Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
1. Мотивирование к учебной деятельности
1)Прозвенел звонок весёлый.
Начинается урок.
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь, посмотрите, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке математики. Крепко обнимите себя и скажите: «У меня всё получится!» И я вам желаю успехов и прилежания. Садитесь!
2) - Мы сегодня продолжим путешествовать в царстве матаматики и отправимся в знакомую для вас страну. В этой стране нас ждёт много интересных и удивительных открытий. Будьте, пожалуйста, друг к другу терпеливы, доброжелательны, не забудьте взять собой тёплую, светлую улыбку. Итак, в путь!
- Руки? - На месте.
- Ноги? - На месте!
- Локти? - У края!
- Спинка? - Прямая!
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!
(проговариваем совместно с детьми).
- Запишите в тетради число, классную работу.
- А путешествовать и открывать новые знания мы будем не одни.
- Давайте отгадаем загадку, кто же с нами отправится в путешествие:
С ветки на ветку Могу я летать. Рыженький хвост Никому не поймать. Некогда летом В лесу мне играть - Надо грибы Для зимы собирать. (Белка)
- Кто же это? (показываю картинкубелки).
- Белка отправляется вместе с нами. Она поможет разыскать новое математическое понятие.
Вначале проверим устный счёт.
Игра «Ромашка» и вычисление круглых чисел (20+10=? 40+ 30=? 50- 20=? 70+10=? 60- 30=?)
2. Актуализация знаний.
1) (на доске прикреплены геометрические фигуры)
- Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры)
- Как называется 1-я фигура? 2-я фигура? и т.д.
- Какие способы разбиения вы можете предложить? (По форме, по цвету).
- Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Круг)
2) - Рассмотрите на другой доске геометрические фигуры.
(Одна группа – незамкнутые ломаные линии, а другая – замкнутые.)
Графический диктант.
- Поставьте точку. От неё вправо проведите отрезок длиной 3см и обозначьте конец точкой. Теперь от этой точки вниз проведите отрезок длиной 2см и поставьте точку. От этой точки вверх проведите отрезок длиной 2 см и поставьте точку.
Какая фигура получилась?
Найдите длину ломаной. Запишите решение в тетрадь.
Поменяйтесь тетрадками с соседом по варианту. Проверьте измерения каждой стороны, правильность выполнения задания. Оцените работу.
- Ставьте смайлики простым карандашом.
Какова длина ломаной? Как записали? 3+2+2=7 (см)
«Открытие» нового знания.
- Сейчас вы поработаете в группе. Каждой группе я раздам геометрическую фигуру в конверте. Нужно найти длину вашей фигуры.
- Поработайте в группе, на листах запишите математическое выражение. Подготовьте выступающего. ( ВРЕМЯ контролируется по звоночку – 3 мин.)
(К доске вызываются 6 учащихся, представители от каждой группы), которые представляют выполненную работу.)
- Прочитайте выражения, которые получились.
1 группа. 3+4+5=12 см (с обратной стороны И)
2 группа МЕ
3 группа Т
4 группа Р
5 группа ПЕ
6 группа Р
- А теперь все внимательно посмотрите на доску. Какие фигуры прикреплены?
А ваши парты на какую фигуру похожи?
Давайте вместе измерим. Какое действие использовали для решения? Как называется результат сложения?
Что мы складывали?
Что же мы вычислили?
Значит, если сложить длины всех сторон многоугольника, можно найти…
Карточки переворачиваем и составляем слово и читаем :
ПЕРИМЕТ Р
5. Целеполагание.
- Откройте учебники на стр. 42.
- О чём нам говорит значок в верхнем левом углу страницы? (Новая тема)
- Прочитайте тему урока. ( “Периметр многоугольника”) (Слайд 7)
- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Назовите цели урока.
(Слайд 8) (Узнаем, что называется периметром многоугольника.
Научимся определять периметр многоугольника).
6. Постановка учебной задачи
На доске фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Как одним словом сказать что это за фигуры?
- Можно ли вычислить длину сторон многоугольника? Как вы предполагаете?
- Нам предстоит разобраться, можно ли вычислить длину сторон многоугольника?
- Посмотрите на фигуру. (Показываю фигуру треугольника, сделанная из трубочки). Какую форму она имеет?
- Эта фигура имеет форму треугольника.
- Это замкнутая линия, она состоит из 3 звеньев. Эта
фигура имеет три стороны, три вершины. Это треугольник.
- У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия. Как можно ещё назвать эту фигуру?
- Итак, перед нами многоугольник.
