kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно - деятельностный подход на уроках математики "Периметр многоугольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Нахождение периметра.

Цели урока:

1.Создание условий для формирования представлений о периметре многоугольника, о способе вычисления периметра.

2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитание культуры общения, интереса к предмету.

Формируемые понятия: «периметр геометрических фигур»

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

2.1 Беседа

- Рассмотрите геометрические фигуры. (у каждого ребенка карточка)

- Назовите эти фигуры. (Отрезок, ломаная – состоит  из отрезков, звеньев; треугольник – 3 угла,3 стороны; четырехугольники – 4 угла, 4 стороны).

- Что вы знаете об отрезке? (Отрезок - это часть прямой линии с точками на концах, точки – это начало и конец отрезка, с помощью отрезка, можно  начертить любую фигуру, измерить длину.)

- Вычислите длину отрезка.

Вспомните правила работы с линейкой.

  • Приложить линейку к отрезку.
  • Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.
  • Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.
  • Назвать (или записать) ответ.

- Как вы думаете, на какие две группы можно разделить ломаные?  (Одна группа – незамкнутые ломаные линии, а другая – замкнутые.) Обоснуйте ответ.

- Можно узнать длину ломаной? (Можно, мы уже знаем, что ломаная состоит из отрезков, а отрезки мы умеем измерять)

- Достаточно ли только измерить отрезки? (Нет, нужно измерить все звенья,  а результаты сложить.)

- Найдите длину ломаной и запишите решение в тетрадь.

1вариант: ломаная №2;

5+3+4+2=14(см); Вывод: чтобы найти длину незамкнутой ломаной линии, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.

2вариант: ломаная №4;

2+5+3=10(см)

Вывод: чтобы найти длину незамкнутой ломаной линии, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.

- Поменяйтесь тетрадками с соседом, проверьте измерения каждого звена и правильность выполнения задания. Оцените работу.

- Молодцы! С заданием справились! Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы.

III. Постановка учебной задачи

- Рассмотрите, пожалуйста, треугольник. (Обращаю внимание на треугольник). Можно ли вычислить длину сторон треугольника? Как вы предполагаете?  (Да. Это замкнутая ломаная линия, она состоит из 3 звеньев. Эта фигура имеет три стороны, три вершины. )

- У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия. Как можно ещё назвать эту фигуру? (Многоугольник) Итак, перед нами многоугольник.

- Нам предстоит разобраться, можно ли вычислить длину сторон многоугольника и каким способом? (Учебная задача.  На доске фиксируется знак вопроса.)

IV. Поиск решения учебной задачи.

- Какие есть предложения о том, как нам надо действовать дальше? Как вычислить длину замкнутой линии.  (Нужно измерить длину звеньев и найти их сумму.)

- Как вы будете это делать? Какой первый шаг? (Измерим каждую сторону.)

- Следующий какой шаг? (Сложим результаты.)

- Следующий? (Посчитаем, проверим себя)

6+6+4=16(см)

Вывод: чтобы найти длину замкнутой ломаной линии, нужно измерить длину всех звеньев и результаты сложить.

V. Открытие новых знаний.

5.1. Групповая работа.

- Сейчас вы поработаете в группе. У каждой группы геометрическая фигура (5 групп и 5 оставшихся фигуры). Нужно найти длину сторон вашей фигуры. Вспомнить правила работы в группе, вам поможет карточка-помощница.

Повторим правила работы в группе.

1.Работай по плану, отвечай на вопросы в строгой последовательности.

2.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

3. Не согласен – объясни, почему.

4. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

5. Говори только по делу.

6. Работайте дружно, помогайте друг другу.

 (К доске выходят представители от каждой группы, которые представляют выполненную работу.) - Прочитайте выражения, которые получились.

1 группа: 6см+6см+6см=18см                                                            

2 группа: 9см+7см+3см=19 см          

3 группа: 8+3+8+3=22см 

4 группа: 4+4+4+4=16см

5 группа: 9+9+9+9=36см   

-Какое действие использовали для решения? (Сложение)

-Как называется результат сложения? (Сумма)

- Что мы складывали? (Длины сторон) - Что же мы вычислили? ( сумму длин сторон многоугольников)

- Вспомните, на какой вопрос мы хотели найти ответ?  (можно ли вычислить сумму длин сторон многоугольника)

- Теперь мы можем ответить?  (Да, мы можем вычислить.)

