Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Недбайло Нина Михайловна МБОУ СОШ №32 , Каневской район, ст. Новоминская
Предмет: технология
Класс: 6
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд», мультимедийное сопровождение.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Понимание и определение понятия «шерсть», «шёлк», «золотое руно», «свойства шерсти шёлка»
Распознание шерстяной и шёлковой ткани
Понимание влияния толщены и прочности нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.
1 уровень — узнавание
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учитилем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
№ этапа урока
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Анализ урока
Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок ( «могу» )
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).
Слайд2.
Начинаем урок: Учитель показывает девочкам лоскуты ткани.
-Девочки, а что я вам сейчас показываю? Вспомните, как называется наука о тканях?
Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон.
-На какие два больших класса делятся текстильные волокна? (слайд 3)
Отгадайте загадку. По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. (слайд4)
-Овца – это кто?
-Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учащиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы.
Предполагаемые ответы:
Ткань, материал…
Материаловедени
Натуральные и химические.
О волокнах.
Овца.
Животное.
- От овцы можно получить волокна животного происхождения.
- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.
-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1.Целеполагание и постановка задач.
2. Систематизация имеющиеся у учащихся знаний.
3.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
4. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу».
5.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
6. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия..
- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока… «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».(слайд 5)
В ходе урока нам будет встречать следующий значок - материал записать в тетрадь.
Вспомним…Блиц-опрос. Смотрим на экран…(слайд 6--14)
ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Вспомним правила работы в группе. Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает детям
найти шерстяную ткань.
Поднимите выбранный вами лоскуток и покажите всему классу.
У кого нет результата?
Кто смог выполнить?
У кого возникли трудности?
Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.
Хлопок, лён, лён, лён, ткачество, гладкокрашеная, ярче рисунок, осыпаемость, усадка, гигиенические, льняные, (Сл 2-12 Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и найти способ решенияпроблемы
-П.извлечение необходимой информации из текстов
-Р.выполнение пробного учебного действия
-К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вирбально и знаково) место где возникло затруднение.
2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения поставленной задачи.
В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает?
ЗАТРУДНЕНИЕ
Я не смог определить шерстяную ткань.
Я не знаю её качеств и свойств. Нет необходимых знаний по данной проблеме.
-П.анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.
-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Реализация построенного проекта.
Построение и фиксация нового знания.
1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2.Организовать нового способа действия речи.
3.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт.
4. Организовать уточнение общего характера нового знания.
Объяснение нового материала.
-Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.
-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. (слайды 15-27)
Историческая справка о шерсти.
-Шерсть – волосяной покров животных.
Этот покров состоит из разных видов волокон (слайд 14)
Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно (слайд 15)
-Чем же на самом деле является золотое руно?
- Золотое руно – это качественная шерсть овец.
-Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных - Назовите их. (слайд16)
Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке. (слайд17)
Ее сортируют – перебирают по качеству,
треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,
промывают – горячей водой с мылом содой,
сушат – в сушильных машинах.
Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.
Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены. (слайд 18)
Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице. (слайд19)
ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ
Длина – 2 – 45 см
Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.
Цвет – белый, серый, рыжий черный .
Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.
Упругие, ткани малосминаемы.
Недостатки: пылеемкость, усадка.
После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.
Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник.
-Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.
Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали. (слайд 20)
Физ. минутка (слайд21)
Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей.
Историческая справка. Выступления учеников.
Что же такое шелк и чем он так уникален?
Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда.
Эта гусеница питается только листьями тутового дерева и отсюда ее название.
Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (слайд 22).
Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам.
Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити.
В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.
Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец. (слайд 23)
-Каковы свойства натурального шелка и тканей? (слайд24)
ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ
Длина – 600-900м
Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.
Цвет – белый, кремоватый.
Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.
Упругие, поэтому ткани малосминаемы.
Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.
Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
После сгорания образуют черный комочек,
растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.
Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны.
Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду. (слайд25)
Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. Предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру. (слайд 26)
Выступление ученика. Приложение
Затруднения.