Предмет: Окружающий мир
Программа: « Школа 21 века»
Учебник: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир»
Класс: 4
Название раздела: «Родная страна: от края до края»
Название темы: « Почвы России»
Средства обучения (в том числе технические средства обучения)
Компьютер, интерактивная доска, почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.
Цель урока: способствовать формированию представлений о почве и ее составе и свойствах, создать условия для организации исследовательской работы.
Задачи: дать представление о составе и видах почвы, показать значение перегноя; развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, развивать умение ставить простейшие опыты и на их основании делать выводы, воспитывать бережное отношение к национальному богатству - почве.
Планируемые результаты
Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Метапредметные:
Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.
Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.
Тип урока: Открытие нового знания
Ход урока.
1. Организационный момент урока
- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.
- Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, не волнуйтесь, работайте спокойно, поддерживайте друг друга.
Повторение пройденного материала
О чем мы с вами говорили на прошлом уроке (Природные зоны России. Степи и пустыни). Ребята, давайте проверим ваши знания, ответив на вопросы теста «votum» «Природные зоны России. Степи и пустыни»
- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Запишите свои оценки.
-
Актуализация темы:
Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Представьте, что вы находитесь не в классе, а в учебной лаборатории.
А мы с вами исследователи. Все записи будем вести в листе исследователя.
Прежде чем приступим к нашему исследованию, давайте послушаем рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая». ( Рассказывает ученик)
-Ребята, как вы думаете, что писатель Ильин назвал «кладовой»? (Земля, почва…)
- Так о какой же чудесной кладовой пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Какая же тема нашего урока?
-
Постановка темы и цели урока
-Правильно: Почвы России (Слайд 1)
- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?
-Сегодня мы будем добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. Свои исследования мы будем выполнять, согласно плана:
-
Что такое почва?
-
Состав почвы
-
Виды почв
-
Охрана почв
Приступим к работе, ответим на вопрос первого пункта нашего плана:
- Что же такое почва? (ответы детей)
- Найдите определение слова «Почва» в учебнике с.37. (работа в парах). Один ученик зачитывает.
Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.
- Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородием)
- Как вы понимаете смысл этого слова?
- Найдём значение этого слова в толковом словаре. ( Сегодня со словарем работают Регина и Руслан)
Выдвижение гипотезы.
- У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит в состав почвы.
Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
Сейчас вы будете выполнять исследования, а результаты запишите в листе исследователя. Будьте внимательны, наблюдательны, помните о правилах работы в группе. (Инструктаж по Т.Б.)
У каждой группы на столе есть инструкция по которой вы будете работать.Практическая работа в группах (4группы). Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.
Группа 1.
- Возьмем стакан с водой
- опустим туда комочек почвы
- Запишите, что вы видите и сделайте вывод?
Вывод:
(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух, он помогает растениям дышать).
Группа 2.
- Возьмите бумажную салфетку
- положим на нее немного почвы
- сильно сожмите.
- Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке?
Вывод:
(Влажное пятно. В почве есть вода, необходимое вещество для жизни растений)
Группа 3.
- Бросьте комочек почвы в воду
- что произошло в стакане
- Что вы видите на дне стакана.
- Стакан поставить под документ-камеру.
Вывод:
(Вода в стакане стала мутной.На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина. Песок разрыхляет почву, глина- удерживает влагу)
Группа 4.
- Рассмотрим почву под микроскопом
- Что еще входит в состав почвы?
Вывод:
(листья, остатки насекомых, песок, трава. В составе почвы есть перегной)
Опыт 5. (Проводит учитель)
- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.) Стекло положить под документ-камеру.
- Кто догадался, что это такое? (Это минеральные соли.)
Молодцы. Делаем вывод. В почве есть соли.
Опыт 6. (Проводит учитель)
- Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)
-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)Значит, что входит в состав почвы? Перегной (гумус)
Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы"
соль
Остатки растений и животных
песок, глина
вода
Состав почвы
живые организмы воздух
- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.
- Какими свойствами обладает почва?
ФИЗМИНУТКА
- Как вы думаете почва везде одинаковая?
- Чем они различаются? ( Слайд 2)
Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах - почвоведение.
Он первым составил почвенные карты России. (Слайд 3)
- Подумайте, какой тип почвы в Туймазинском районе? (Слайд 4) (преобладает серые – лесные и черноземная)
А вы знаете, что один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см - за 5-6 тысяч лет. (Слайд 5)
- Какой вывод можно сделать?
Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение, загрязнение.
5.Работа по учебнику. Стр.39
Задание. Прочитайте текст.
-Какой вред наносит неразумная деятельность человека?
(неправильная обработка удобрений, строительство зданий; вырубка лесов; выпас скота)
- А как вы думаете какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? (надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать)
6. Итог урока. Рефлексия.
Какие открытия мы сделали на уроке?
Итак, наши предположения о том, что почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, перегноя, оказались верными.
Сегодня на уроке я узнал ….(Слайд 6)
Теперь я умею …
Было интересно…
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне …
Оцените свою работу по листу исследователя. У кого «5», «4», «3»
– Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке.
7. Дом. задание Учебник с.37-38, прочитать
Составить памятку о бережном отношении к почве.
Синквейн – Почва (Слайд 7)
- Благодарю за работу. Урок окончен!