Тема урока. Нахождение периметра.
Цели урока:
1.Создание условий для формирования представлений о периметре многоугольника, о способе вычисления периметра.
2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитание культуры общения, интереса к предмету.
Формируемые понятия: «периметр геометрических фигур»
Средства обучения: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
- Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
2.1 Беседа
- Рассмотрите геометрические фигуры. (у каждого ребенка карточка)
- Назовите эти фигуры. (Отрезок, ломаная – состоит из отрезков, звеньев; треугольник – 3 угла,3 стороны; четырехугольники – 4 угла, 4 стороны).
- Что вы знаете об отрезке? (Отрезок - это часть прямой линии с точками на концах, точки – это начало и конец отрезка, с помощью отрезка, можно начертить любую фигуру, измерить длину.)
- Вычислите длину отрезка.
Вспомните правила работы с линейкой.
- Приложить линейку к отрезку.
- Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.
- Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.
- Назвать (или записать) ответ.
- Как вы думаете, на какие две группы можно разделить ломаные? (Одна группа – незамкнутые ломаные линии, а другая – замкнутые.) Обоснуйте ответ.
- Можно узнать длину ломаной? (Можно, мы уже знаем, что ломаная состоит из отрезков, а отрезки мы умеем измерять)
- Достаточно ли только измерить отрезки? (Нет, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.)
- Найдите длину ломаной и запишите решение в тетрадь.
1вариант: ломаная №2;
5+3+4+2=14(см); Вывод: чтобы найти длину незамкнутой ломаной линии, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.
2вариант: ломаная №4;
2+5+3=10(см)
Вывод: чтобы найти длину незамкнутой ломаной линии, нужно измерить все звенья, а результаты сложить.
- Поменяйтесь тетрадками с соседом, проверьте измерения каждого звена и правильность выполнения задания. Оцените работу.
- Молодцы! С заданием справились! Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы.
III. Постановка учебной задачи
- Рассмотрите, пожалуйста, треугольник. (Обращаю внимание на треугольник). Можно ли вычислить длину сторон треугольника? Как вы предполагаете? (Да. Это замкнутая ломаная линия, она состоит из 3 звеньев. Эта фигура имеет три стороны, три вершины. )
- У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия. Как можно ещё назвать эту фигуру? (Многоугольник) Итак, перед нами многоугольник.
- Нам предстоит разобраться, можно ли вычислить длину сторон многоугольника и каким способом? (Учебная задача. На доске фиксируется знак вопроса.)
IV. Поиск решения учебной задачи.
- Какие есть предложения о том, как нам надо действовать дальше? Как вычислить длину замкнутой линии. (Нужно измерить длину звеньев и найти их сумму.)
- Как вы будете это делать? Какой первый шаг? (Измерим каждую сторону.)
- Следующий какой шаг? (Сложим результаты.)
- Следующий? (Посчитаем, проверим себя)
6+6+4=16(см)
Вывод: чтобы найти длину замкнутой ломаной линии, нужно измерить длину всех звеньев и результаты сложить.
V. Открытие новых знаний.
5.1. Групповая работа.
- Сейчас вы поработаете в группе. У каждой группы геометрическая фигура (5 групп и 5 оставшихся фигуры). Нужно найти длину сторон вашей фигуры. Вспомнить правила работы в группе, вам поможет карточка-помощница.
Повторим правила работы в группе.
1.Работай по плану, отвечай на вопросы в строгой последовательности.
2.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
3. Не согласен – объясни, почему.
4. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
5. Говори только по делу.
6. Работайте дружно, помогайте друг другу.
(К доске выходят представители от каждой группы, которые представляют выполненную работу.) - Прочитайте выражения, которые получились.