- Расположите  числа в порядке возрастания.

16,  18,  19, 22, 36 (переворачиваем карточки). Какое слово получилось, прочитайте. Ребята, мы сегодня с вами совершили открытие, мы  нашли периметр. (Читаем несколько раз это слово).

В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр». «Пире» – означает «ходить». «Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой. И то, что в предыдущем задании мы находили сумму длин всех сторон многоугольника, будем теперь коротко называть - периметром. Периметр в математике обозначается латинской буквой Р.

- Кто из вас может определить над какой темой урока мы сегодня работаем? («Периметр многоугольника») Так, что такое периметр? (Сумма сторон многоугольника)

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.81. Что теперь можете сказать?

Вывод: Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике, периметр – это сумма длин сторон многоугольника.

- В каких единицах измерения  вычисляем периметр? (см, мм, дм,м)

- Если мы знаем, что такое периметр, то чему нам теперь нужно научиться?  (вычислять Р),  учиться вычислять периметр многоугольников.

VI. Физминутка

VII. Первичное закрепление с комментированием

- Пользуясь вашими новыми знаниями, я предлагаю вам всем вместе решить задачу.

7.1.Задание: Платочек квадратной формы нужно обшить кружевами. На каждую сторону идет 15 см кружева. Сколько кружев потребуется?

Что известно в задаче?  (что платочек квадратной формы, а это значит – 4 стороны, каждая – 15 см

-  Что не известно? (Сколько потребуется кружев)

- Можем узнать? Каким способом?  (сложим)

- А теперь научимся записывать решение геометрической задачи. (запись на доске с комменитрованием)     

15+15+15+15=60(см)

- Как узнали, сколько кружев потребуется?  (У квадрата четыре стороны, каждая сторона 15 см, значит,  нужно число 15 сложить 4 раза. Следовательно, мы нашли периметр квадрата).

   Вывод: сумма длин всех сторон квадрата называется периметром.

7.2 Работа из учебника «Математика», 2 класс, автор: Рудницкая В.Н. УМК "Начальная школа ХХI век"

а) Решение у доски с комментированием

(12+12)+(15+20)=59(м)

- Как по-другому можно вычислить длину забора вокруг участка?

(15 + 12) + (12 + 20) =59 (м)

Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

б) Решение задания №1, с. 30, «Рабочая тетрадь»

- Пользуясь алгоритмом найдите периметр четырехугольника и периметр треугольника.

Фронтальная проверка. (Периметр – сумма длин сторон многоугольника)

в) Задание-ловушка. У вас в конвертах лежат кружки, возьмите один, найдите периметр этой фигуры. (не получается, не работает правило)

VIII. Контроль и оценка

Самостоятельная работа с последующей проверкой. Рабочая тетрадь с.30, №2.Для проверки используются сигнальные карточки.  Оценка по критериям: правильно вычислена сторона четырехугольника; правильно выполнены вычисления.

IX. Итог урока

- Что нового узнали на уроке? (Что периметр – сумма длин всех сторон многоугольника)
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? (На уроках математики, в жизни: особенно – строителям, автодорожникам, швеям)

X. Домашнее задание

1.Возьмите проволоку, согните ее, получив любую геометрическую фигуру, найдите периметр фигуры, а вычисления запишите в тетрадь.

2. Учебник «Математика» с.82, № 4, правило.

3. Вычислите периметр своей комнаты ( по выбору)

XI. Рефлексия.

- Вы могли в начале урока вычислять периметр многоугольника?

(Нет, не знали значения этого слова).

- А теперь сможете вычислять периметр геометрических фигур? Почему?

(Узнали способ вычисления периметра многоугольника)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход на уроках математики "Периметр многоугольника" »

Периметр многоугольника

Тема урока. Нахождение периметра.

