Этапы урока 1. Организационный момент. Цель: Создать благоприятный эмоциональный микроклимат. 2.Поэтическая минутка Цель: сконцентрировать внимание учащихся на ходе урока. 3. Актуализация знаний Цель: Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока. Физминутка 4. Усвоение новых знаний. Практическая работа. Физминутка: офтальмотренажёр 5. Закрепление новых знаний Контроль и самопроверка знаний 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия. 8.Итог урока. | Деятельность учителя -Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте покажем, какие мы красивые и поприветствуем их! - Я желаю вам хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Если вам будет трудно, я вам помогу. -А урок у нас необычный, наш класс будет научной лабораторией, а вы станете учеными. - Чем занимаются ученые? -А тему нашей научной работы вы узнаете, послушав эти строки: На фоне записи льющейся воды читаю стихи: Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без -Почему нельзя жить без воды? - Конечно, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке? -А что бы вам хотелось узнать о воде? -Да, вы попытаетесь узнать, о том, какими свойствами обладает вода, в каких состояниях можно встретить её в природе и почему нужно беречь воду. Ведь вода - сама жизнь.(слайд) -Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус – модель Земли. Какого цвета на нём больше всего? Почему? -На Земле большую часть занимает вода, это – океаны, моря, озёра, реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет занимать вода и только одну – суша. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода. -Когда-то первый космонавт Ю.А.Гагарин, увидев нашу Землю из космоса, назвал её голубой планетой. (слайд) (Напомнить о дне космонавтики-12 апреля). Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду. -Где встречается вода в природе? (слайд) -А в воздухе есть вода? В каком виде? -Вода есть и под землей. - И на Северном и на Южном полюсе. - Вспомните, какие явления природы связаны с водой?( слайд ). - Таким образом, в природе вода может находиться в разных состояниях. В каких?(слайд -Чтобы ответить на этот вопрос, вы как ученые должны поработать с учебной литературой. Откройте с.89 прочитайте сообщение-текст и выделите главную мысль. -Но не только такие явления природы состоят из воды. -Из воды состоит любой живой организм. Если помять лист растения в руках, то мы обнаружим в нем влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. -Много воды и в нашем теле. (слайд ). Человек на 80% состоит из воды. Без воды человек может прожить три дня, а без пищи гораздо больше. Без воды нет жизни на земле!! -Вода нас и поит, и кормит. Вода заботится о нашей чистоте – о гигиене. Какие правила гигиены вы знаете? Соблюдая личную гигиену мы сохраняем свое … и свою…. -Как используем воду, чтобы стать крепкими, здоровыми? - Ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода! Вода – это, действительно, самое удивительное вещество на Земле. И мы сегодня в этом убедимся. Наша лаборатория начинает работу. У нас 3 научные группы, которые проведут опыты с водой и попытаются узнать, какими свойствами она обладает. На парты выставляются приборы для опыта. Будем работать по плану и заполнять таблицу (карточки на партах) Опыт №1 Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Зачитаем план опыта. Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку. Посмотрим на свет. Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. Посмотрим на свет. Сравнить цвет воды с цветом полосок. Расскажем о результатах наблюдений. Сделаем вывод. Заполним таблицу. Опыт №2 Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Зачитаем план опыта. -Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод. - Теперь попробуйте воду - Сделайте вывод. Вывод: вода – не имеет вкуса. Опыт №3 Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Зачитаем план опыта. Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд. Что происходит с формой воды. Сделайте вывод. О каких свойствах воды идет речь? Опыт №4 Вопрос: является ли вода – растворителем? Зачитаем план опыта. Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, соль, песок). Перемешаем палочкой. Пронаблюдаем за полученной смесью. О результатах наблюдения расскажем. Сделаем вывод. Заполним таблицу. - Мы выяснили еще одно свойство воды- что она является растворителем некоторых веществ -Хорошо это или плохо, что вода не всё растворяет? р я – Ну, а теперь давайте подведём итог проведенных опытов и рассмотрим все полученные результаты в таблице. Мы исследовали сегодня воду в каком состоянии? Какими же свойствами она обладает? (Заполнение таблицы) - Как вы думаете, могут ли меняться свойства воды? -Где наблюдаете эти изменения? -Впереди у нас ещё много работы, ребята. И чтобы с ней отлично справиться, давайте немного отдохнём! -В устном народном творчестве можно встретить много произведений о воде. Какие жанры произведений знаете? Вспомните сказку, где говорится о живой и мертвой воде. – Попробуйте собрать из слов пословиц(ы) и узнайте, какая вода нужна людям, зверям и птицам, полям и садам, лугам и лесам. Карточки прикреплены на стене в разных местах. -Помните, когда вы были маленькими мамы, умывая вас, говорили: Водичка, водичка, Умой мое личико. Чтобы щечки краснели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Чтобы вы были красивыми, нужна какая вода? -Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Нам повезло, что мы живем в таком месте, где много чистой, пресной воды. Это родники, источники, аршаны- они имеют целебные свойства. А еще наша Бурятия знаменита …чем? - А сейчас ученым предлагаю такое задание: У вас на столе лежит конверт с карточками. Разложите их по группам. - На какие группы вы разложили? Сделайте вывод. -Понравилось вам быть учеными? .Что вы узнали о свойствах воды? -Можно ли прожить без воды? -Почему нужно беречь воду? -Действительно, воду нужно беречь! А о том, как сохранить наше природное богатство, мы поговорим на следующем уроке. Понаблюдайте, как в вашей семье экономят воду. Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы: Что такое ледники? Почему лёд не тонет? Для этого каждой группе я выдаю список книг, которые вам помогут найти ответы на данные вопросы. Энциклопедии найдете в нашей библиотеке: «Я познаю мир: естествознание». «Что есть что? Вода». «Воздух. Вода. Погода и климат». -А сейчас самостоятельно определите, как вы усвоили материал урока. Если у вас были трудности и остались какие-нибудь вопросы, разместите капельку воды, которая лежит у вас на парте, на тучке. Если всё было понятно и вопросов не возникало, прикрепите свою капельку там, где течёт река. -А если вы узнали много нового, не просто поняли, что изучили на уроке, но и сможете поделиться информацией с окружающими, ваша капелька будет сиять на радуге. -Дети, я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за вашу активность, трудолюбие и жизнерадостность! В заключении я хочу напомнить: Человек, запомни навсегда Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете не одни! | Деятельность учащихся Приветствие. -Исследуют, проводят опыты, наблюдают, узнают, открывают что-то новое. -Без воды. Ответы детей. - Мы сегодня будем говорить о воде. -Какая бывает вода? Можно ли жить без воды? Почему нужно беречь воду? Какими свойствами обладает вода ? -Голубого и синего. -Это моря и океаны. -В виде пара, облаков, туч, тумана. - Это родники. -Огромные льды - Дождь, снег, иней и т.д. Работа по учебнику. Определение главной мысли -Мыть руки перед едой, после улицы, после туалета. Чистить зубы, умываться, принимать душ. …здоровье, …красоту. -Можно закаляться обтиранием, ножные ванны принимать. - вода прозрачна и бесцветна. - вода не имеет запаха - вода – не имеет вкуса - вода текуча, не имеет формы. - вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются -Это хорошо, иначе во время дождя вся почва могла бы раствориться. -в жидком состоянии -Вода –это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная, без вкуса, без запаха. Может являться растворителем. -Да, вода может поменять вкус, цвет. Завариваем чай и т.д. Пословицы и поговорки, стихи и песни, сказки. Иван царевич и Серый волк и т.д. -Получилась пословица “Не всякая водица для питья годится”. Нужна вода чистая, пресная. «Чистая вода –для хвори беда" -Чистая. -Озером Байкал Вывод: вода находится в трех состояниях – жидком, газообразном, твердом. - Вода –это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная , без вкуса, без запаха, может являться растворителем. -Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. -Человек может прожить без воды не более 3 дней. -Потому, что вода на Земле может закончиться. Дети прикрепляют картонные капельки воды на плакат с изображением тучи, радуги и реки. |