kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».Конспект урока ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта урока

       Данные об учителе:  Недбайло Нина Михайловна   МБОУ СОШ №32 , Каневской район, ст. Новоминская

      Предмет:   технология  

      Класс: 6

      Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

      Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».

      Тип урока: комбинированный.

      Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей,  образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд», мультимедийное сопровождение.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимание  и определение понятия «шерсть», «шёлк», «золотое руно», «свойства шерсти шёлка»

Распознание  шерстяной и шёлковой  ткани

Понимание влияния толщены и прочности нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.

1 уровень — узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учитилем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

№  этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Анализ урока

  1.  

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок ( «могу» )   

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).

Слайд2.

Начинаем урок: Учитель показывает девочкам лоскуты ткани.

 -Девочки, а что я вам сейчас показываю?   Вспомните, как называется наука о тканях?

Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон.  

-На какие два больших класса делятся текстильные волокна? (слайд 3)

Отгадайте загадку. По горам, по долам,   Ходит шуба да кафтан. (слайд4)

-Овца – это кто?

 -Волокно,  какого происхождения можно получить от овцы?

Как вы думаете, о чем пойдет речь  сегодня на уроке?

Учащиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы.

Предполагаемые ответы:

Ткань, материал…

Материаловедени

Натуральные и химические.

О волокнах.

Овца.

Животное.

- От овцы можно получить волокна животного происхождения.

- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

  1.  

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1.Целеполагание и постановка задач.

2. Систематизация имеющиеся у учащихся знаний.

3.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

4. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу».

5.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

6. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия..

- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний  и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока…  «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».(слайд 5)

В ходе урока нам будет встречать следующий значок  - материал записать в тетрадь.

 Вспомним…Блиц-опрос. Смотрим на экран…(слайд 6--14)

ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

 Вспомним правила работы в группе. Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает детям

найти шерстяную ткань.

Поднимите выбранный вами лоскуток  и покажите всему классу.

У кого нет результата?

Кто смог выполнить?

У кого  возникли трудности?

Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.

Хлопок,  лён, лён, лён, ткачество, гладкокрашеная, ярче рисунок, осыпаемость, усадка, гигиенические, льняные, (Сл 2-12  Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и   найти способ решенияпроблемы

-П.извлечение необходимой информации из текстов

-Р.выполнение пробного учебного действия

-К.учёт разных мнений, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1.  

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе  учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вирбально и знаково) место где возникло затруднение.

2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения  поставленной задачи.

В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает?

ЗАТРУДНЕНИЕ

 Я не смог определить шерстяную ткань.

Я не знаю её качеств и свойств. Нет необходимых знаний по данной проблеме.

-П.анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1.  

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать нового способа действия речи.

3.Организовать  фиксацию нового  с помощью инструкционных карт.

4. Организовать уточнение общего характера  нового знания.

Объяснение нового материала.

-Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.

-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. (слайды 15-27)

Историческая  справка о шерсти.

-Шерсть – волосяной покров животных.  

Этот покров состоит из разных видов волокон  (слайд 14)

Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно  (слайд 15)

-Чем же на самом деле является золотое руно?

- Золотое руно – это качественная шерсть овец.

-Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных  - Назовите их. (слайд16)

Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке. (слайд17)

Ее сортируют – перебирают по качеству,

треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,             

промывают – горячей водой с мылом содой,

сушат – в сушильных машинах.

Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены. (слайд 18)

Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице.  (слайд19)

ШЕРСТЯНЫЕ  ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 2 – 45 см

Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.

Цвет – белый, серый, рыжий черный .

Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо                                                                                         впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.

Упругие, ткани малосминаемы.

Недостатки: пылеемкость, усадка.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник.

-Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.

Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали.  (слайд 20)

Физ. минутка (слайд21)

Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей.

Историческая справка. Выступления учеников.

Что же такое шелк и чем он так уникален?

Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. 

Эта гусеница питается   только листьями тутового дерева и отсюда ее название.

Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (слайд 22).

Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам.

Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити.

В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.

Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец. (слайд 23)  

    -Каковы свойства натурального шелка и тканей? (слайд24)

ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 600-900м

Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.

Цвет – белый, кремоватый.

Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Упругие, поэтому ткани малосминаемы.                                                                    

Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.                      

Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

После сгорания образуют черный комочек,

растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.

Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны.

Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду. (слайд25)

Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.  Предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру. (слайд 26)

Выступление ученика. Приложение

Затруднения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Недбайло Нина Михайловна

Дата: 16.09.2014

Номер свидетельства: 113657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства