Тема: Письмо заглавной и строчной букв Н, н.
Цели урока: Ознакомление учащихся с прописными буквами Н, н; подготовка детей к каллиграфическому написанию букв Н, н; развитие у учащихся мелких мышц пальцев и кисти руки, их речи, познавательных способностей; воспитание бережного отношения к родной природе, любви к Родине.
Оборудование: Касса букв, картина природы, аудиозапись "голоса птиц ", трафареты с геометрическими фигурами, цветные карандаши, альбом, карточки с наждачными буквами,
ХОД УРОКА
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ БУКВ А, У.
1)Дети, давайте вспомним, с какими буквами мы уже знакомы ? (А. а , У .у . О ,о)
-Сегодня на уроке письма мы повторим написание букв А, а, У, у и научимся писать букву, с которой познакомились на уроке чтения.
2)Отгадайте загадку :
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес.)
-Лес - наш друг, а друзей любят и берегут.
Сегодня мы побываем в лесу: отправимся в лес вот на этом паровозике. (Картинка на доске)
-А кто ведет паровоз? ( Машинист)
-Правильно. Машинистом будет Степашка. Но пассажирам: утенку и собачке нужны билеты.
БИЛЕТ 1 (схема)
БИЛЕТ 2 (схема)
-Угадайте, какой билет для утенка? А какой билет для собаки?
-Давайте прочитаем билеты. (Дети читают билеты)
-Какой последний звук мы слышим в схеме билета №1? (Звук [а])
-Какой первый звук мы слышим в схеме билета №2? (Звук [у])
-Какими буквами эти звуки обозначаются на письме? (Уч-ся называют буквы.)
-Теперь пассажиры имеют билеты. Они могут занять свои места. Поезд отправляется.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ученики встают и хором произносят:
Паровоз кричит :,, Ду-ду!
Я иду, иду, иду"
А колеса говорят:
"Так-так-так!"
ОЩУПЫВАНИЕ БУКВ А а, У у. (Повторение)
-Поезд остановился. Машинист принес письмо. (Учитель открывает конверт, показывает буквы А,а. У,у. Дети хором произносят: "А-а, У-у")
Дети ощупывают указательным пальцем буквы из бархатной бумаги.
-А теперь напишите эти буквы в прописи.
Перед написанием этих букв повторяем правила посадки.
РАБОТА НАД НОВЫМИ БУКВАМИ.
1)-Мы приехали в лес. Там нас встречает маленький лесной человек. Он познакомит нас с новой буквой. Но звуки, которые обозначаются этой буквой, заблудились. Давайте поможем их отыскать.
Старый дедушка Пахом
На козе (коне [н']) скакал верхом
Шесть баранов (бананов [н])
скушал только
И сказал: "Еще бы столько..."
-Какие звуки заблудились? ([н'], [н])
-Какой буквой на письме обозначаются звуки [н] [н']? (Буквой Н)
2)-На уроке чтения мы познакомились с печатными буквами Н, Н. А вот и письменные буквы. (У учителя карточки, на которых наклеены буквы Н, н (письменные) из бархатной бумаги).
Каждый ученик получает такие же карточки.
3)- У маленького гнома в лесу много друзей среди зверей и птиц : белочка, зайчик, лисичка снегирь, синица. Вот они нам и помогут учиться писать новую букву.
-Из каких элементов состоит строчная буква н?
-В каких буквах нам встречалась наклонная линия с закруглением внизу? (а,и,у) Давайте поучимся писать эти элементы.( Дети пишут элементы буквы н ).
(Далее дети ощупывают строчную букву н в направлении письма.)
-Пока гномик ходит по своим лесным тропинкам, пальчик запоминает букву ,голова тоже запоминает образ буквы н.
4)-Дети , записывают три буквы . Приготовьте свои трафареты. Найдите на нем строчную букву н. (С помощью буквы записывают самостоятельно).
5)Чтение уч-ся слогов с договариванием до целого слова:
НО ...(-сы, - ры, - ги)
НУ... (-ли)
НЫ... (маши -, карти-)
НА... (сос -, -род, -право)
НИ... (оку -, ко- )
6) Письмо этих слогов в прописи:
но, он, ну, ны, на, ни (по строчке)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Поработали, ребятки, а сейчас - все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь. (Дети изображают своих любимых зверюшек).
Сколько в класс пришло зверей, не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто, лисичка, кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь. Все танцуйте, не стесняйтесь! (Звучит музыка, дети танцуют.)
За работу нам пора, сядьте тихо, детвора.
РАБОТА НАД ЗАГЛАВНОЙ БУКВОЙ Н.
-А сейчас мы будем учиться писать заглавную букву Н.
- Лесной человечек Гномик приглашает выйти к доске тех девочек и мальчиков, имена которых начинаются буквой н (Дети выходят.)
-Назовите четко ваше имя (Наташа, Нина, Надя, Николай, Настя и др.)
Учитель напоминает, что имена пишутся с большой буквы.
Сегодня мы научимся писать заглавную букву Н.
-Давайте сравним печатную письменную заглавную букву Н.
ИГРА "РЫБОЛОВ"
С утра сидит на озере
Любитель- рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов.
(Выберите те элементы, которые помогут нам собрать заглавную букву Н).
-Соберите из этих элементов букву Н. А теперь пойдем погуляем по лесу .
-Угадайте, кого мы встретим в лесу.
ЗАГАДКА
Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка.
Шапка бегает по бору, у стволов грызет кору.
(Заяц.)
-Но трусливый заяц побежал от нас. Догоним ли мы его? (Дети ощупывают заглавную букву Н указательным пальцем).
-Пока мы догоняем зайчика, пальчик запоминает букву. Ведет по букве, голова тоже запоминает.
(По трафарету дети обводят три буквы Н, а потом пишут самостоятельно еще три буквы).
(Затем, после звукобуквенного анализа дети записывают слово Нина).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так - головой своей крутили. (Круговые движения головой поочередно в разные стороны.)
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. (Наклоны в стороны , руки вперед. )
Вперевалочку ходили и из речки воду пили, вот так, вот так -и из речки воду пили.
(Ходьба "по-медвежьи", наклоны вперед).
А потом они плясали, выше лапы поднимали.
Вот так, вот так - выше лапы поднимали.
(Прыжки на месте).
-А с медвежатами танцевали птички.
-Угадайте, что это за птички?
Ребята, а почему птички называются снегирь, синичка? Расскажите про них. На доске картина. На которой нарисованы эти птицы, два-три ученика составляют рассказ.
А где живут птички? (в лесу).
К слову лес подберем родственные слова.
(Дети называют слова лес, лесник, лесной.)
-Объясните смысл этих слов (уч-ся объясняют смысловое значение каждого слова.)
-Но не все лесные птицы остаются зимовать. Когда наступает осень, эти птицы улетают в теплые страны. Их за это называют перелетными. Сейчас я покажу вам птичку, которую называют лесным чародеем, т. е. волшебником. Это - соловей Придет весна . приоденется березка в зеленый наряд - и соловей тут как тут , Защелкает , засвистит на все лады , кажется . будто притихший лес только и ждал его трели ,
(учитель включает аудиозапись "Голоса птиц ")
ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ "УГОЛОК ПРИРОДЫ "
Штриховка цветными карандашами.
ИТОГ УРОКА.