познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; самооценка.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 мин)
-Сегодня у нас на уроке много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам удачи! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головах.
2. Подведение к теме урока. Минутка чистописания. (3 мин)
- Итак, мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Прочтите про себя пословицу «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Объясните ее смысл? Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.
- Прочтите пословицу еще раз.
-В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
- Про себя она говорит:
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались? (Глагол)
- Сформулируйте тему урока. ( «Тема урока: Глагол»)
-изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени - по числам, в единственном числе - по родам;
- в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.
- А всё ли мы знаем про глагол? Все ли тайны Глагола мы открыли?
- Что ещё мы можем не знать? (Другие признаки глагола: постоянные и непостоянные).
- Какая цель сегодняшнего урока? (Узнать, есть ли у глагола постоянные признаки или другие непостоянные признаки).
4. Усвоение новых знаний. (22 мин) а) Проблемная ситуация. (5 мин) - Глагол загадал вам про себя загадку (Что без меня предметы?..).
Найдите в ней все глаголы и выпишите их. ( работа в тетрадях)
Выделите в них окончания.
Определите время глаголов.
- Что можно определить у глагола в настоящем и будущем времени? (Лицо и число). - Определите лицо и число глаголов. (устно)
- Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания?
б) Решение учебной задачи. (10 мин)
- Глагол “дружит” кроме существительного, действие которого обозначает, ещё с одной частью речи, которая часто используется вместо существительного. Что это за часть речи? (Местоимение).
- Назовите, какие местоимения вы знаете.
- И дружба эта не случайна, т.к. и глагол, и местоимение можно изменить по … (Глаголы можно изменять по лицам и числам, так же как местоимения)
- Вот сейчас мы и будем изменять глаголы вместе с местоимениями по лицам и числам.
(Коллективно изменяют глагол «летит» на доске,
выделяют окончания).
- Измените коллективно глагол «цветёт».
(На доске ученики выполняют эту работу).
- Сравните глаголы в одном и том же лице и числе. (Сравнение изменённых глаголов на доске).
в) Выведение нового знания. Знакомство с наборами личных окончаний глаголов первого и второго спряжений. (7 мин) - Откройте учебники на с. 75. Сравните, что изменялось у глаголов, записанных вами, и глаголов в упражнении № 247 учебника. (Изменялись окончания) - Какой глагол при изменении имел окончания как у глаголов «цветёт»? (идет)
как у глагола «летит»? (стоит)
- Как называется такое изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)
- В каком времени могут спрягаться глаголы? ( в настоящем времени, в будущем времени).
- Все глаголы могут спрягаться по двум вариантам или типам: это 1 спряжение и 2 спряжение.
- На основе чего глаголы делят по спряжениям? (По окончанию)
- Что общего почти у всех окончаний глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?
(Чтение правил в учебнике на с.76 и 77).
- Как называют окончания глаголов 1 и 2 спряжения? (Личные).
- Как обозначают спряжение глаголов? (Римскими цифрами)
- Личные окончания глаголов каждого спряжения надо отлично знать. Запомнить их поможет подсказка.
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра II. Так легко запомнить! (Повторяют).
5. Физкультминутка. (1 мин)
- Молодцы! А теперь физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Наклонились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Применение новых знаний. (12 мин)
а) Создание алгоритма для определения спряжения глаголов. (4 мин)
- Что нового о глаголе мы узнали?
- Как точнее назвать тему этого урока? (Спряжение глаголов).
(Меняется карточка с темой урока).
-А спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему? (Если трудно, то найдите подсказку в правиле).
- Как вы думаете, а это знание о спряжении глаголов где мы можем применить?
( Для определения спряжения глаголов. Чтобы правильно
писать окончания глаголов).
- Сейчас мы и будем учиться определять спряжение глаголов. А какие были окончания у наших глаголов? (Ударные).
(Чтение после правила, страница 77)
- А теперь давайте посмотрим на доску, где записаны опорные слова: ударение, окончание, поставить, выделить, -е, -ут(-ют), -и, -ат(-ят), II спряжение, I спряжение. С помощью этих слов мы должны составить алгоритм определения спряжения глаголов.
1. Поставить ударение.
2. Выделить окончание.
3. Если -е, -ут(-ют) – I спряжение.
4. Если -и, -ат(-ят) – II спряжение.
- А сейчас прочитаю стихотворную памятку – подсказку:
Чтобы определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
б) Первичное закрепление (самостоятельная работа в тетрадях) (5 мин)
- А теперь задание для закрепления. На доске даны глаголы. Все они с ударными окончаниями. Вам нужно распределить их в два столбика по спряжениям. Будьте внимательны! Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?
(Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)
- В работе можете пользоваться алгоритмом и правилом из учебника.
(3 первых слова разбираются по алгоритму коллективно,
остальные – самостоятельно).
в) Работа в парах (собрать пословицу, определить спряжение глагола)
(3 мин)
Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.
Книги читаю – мир открываю.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Наука даёт крылья уму.
Мир освещает солнце, а человека – знание.
7. Рефлексия. (2 мин)
- Сегодня на уроке мы с вами повторили о глаголе, а также узнали, что глаголы бывают I спряжения и II спряжения, создали алгоритм определения спряжения глагола, учились его определять по ударному личному окончанию.
- У имён существительных – склонение, а у глаголов -... ( спряжение)
- Спряжение – это изменение глагола по … (по лицам и числам)
- Спряжение – это __________признак глагола. (постоянный)
- Глаголы 1 спряжения имеют в окончании гласную… (е)
2 спряжения имеют в окончании гласную… (и)
- А теперь поставьте тот знак препинания в конце предложения, оценив свои знания и умения по теме урока:
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться». (! или ?)