Этапы урока | Формы орг-ции совзаимодействия на уроке | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Цель: проверка готовности к уроку, настроя на работу. Приветствие учащихся. Поприветствуйте лучиками друг друга, гостей | Приветствуют учителя, класс, гостей. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Л.: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию учебной деятельности. Р.: умеют быстро включаться в работу |
II. Создание ситуации Мотивационный Этап 5 мин | Дифференцированная работа. Групповая Практический | Цель: обобщить и систематизировать изученный материал. подведение детей к формированию темы Самостоятельная работа 2-3 уровней: Прочитать группы слов, выбрать лишнее, напечатать, подчеркнуть буквы, обозначающие твёрдые согласные. Мак, ромашка, роза, лимон Кошка, грач, собака, корова Светлый, добрый, шить, нежный Муравьи, стрекозы, ежи, мухи Берёза, дуб, осина, малина Коллективная работа с 1 уровнем: Прочитать слова у доски на карточках: мышка, мошка, кошка, кочка, дочка, точка, бочка - Чем похожи слова? - Какие слова отвечают на вопрос Кто?, Что? 3. Проверка самостоятельной работы: проверьте правильность моего выбора, докажите. Какие буквы подчеркнули? (м, н, г, р, ш, ж-?) Посоветуйтесь в группах, какая из букв «лишняя»? | Читают слова, выбирают буквы по заданию, сравнивают делают выбор | Читают слова с изученными буквами. Осуществляют сравнение звуков, делают вывод | П: учатся принимать учебную задачу, анализировать содержание; Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, анализировать свою работу К.: участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
III. Постановка учебной задачи 1 мин | Фронтальная. Словесный. Беседа | Цель: формулирование детьми темы занятия и постановка задач урока. – Какова цель урока? - Какие нам надо решить задачи? - Что для этого потребуется? - Познакомьтесь с планом урока. Что предстоит сделать? | – Познакомимся со звуком [ж] и буквой, его обозначающей | Формулируют учебную задачу | П.: самостоятельное формулирование познавательной цели Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов 5 мин. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемами | Цель: познакомить с новым звуком. Сегодня мы заглянем в особенный зоопарк. Все его обитатели имеют одну особенность: Загадки: Его поймал я на цветке, зажал, как следует в руке. Жужжит он: «Попрошу без рук. Я ж не железный. Я же …» (жук) Он ходит, голову задрав. Не потому что гордый нрав, Не потому что важный граф, а потому что он … (жираф) Старуха – толстуха, бородавчатое брюхо. В тине живёт, комаров жуёт. ( Жаба) Кто догадался, в особенность этих животных? Самостоятельно составьте звуковые модели слов: 1ряд- жук, 2 ряд – жираф, 2 ряд – жаба (от каждого ряда по человеку у доски) – Охарактеризуйте звук [ж] | Отгадывают загадки Выделяют звук [ж]. Работают со схемой-моделью слова. | Выделяют звук [ж] из слов, наблюдают за произношением нового звука в словах, выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий, парный и всегда твёрдый | П.: ориентироваться в своей системе знаний Р.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
2. Физминутка Дидактическая игра «Тим -Том» 2 мин | Коллективная. Словесный, практический. Дидактическая игра | Цель: снятие двигательного напряжения, развитие фонематического слуха – Давайте проверим есть ли у звука [ж] твёрдая пара: твёрдый - прячемся, мягкий – стоим, нет звука – закрываем уши: ножницы, кошка, лыжи, цапля, чемодан, жилет, снежинки, щётка, замок, пожар, карандаш, жарко, ёжик Какой вывод сделаем? | Выполняют движения. Слушают слова. – [ж], определяют звук . Согласный звук [ж] всегда твердый | Распознают в словах новый звук. Выделяют звук [ж] из слов. Умеют работать коллективно, проявляют доброжелательность и взаимопомощь | Р: осуществление пошагового контроля своих действий; умение ориентироваться на показ движений учителем |