1 группа: 6см+6см+6см=18см
2 группа: 9см+7см+3см=19 см
3 группа: 8+3+8+3=22см
4 группа: 4+4+4+4=16см
5 группа: 9+9+9+9=36см
-Какое действие использовали для решения? (Сложение)
-Как называется результат сложения? (Сумма)
- Что мы складывали? (Длины сторон) - Что же мы вычислили? ( сумму длин сторон многоугольников)
- Вспомните, на какой вопрос мы хотели найти ответ? (можно ли вычислить сумму длин сторон многоугольника)
- Теперь мы можем ответить? (Да, мы можем вычислить.)
- Расположите числа в порядке возрастания.
16, 18, 19, 22, 36 (переворачиваем карточки). Какое слово получилось, прочитайте. Ребята, мы сегодня с вами совершили открытие, мы нашли периметр. (Читаем несколько раз это слово).
В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр». «Пире» – означает «ходить». «Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой. И то, что в предыдущем задании мы находили сумму длин всех сторон многоугольника, будем теперь коротко называть - периметром. Периметр в математике обозначается латинской буквой Р.
- Кто из вас может определить над какой темой урока мы сегодня работаем? («Периметр многоугольника») Так, что такое периметр? (Сумма сторон многоугольника)
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.81. Что теперь можете сказать?
Вывод: Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике, периметр – это сумма длин сторон многоугольника.
- В каких единицах измерения вычисляем периметр? (см, мм, дм,м)
- Если мы знаем, что такое периметр, то чему нам теперь нужно научиться? (вычислять Р), учиться вычислять периметр многоугольников.
VI. Физминутка
VII. Первичное закрепление с комментированием
- Пользуясь вашими новыми знаниями, я предлагаю вам всем вместе решить задачу.
7.1.Задание: Платочек квадратной формы нужно обшить кружевами. На каждую сторону идет 15 см кружева. Сколько кружев потребуется?
Что известно в задаче? (что платочек квадратной формы, а это значит – 4 стороны, каждая – 15 см)
- Что не известно? (Сколько потребуется кружев)
- Можем узнать? Каким способом? (сложим)
- А теперь научимся записывать решение геометрической задачи. (запись на доске с комменитрованием)
15+15+15+15=60(см)
- Как узнали, сколько кружев потребуется? (У квадрата четыре стороны, каждая сторона 15 см, значит, нужно число 15 сложить 4 раза. Следовательно, мы нашли периметр квадрата).
Вывод: сумма длин всех сторон квадрата называется периметром.
7.2 Работа из учебника «Математика», 2 класс, автор: Рудницкая В.Н. УМК "Начальная школа ХХI век"
а) Решение у доски с комментированием
(12+12)+(15+20)=59(м)
- Как по-другому можно вычислить длину забора вокруг участка?
(15 + 12) + (12 + 20) =59 (м)
Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
б) Решение задания №1, с. 30, «Рабочая тетрадь»
- Пользуясь алгоритмом найдите периметр четырехугольника и периметр треугольника.
Фронтальная проверка. (Периметр – сумма длин сторон многоугольника)
в) Задание-ловушка. У вас в конвертах лежат кружки, возьмите один, найдите периметр этой фигуры. (не получается, не работает правило)
VIII. Контроль и оценка
Самостоятельная работа с последующей проверкой. Рабочая тетрадь с.30, №2.Для проверки используются сигнальные карточки. Оценка по критериям: правильно вычислена сторона четырехугольника; правильно выполнены вычисления.
IX. Итог урока
- Что нового узнали на уроке? (Что периметр – сумма длин всех сторон многоугольника)
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? (На уроках математики, в жизни: особенно – строителям, автодорожникам, швеям)
X. Домашнее задание
1.Возьмите проволоку, согните ее, получив любую геометрическую фигуру, найдите периметр фигуры, а вычисления запишите в тетрадь.
2. Учебник «Математика» с.82, № 4, правило.
3. Вычислите периметр своей комнаты ( по выбору)
XI. Рефлексия.
- Вы могли в начале урока вычислять периметр многоугольника?
(Нет, не знали значения этого слова).
- А теперь сможете вычислять периметр геометрических фигур? Почему?
(Узнали способ вычисления периметра многоугольника)