kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Почва России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир

Программа: « Школа 21 века»

Учебник:  Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова  «Окружающий мир»

Класс: 4

Название раздела: «Родная страна: от края до края»

Название темы: « Почвы России»

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, интерактивная доска, почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.

 Цель урока: способствовать формированию представлений о почве и ее составе и свойствах, создать условия для организации исследовательской работы.

Задачи: дать представление о составе и видах почвы, показать значение перегноя; развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, развивать умение ставить простейшие опыты и на их основании делать выводы, воспитывать бережное отношение к национальному богатству -  почве.

Планируемые результаты 

Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Метапредметные:

Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Тип урока: Открытие нового знания

Ход урока.

1. Организационный  момент урока

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.

- Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, не волнуйтесь, работайте спокойно, поддерживайте друг друга.

Повторение пройденного материала

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке (Природные зоны России. Степи и пустыни). Ребята, давайте проверим ваши  знания, ответив на вопросы теста «votum» «Природные зоны России. Степи и пустыни»

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Запишите свои оценки.

  1. Актуализация темы:

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Представьте, что вы находитесь не в классе, а в учебной лаборатории.

А  мы с вами  исследователи. Все записи будем вести в листе исследователя.

 Прежде  чем приступим к нашему исследованию, давайте послушаем  рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая». ( Рассказывает ученик)

-Ребята, как вы думаете, что писатель Ильин назвал «кладовой»? (Земля, почва…)

- Так о какой же чудесной кладовой пойдет сегодня речь на нашем уроке?

- Какая же тема нашего урока?

  1. Постановка темы и цели урока

-Правильно: Почвы России  (Слайд 1)

- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?

-Сегодня мы будем добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. Свои исследования мы будем выполнять, согласно плана:

  1. Что такое почва?

  2. Состав почвы

  3. Виды почв

  4. Охрана почв

    Приступим к работе, ответим на вопрос  первого  пункта нашего плана:

    - Что же такое почва? (ответы детей)

    - Найдите определение слова «Почва» в учебнике с.37. (работа в парах). Один ученик зачитывает.

    Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

    - Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородием)

    - Как вы понимаете смысл этого слова?

    - Найдём значение этого слова в толковом словаре. ( Сегодня со словарем работают Регина и Руслан)

    Выдвижение гипотезы.

    -  У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит  в состав почвы.

    Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

    Сейчас вы будете выполнять исследования, а результаты запишите в листе исследователя.  Будьте внимательны, наблюдательны, помните о правилах работы в группе. (Инструктаж по Т.Б.)
    У каждой группы  на столе есть  инструкция по которой вы будете работать.

    Практическая работа в группах (4группы). Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.

    Группа 1.

  1. Возьмем стакан с водой
  2. опустим туда комочек почвы
  3. Запишите, что вы видите и сделайте вывод? 

Вывод:

 (Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух, он помогает растениям дышать).

Группа 2.

  1. Возьмите бумажную салфетку
  2. положим на нее немного почвы
  3. сильно сожмите.
  4. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 

Вывод:

(Влажное пятно. В почве есть вода, необходимое вещество для жизни растений)

Группа 3.

  1. Бросьте комочек почвы в воду
  2. что произошло в стакане
  3. Что вы видите на дне стакана.
  4. Стакан поставить под документ-камеру.

Вывод:

 (Вода в стакане стала мутной.На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина. Песок разрыхляет почву, глина- удерживает влагу)

Группа 4.

  1. Рассмотрим почву под микроскопом
  2. Что еще входит в состав почвы?

Вывод:

(листья, остатки насекомых, песок, трава. В составе почвы есть перегной)

 Опыт 5. (Проводит учитель)

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.) Стекло  положить под документ-камеру.

- Кто догадался, что это такое? (Это минеральные соли.)

Молодцы. Делаем вывод. В почве есть соли.

Опыт 6. (Проводит учитель)

- Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)Значит, что входит в состав почвы? Перегной (гумус)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде  Кластера «Состав почвы"

соль

Остатки растений и животных

песок, глина

вода

    Состав почвы

живые организмы      воздух

- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Какими свойствами обладает почва? 

ФИЗМИНУТКА

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- Чем они различаются? ( Слайд 2)

Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах - почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России. (Слайд 3)

- Подумайте, какой тип почвы в Туймазинском районе? (Слайд 4) (преобладает серые – лесные и черноземная)

А вы знаете, что один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20  см - за 5-6 тысяч лет. (Слайд 5)

-  Какой вывод можно сделать?

Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение, загрязнение.

 5.Работа по учебнику. Стр.39

Задание. Прочитайте текст.  

-Какой вред наносит неразумная деятельность человека?

(неправильная обработка удобрений, строительство зданий; вырубка лесов; выпас скота)

- А как вы думаете какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? (надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать)

6. Итог урока. Рефлексия.

Какие открытия мы сделали на уроке?

Итак, наши предположения о том, что почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, перегноя, оказались верными.

Сегодня на уроке я узнал ….(Слайд 6)

Теперь я умею …

Было интересно…

Знания, полученные сегодня на уроке,  пригодятся мне …

Оцените свою работу по листу исследователя. У кого «5», «4», «3»

– Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке.

7. Дом. задание  Учебник с.37-38, прочитать

Составить памятку о бережном отношении к почве.

Синквейн – Почва (Слайд 7)

- Благодарю за  работу. Урок окончен!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Почва России"»


Предмет: Окружающий мир

Программа: « Школа 21 века»

Учебник: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир»

Класс: 4

Название раздела: «Родная страна: от края до края»

Название темы: « Почвы России»

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, интерактивная доска, почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.