3. Знакомство с буквами Ж, ж 5-7 мин. | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | Цель: познакомить с новыми буквами, - А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается звук [Ж].Эта буква, ребята, родится у вас прямо в руках. (На партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква К) Это – Ж, А это – К. Целый жук и пол жука. - Ребята, если звук один то и буква должна быть одна? Для чего нужна большая буква? - Найдите букву а «Индивидуальном алфавите», как должны раскрасить? (синим цветом, звонок) Какую картинку добавите? -Где поселится буква на «Ленте букв» - Посмотрите, как печатается буква (просмотр написание в электронном приложении) Напечатайте в тетради по 3 буквы | Создают буквы Ж Высказывают свои предположения о месте буквы на «ленте букв» Находят букву Ж на «ленте букв». Практическая работа на индивидуальных листах, тетрадях | Находят букву Ж на «ленте букв». | К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Р: осуществление пошагового контроля своих действий; умение ориентироваться на показ |
4. Чтение слогов и слов 2 мин | Фронтальная. Групповая Словесный. Чтение слов | Цель: формировать навык правильного слогового осознанного чтения. – Прочитайте слоги на слайде. Каких гласных нет в сочетании с буквой Ж - Почему? – Работа с двухуровневой схемой: Изучите звуковую модель слова, что можете сказать. - Работа в парах: прочитать слова: художник, жилет, пружина, снежинка, чемодан - Какое из слов соответствует звуковой модели Что заметили? | Читают слоги и слова. Гласных Я, Ы В слове 3 гласных, 4 согласных, 3 слога, 7 звуков Буква И обозначает мягкость, а согласный обозначен синим цветом и читается твёрдо | Читают слова с изученными буквами. Осуществляют сравнение звуков, делают вывод | П.: осознанно читать слоги и слова с изученными буквами. |
5. Знакомство с правилом ЖИ – ШИ 3 мин. | Фронтальная. Словесный | Цель: познакомить с новым правилом Послушайте сказку, какой вывод вы сделаете? «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами» (см Приложение) | ЖИ – ШИ пишется с буквой И | Формулируют правило правописания жи и ши | П.: учатся принимать информацию, представленную словесно и в рисунках; |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Чтение рассказа «Жмурки», работа с картинкой (учебник, с. 25) 5 мин | Фронтальная. Словесный. Чтение, рассказ | Цель: формировать навык правильного слогового осознанного чтения. - Кого видите на иллюстрации внизу страницы? - Какая погода? Что делают дети (играют в «Жмурки») - Кто играл в такую игру? - Какие правила в игре (Жмурки — детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.) - А вы знаете, что эта игра любима народами уже более 300 лет и играют в неё по всей планете только у англичан игра носит название «Толчок слепца», у немцев – « Слепая корова» А наши гости играли в «Жмурки»? Чтение рассказа. Беседа: Как зовут водящего игры? -Что вы можете рассказать о ребятах (они дружные) -Почему? -Вам хотелось бы иметь таких друзей? | Отвечают на вопросы. Читают рассказ. | Понимают смысл прочитанного текста, расширяют кругозор. | П.: осознанно читать предложения с изученными буквами. |
2. Работа с пословицами 5 мин | Групповая. Словесный. Чтение, беседа | Цель: учить осознанному чтению. –Прочитайте пословицы.Чем похожи. Какая подойдёт к нашему рассказу. Пословицы: Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Был бы друг, будет и досуг. | Читают, выполняют задания учителя | Объясняют смысл пословиц. Высказывают свое мнение. Обсуждают проблему в группе, делают вывод | П: осознанно читать текст, работать с текстом, К.: умение участвовать в общей беседе |
VI. Рефлексивно-оценочный 3 мин | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | Цель: Сопоставление поставленных задач и достигнутого результата, фиксация нового знания. – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? Отметить настроение на мишени настроения. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Л.: учить самооценке своих действий |
Внеурочная самостоятельная деятельность | Подготовить рассказ о своих любимых играх с друзьями | | | |
Жили-были на свете Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку И, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот решили однажды буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат везде—нашли уже многих, только никак не могут найти 3 гласных—Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера промучились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие—с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ--ШИ, ЧА--ЩА, ЧУ- -ЩУ!