Цели урока:

1.Создание условий для формирования представлений о периметре многоугольника, о способе вычисления периметра.

2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитание культуры общения, интереса к предмету.

Формируемые понятия: «периметр геометрических фигур»

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний.

2.1 Беседа

- Рассмотрите геометрические фигуры. (у каждого ребенка карточка)


7 5 4 3

1 . .

6

2

- Назовите эти фигуры. (Отрезок, ломаная – состоит из отрезков, звеньев; треугольник – 3 угла,3 стороны; четырехугольники – 4 угла, 4 стороны).

- Что вы знаете об отрезке? (Отрезок - это часть прямой линии с точками на концах, точки – это начало и конец отрезка, с помощью отрезка, можно начертить любую фигуру, измерить длину.)

- Вычислите длину отрезка.

Вспомните правила работы с линейкой.

  • Приложить линейку к отрезку.

  • Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.

  • Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.

  • Назвать (или записать) ответ.

- Как вы думаете, на какие две группы можно разделить ломаные? (Одна группа – незамкнутые ломаные линии, а другая – замкнутые.) Обоснуйте ответ.

- Можно узнать длину ломаной? (Можно, мы уже знаем, что ломаная состоит из отрезков, а отрезки мы умеем измерять)

- Достаточно ли только измерить отрезки? (Нет, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.)

- Найдите длину ломаной и запишите решение в тетрадь.

(1вариант: ломаная №2;

5+3+4+2=14(см); Вывод: чтобы найти длину незамкнутой ломаной линии, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.

2вариант: ломаная №4;

2+5+3=10(см)

Вывод: чтобы найти длину незамкнутой ломаной линии, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.

- Поменяйтесь тетрадками с соседом, проверьте измерения каждого звена и правильность выполнения задания. Оцените работу.

- Молодцы! С заданием справились! Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы.

  1. Постановка учебной задачи

- Рассмотрите, пожалуйста, треугольник. (Обращаю внимание на треугольник). Можно ли вычислить длину сторон треугольника? Как вы предполагаете? (Да. Это замкнутая ломаная линия, она состоит из 3 звеньев. Эта фигура имеет три стороны, три вершины. )

- У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия. Как можно ещё назвать эту фигуру? (Многоугольник) Итак, перед нами многоугольник.

- Нам предстоит разобраться, можно ли вычислить длину сторон многоугольника и каким способом? (Учебная задача. На доске фиксируется знак вопроса.)

IV. Поиск решения учебной задачи.

- Какие есть предложения о том, как нам надо действовать дальше? Как вычислить длину замкнутой линии. (Нужно измерить длину звеньев и найти их сумму.)

- Как вы будете это делать? Какой первый шаг? (Измерим каждую сторону.)

- Следующий какой шаг? (Сложим результаты.)

- Следующий? (Посчитаем, проверим себя)

6+6+4=16(см)

Вывод: чтобы найти длину замкнутой ломаной линии, нужно измерить длину всех звеньев и результаты сложить.

V. Открытие новых знаний.

5.1. Групповая работа.

- Сейчас вы поработаете в группе. У каждой группы геометрическая фигура (5 групп и 5 оставшихся фигуры). Нужно найти длину сторон вашей фигуры. Вспомнить правила работы в группе, вам поможет карточка-помощница.

Повторим правила работы в группе.

1.Работай по плану, отвечай на вопросы в строгой последовательности.

2.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

3. Не согласен – объясни, почему.

4. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

5. Говори только по делу.

6. Работайте дружно, помогайте друг другу.

(К доске выходят представители от каждой группы, которые представляют выполненную работу.) - Прочитайте выражения, которые получились.

1 группа: 6см+6см+6см=18см

РИ

2 группа: 9см+7см+3см=19 см

МЕ

Т

3 группа: 8+3+8+3=22см

4 группа: 4+4+4+4=16см

ПЕ

5 группа: 9+9+9+9=36см

Р

-Какое действие использовали для решения? (Сложение)

-Как называется результат сложения? (Сумма)

- Что мы складывали? (Длины сторон) - Что же мы вычислили? ( сумму длин сторон многоугольников)

- Вспомните, на какой вопрос мы хотели найти ответ? (можно ли вычислить сумму длин сторон многоугольника)

- Теперь мы можем ответить? (Да, мы можем вычислить.)