Цель урока: способствовать формированию представлений о почве и ее составе и свойствах, создать условия для организации исследовательской работы.

Задачи: дать представление о составе и видах почвы, показать значение перегноя; развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, развивать умение ставить простейшие опыты и на их основании делать выводы, воспитывать бережное отношение к национальному богатству - почве.

Планируемые результаты 

Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Метапредметные:

Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Тип урока: Открытие нового знания

Ход урока.

1. Организационный момент урока

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.

- Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, не волнуйтесь, работайте спокойно, поддерживайте друг друга.

Повторение пройденного материала

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке (Природные зоны России. Степи и пустыни). Ребята, давайте проверим ваши знания, ответив на вопросы теста «votum» «Природные зоны России. Степи и пустыни»

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Запишите свои оценки.

  1. Актуализация темы:

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Представьте, что вы находитесь не в классе, а в учебной лаборатории.

А мы с вами исследователи. Все записи будем вести в листе исследователя.

Прежде чем приступим к нашему исследованию, давайте послушаем рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая». ( Рассказывает ученик)

-Ребята, как вы думаете, что писатель Ильин назвал «кладовой»? (Земля, почва…)

- Так о какой же чудесной кладовой пойдет сегодня речь на нашем уроке?

- Какая же тема нашего урока?

  1. Постановка темы и цели урока

-Правильно: Почвы России (Слайд 1)

- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?

-Сегодня мы будем добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. Свои исследования мы будем выполнять, согласно плана:

  1. Что такое почва?

  2. Состав почвы

  3. Виды почв

  4. Охрана почв

Приступим к работе, ответим на вопрос первого пункта нашего плана:

- Что же такое почва? (ответы детей)

- Найдите определение слова «Почва» в учебнике с.37. (работа в парах). Один ученик зачитывает.

Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

- Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородием)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

- Найдём значение этого слова в толковом словаре. ( Сегодня со словарем работают Регина и Руслан)

Выдвижение гипотезы.

- У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит в состав почвы.

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

Сейчас вы будете выполнять исследования, а результаты запишите в листе исследователя. Будьте внимательны, наблюдательны, помните о правилах работы в группе. (Инструктаж по Т.Б.)
У каждой группы на столе есть инструкция по которой вы будете работать.

Практическая работа в группах (4группы). Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.

Группа 1.

  1. Возьмем стакан с водой

  2. опустим туда комочек почвы

  3. Запишите, что вы видите и сделайте вывод? 

Вывод:

(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух, он помогает растениям дышать).

Группа 2.

  1. Возьмите бумажную салфетку

  2. положим на нее немного почвы

  3. сильно сожмите.

  4. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 

Вывод:

(Влажное пятно. В почве есть вода, необходимое вещество для жизни растений)

Группа 3.

  1. Бросьте комочек почвы в воду

  2. что произошло в стакане

  3. Что вы видите на дне стакана.

  4. Стакан поставить под документ-камеру.

Вывод:

 (Вода в стакане стала мутной .На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина. Песок разрыхляет почву, глина- удерживает влагу)

Группа 4.

  1. Рассмотрим почву под микроскопом

  2. Что еще входит в состав почвы?

Вывод:

(листья, остатки насекомых, песок, трава. В составе почвы есть перегной)

Опыт 5. (Проводит учитель)

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.) Стекло положить под документ-камеру.

- Кто догадался, что это такое? (Это минеральные соли.)

Молодцы. Делаем вывод. В почве есть соли.

Опыт 6. (Проводит учитель)

- Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)Значит, что входит в состав почвы? Перегной (гумус)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы».


вода

соль




Остатки растений и животных

песок, глина


Состав почвы



живые организмы

воздух



- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Какими свойствами обладает почва?

ФИЗМИНУТКА

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- Чем они различаются? ( Слайд 2)

Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах - почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России. (Слайд 3)

- Подумайте, какой тип почвы в Туймазинском районе? (Слайд 4) (преобладает серые – лесные и черноземная)

А вы знаете, что один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см - за 5-6 тысяч лет. (Слайд 5)

- Какой вывод можно сделать?

Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение, загрязнение.

5.Работа по учебнику. Стр.39

Задание. Прочитайте текст.

-Какой вред наносит неразумная деятельность человека?

(неправильная обработка удобрений, строительство зданий; вырубка лесов; выпас скота)

- А как вы думаете какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? (надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать)

6. Итог урока. Рефлексия.

Какие открытия мы сделали на уроке?

Итак, наши предположения о том, что почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, перегноя, оказались верными.

Сегодня на уроке я узнал ….(Слайд 6)

Теперь я умею …

Было интересно…

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне …

Оцените свою работу по листу исследователя. У кого «5», «4», «3»

– Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке.

7. Дом. задание Учебник с.37-38, прочитать

Составить памятку о бережном отношении к почве.

Синквейн – Почва (Слайд 7)

- Благодарю за работу. Урок окончен!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Почва России"

Автор: Самарина Татьяна Николаевна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по географии в 8 классе по теме:"Почвы России". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-pochvy-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "144196"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418665526"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по окружающему миру "Размножение и развитие растений" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-razmnozhieniie-i-razvitiie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082671"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Опорный конспект для индивидуальной работы по теме "Почвы""
    ["seo_title"] => string(61) "opornyi-konspiekt-dlia-individual-noi-raboty-po-tiemie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "169915"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423483812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства