Дети читают задачу.
Составляют схему в тетради и проверяют.
Дети записывают решение в тетради и проверяют
. Дети показывают карточки Выходят к доске и прикрепляют листы достижений. .
|