- Расположите числа в порядке возрастания.

16, 18, 19 , 22, 36 (переворачиваем карточки). Какое слово получилось, прочитайте. Ребята, мы сегодня с вами совершили открытие, мы нашли периметр. (Читаем несколько раз это слово).

В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр». «Пире» – означает «ходить». «Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой. И то, что в предыдущем задании мы находили сумму длин всех сторон многоугольника, будем теперь коротко называть - периметром. Периметр в математике обозначается латинской буквой Р.

- Кто из вас может определить над какой темой урока мы сегодня работаем? («Периметр многоугольника») Так, что такое периметр? (Сумма сторон многоугольника)

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.81. Что теперь можете сказать?

Вывод: Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике, периметр – это сумма длин сторон многоугольника.

- В каких единицах измерения вычисляем периметр? (см, мм, дм,м)

- Если мы знаем, что такое периметр, то чему нам теперь нужно научиться? (вычислять Р), учиться вычислять периметр многоугольников.

VI. Физминутка

VII. Первичное закрепление с комментированием

- Пользуясь вашими новыми знаниями, я предлагаю вам всем вместе решить задачу.

7.1.Задание: Платочек квадратной формы нужно обшить кружевами. На каждую сторону идет 15 см кружева. Сколько кружев потребуется?

Что известно в задаче? (что платочек квадратной формы, а это значит – 4 стороны, каждая – 15 см)

- Что не известно? (Сколько потребуется кружев)

- Можем узнать? Каким способом? (сложим)

- А теперь научимся записывать решение геометрической задачи. (запись на доске с комменитрованием)

15+15+15+15=60(см)

- Как узнали, сколько кружев потребуется? (У квадрата четыре стороны, каждая сторона 15 см, значит, нужно число 15 сложить 4 раза. Следовательно, мы нашли периметр квадрата).

Вывод: сумма длин всех сторон квадрата называется периметром.

7.2 Работа из учебника «Математика», 2 класс, автор: Рудницкая В.Н.

а) Решение у доски с комментированием

(12+12)+(15+20)=59(м)

- Как по-другому можно вычислить длину забора вокруг участка?

(15 + 12) + (12 + 20) =59 (м)

Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

б) Решение задания №1, с. 30, «Рабочая тетрадь»

- Пользуясь алгоритмом найдите периметр четырехугольника и периметр треугольника.

Фронтальная проверка. (Периметр – сумма длин сторон многоугольника)

в) Задание-ловушка. У вас в конвертах лежат кружки, возьмите один, найдите периметр этой фигуры. (не получается, не работает правило)

VIII. Контроль и оценка

Самостоятельная работа с последующей проверкой. Рабочая тетрадь с.30, №2.Для проверки используются сигнальные карточки. Оценка по критериям: правильно вычислена сторона четырехугольника; правильно выполнены вычисления.

IX. Итог урока

- Что нового узнали на уроке? (Что периметр – сумма длин всех сторон многоугольника)
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? (На уроках математики, в жизни: особенно – строителям, автодорожникам, швеям)

X. Домашнее задание

1.Возьмите проволоку, согните ее, получив любую геометрическую фигуру, найдите периметр фигуры, а вычисления запишите в тетрадь.

2. Учебник «Математика» с.82, № 4, правило.

3. Вычислите периметр своей комнаты ( по выбору)

XI. Рефлексия.

- Вы могли в начале урока вычислять периметр многоугольника?

(Нет, не знали значения этого слова).

- А теперь сможете вычислять периметр геометрических фигур? Почему?

(Узнали способ вычисления периметра многоугольника)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно - деятельностный подход на уроках математики "Периметр многоугольника"

Автор: Волкова Ольга Антоновна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Методическая разработка урока математики во 2 классе на тему "Свойства сложения" "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-na-tiemu-svoistva-slozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "144184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418663904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2070 руб.
2000 руб.
2500 руб.
2130 руб.
2660 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства