Дата:14.10.2015 год Школа: МАОУ СОШ №3 Класс: 1 «Б» Учитель: Осипова Олеся Владимировна ______________ Методист: Горобец Тамара Геннадьевна ______________ Студент: Колдина Екатерина Михайловна Тема : Письмо заглавной буквы «Р» Цель урока: знакомство с написанием заглавной буквы «Р»; слов с заглавной буквой «Р» Планируемый результат: знание учащимися элементов заглавной буквы «Р», умение различать строчную и заглавную буквы, осуществлять сравнение печатной и письменной букв. Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения; - умение оценивать собственную учебную деятельность, учебную самостоятельность; Метапредметные: Познавательные: - умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать полученную информацию; -давать оценку своим действиям, оценивать результат; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные: - умение работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; - умение решать учебную задачу; Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; - сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других; - адекватно использовать речевые средства в учебном диалоге; Предметные: - усвоение правильного написания заглавной буквы «Р»; - умение выполнять звуко - буквенный анализ слов; - умение писать слова с заглавной буквой «Р». Основные понятия: звук, буква, заглавная буква, печатная, письменная.
Ресурсы урока: прописи, лента букв, ИКТ, разрезные элементы буквы, материал для конструирования буквы
Ход урока
Организационный момент 1. Организация класса Мы – школьники прилежные,
Послушны и дружны.
Мы знаем: нашей школе лентяи не нужны!
Прочь с дороги, наша лень,
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться! А теперь давайте все вместе прогоним нашу лень! (проговорить ещё раз хором) Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Михайловна и сегодня я проведу у вас урок обучения письму. 2. Пальчиковая разминка Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) – 2 раза.
Целеполагание и мотивация учащихся Сегодня к нам в гости пришел робот Рома. А почему именно РОБОТ сегодня пришел к нам урок? (слово начинается с «Р») Где стоит эта буква в слове? (в начале) Какой звук она обозначает в этом слове? ( твёрдый) Робот предлагает вам разгадать загадки, а в отгадках тоже спряталась буква «Р». Слушайте первую загадку: (слайд с картинками-отгадками) Стоит красивый сундучок, Его не тронешь - он молчок, Но стоит ручки повертеть, Он станет говорить и петь. (Радио) Где стоит эта буква в слове? (в начале) Какой звук она обозначает в этом слове? ( твёрдый)
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост - Понесется до звезд. (Ракета) Где стоит эта буква в слове? (в начале) Какой звук она обозначает в этом слове? ( твёрдый)
Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла, Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. (Рябина) Где стоит эта буква в слове? (в начале) Какой звук она обозначает в этом слове? (мягкий) Итак, с какой буквы начинались все слова-отгадки? ( с буквы «Р») Ну тогда расскажите роботу, какую букву мы сегодня будем учиться писать. (букву «Р») Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную букву, вы узнаете сколько в ней элементов, с какими буквами она похожа.
Актуализация знаний
Расскажите роботу, где в ленте букв находится эта буква «Р», кто буквы соседи, вместе с какими буквами она в одной группе? («Н», «М», «Л») – 1 ученик к доске. Какие два звука она обозначает? ([р], [р’]
По каким признакам вы определяете, что они согласные? (при их произнесении воздух встречает преграду). Как образуется эта преграда? (кончик язычка поднимается вверх и от струи воздуха дрожит и получается такой дрожащий звук). Произнесите и понаблюдайте за работой своего язычка. Сегодня мы с вами научимся писать заглавную букву Р. Кто скажет для чего она нам нужна? (Чтобы писать фамилия, имена, клички животных, города, в начале предложения)
А сейчас давайте откроем в прописи страницу 27. (поговорить о изображенном роботе)
Работа над новым материалом 1. Графический анализ Сравниваем печатную и письменную заглавные буквы Р. Чем они похожи? (по высоте, обе заглавные, количество элементов) Чем они отличаются? (в печатной – прямые линии, в письменной - с закруглением) Сколько элементов в заглавной букве Р? Как они называются? (длинная прямая линия с закруглением внизу влево, полуовал) – элементы на доску (разрезные элементы) 2. Конструирование буквы учащимися (работа в парах) 1 элемент – сверху вниз длинная прямая линия с закруглением внизу 2 элемент – как буква «С», полуовал Обведите эти два элемента вверху в прописи. Возьмите в руки простой карандаш и обведите элементы букв, которые указаны вверху страницы (1 – сверху вниз, закругляя книзу; 2 – слева направо, закругляя, чтобы получался полуовал). 3. Рисование узора Рассмотрите узор в широкой строке – на что он похож? (на гриб). А чем он похож на букву «Р»? (похожа шляпка). У грибочка, как и в букве шляпку будете обводить слева направо, как показывает стрелка. Обведите. 4. Письмо элементов букв( первая строка) А сейчас элементы буквы поучимся писать в разлиновке. Найдите первую строчку у себя в прописи. Посмотрите откуда начинаем писать первый элемент (чуть ниже пунктирной линии – середины межстрочного пространства). А верхний элемент пойдёт по пунктирной линии – слева направо, как шляпку у грибочка рисовали. Тетрадь кладём правильно – под уголком. Обведите образцы и допишите эту строчку до конца, располагая эти элементы на одинаковом расстоянии друг от друга. 5. Письмо буквы а) объяснение и показ учителя Начинаем чуть ниже пунктирной линии – середины межстрочного пространства, ведём на себя вниз длинную прямую линию, как в букве «Т», «У» и чуть не доводя до нижней линии закругляем влево. А верхний элемент пойдёт по пунктирной линии – слева направо. б) анализ типичных ошибок
__________________________________________________________________________ в) письмо учащихся - одинаковое расстояние между буквами; - следите за размером элементов; - не выходите за линию; Посадка! Тетрадь! г) самоанализ Подчеркнуть самую красивую и правильную, которая похожа на образец. 2 строчка – на оценку ( «5») Физминутка
6. Письмо слогов а) чтение б) дополнить до целого слова (имя собственное) – устно Ра - Ру - Ры - в) объяснение и показ учителя Если в букве есть верхний элемент, то он пишется в последнюю очередь, потому что буква соединяется с другими буквами безотрывно: пишем 1 элемент и безотрывно соединяем со следующей буквой (показать) и только теперь пишем верхний элемент. Напишите один раз. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Письмо слов на уроке чтения вы читали рассказ про девочек, которые раскрашивали разные цветы. Кто запомнил как зовут этих девочек? (с. 67) Какое имя начинается с буквы «Р»? ( Рита) Найдите эти имена на следующей строчке. Какое имя на первой строчке? Читаем. С какого слога начинается? Какое соединение с буквой «о»? (нижнее) Кто покажет, как букву «Р» с буквой «о» соединить? (1 ученик к доске) Напишите на этой строчке один раз слог, один раз слово. (аналогично «Ри», Рита). 8. Работа над предложением Ребята, давайте прочитаем предложение. Обратите внимание, какой знак стоит в конце предложения (вопросительный). Значит мы должны ответить на этот вопрос. Кто помнит – кто раскрасил лилии? (с. 67) (Рита) Значит какой ответ у нас получится? (азбуку под лампу). - Сколько слов в предложении? (хором под лампой) Какое 1? 2? 3? (хором) - А какой знак будет стоять в ответе? (точка) -Спишите его самостоятельно из азбуки, только письменными буквами. Красиво, аккуратно. Посадка! Тетрадь!
-А теперь проверим. Ставьте пальчик, читаем хором.
V. Итог урока
- Какие новые элементы вы научились писать? (длинная прямая линия с закруглением внизу влево и полуовал).
- Кто запомнил этот элемент? (показывая вырезанные элементы детям).
- Повторим хором!
За активную работу на уроке «5»!(Правильно, молодец! За работу на уроке тебе «5»!)
- Кто запомнил в каких буквах пишутся эти элементы?
VI. Рефлексия
- Ребята, какое настроение осталось после урока? (используя «светофор»)
- Ребята, урок наш закончился, передайте ваши прописи с задних парт.
- Встаньте все красиво, урок наш закончен, всем вам спасибо за урок!