- Как вычислить периметр замкнутой линии.
Измерим каждую сторону. (1 ученик помогает измерять)
Сложим результаты. Посчитаем.
Проверим себя.
На доске по ходу заполняется. 6+6+8= 20 (см)
Физминутка - А теперь нужно немного отдохнуть.
Буратино потянулся, руки в стороны развёл.
Раз нагнулся, два нагнулся – видно, ключик потерял.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Ребята, мы с вами совершили математическое открытие. Математики народ точный, решили слово периметр обозначать одной буквой Р.
- Кто может объяснить, что такое периметр?
- В каких единицах измерениях находится периметр?
- Где мы можем проверить наш вывод?
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на странице 42. Прочитайте правило про себя. Сделайте вывод.
7. Проблемная ситуация.
(На партах у детей выкройки для салфеток и отрезками тесьмы).
- Ребята, скоро на уроке технологии мы будем вышивать салфетку. Чтобы салфетка стала ещё более красивой и нарядной, её край нужно обшить лентой.-У вас на парте лежат выкройки. Возьмите их и ленту. Хватит ли у вас ленты для обшивки салфетки?
- Назовите самый простой способ, как это можно узнать. (Нужно проложить ленту по краю салфетки и убедиться, хватит ли ее.) Сделайте это.
(Только 20 см)
- Какой вывод вы сделаете? (Ленты для вышитой салфетки не хватает).
- Ребята! Что же нам делать? (Варианты ответов детей).
- Что ж, придётся брать другую ленту.
- Но какой же длины нужно взять ленту, чтобы её хватило для обшивания салфетки по краю?
- Как нам это узнать? ( Посчитать периметр).
- Запишите числовое выражение в тетрадь и найдите его значение.
10+10+10+10=40 (см) – Р
- Значит, какой длины нам нужна лента для обшивания салфетки? (Длина ленты для обшивания салфетки будет равна 40 см).
- Ребята, пожалуйста, дома вырежьте ленту нужной длины. Не забудьте про пословицу! Кто нам напомнит? («Семь раз отмерь – один раз отрежь»). А также украсьте салфетки, т.е. нарисуйте узоры по своему желанию.
8. Первичное закрепление.
- В учебнике на стр.42 нарисованы фигуры.
- Как вы считаете, какая фигура лишняя? Почему?
- Я предлагаю вам всем вместе вычислить периметр треугольника. (Слайд 9)
- С чего начнём?
- Согласен ли класс? (Ответы жестами согласия или несогласия).
- Верно. Измерьте.
- Затем?
- Что у вас получилось? Вы согласны?
- А теперь научимся записывать решение геометрической задачи.
Проверьте положение тетрадки, посадку. Отступите две клетки вниз.
(Учитель показывает запись на доске с комменитрованием) (Слайд 11)
5+8+6=19(см)
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Над двумя оставшимися фигурами будем работать парами.
(Слайд 12,13,14,15).
Вспомним алгоритм нахождения периметра.
Через 2 минуты проверим результат.
Проверьте правильность нахождения периметра.
- Каков периметр первого четырёхугольника? Объясни, как ты рассуждал. Периметр третьего? Докажи. Есть другие ответы.
Слайд
10.Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Наша белка - труженица. Она нам помогла открыть новые знания.
И вот она нам показывает такую фигуру.
- Что вы можете сказать про эту фигуру?
- Длина каждой стороны 2 см.
- Наша помощница белка уже высчитала периметр этой фигуры.
Р=2+2+2+2=8(см)
- Поработайте в парах и скажите. Вы согласны с белкой или нет?
- Вы согласны с белкой? Как будем проверять?
- Как узнать периметр? Что называется периметром?
- Как запишем? Что нужно помнить при вычислении Р?
(Сколько сторон и длину каждой стороны).
Р= 2+2+2+2+2+2=12 (см)
11.Работа над пройденным материалом
По учебнику № 2,самостоятельно.
12. Рефлексия урока
- Наш урок подходит к концу. С нами путешествовала великая труженица, которая всю жизнь работает. Помните об этом и уважайте её.
- Ведь наша помощница помогла нам совершить на уроке математики открытия.
А теперь на правой руке пальцами покажем:
- Что нового узнали на уроке? Как вычислить Р фигуры? (Мизинец)
- Какие трудности возникали? Над чем ещё надо поработать? (Безымянный)
- Что на уроке у вас хорошо получалось? (Средний)
-Что понравилось? (Указательный)
- С каким настроением вы уходите с урока? (Большой) (Показали лайки)