| Основной (ход занятия). | 1. Актуализация ранее изученного материала. - Интеллектуальная разминка. Креатив – тайм (вопросы по основам журналистики) 2. Подготовка к преодолению затруднений. Зарисовка – это художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей. Цель зарисовки – объективно отражать жизнь, а в жизни есть не только хорошее, но и плохое. Необходимо уметь не только быстро схватывать существо дела, но и видеть людей, вещи в их настоящем свете. Такая драгоценная для каждого газетчика способность называется наблюдательностью. В самом названии жанра – «зарисовка» – содержится заявка: зарисовать, изобразить событие, явление, ту или иную сторону нашей действительности. 3. Конструирование алгоритма решения проблемы. КАК НАПИСАТЬ ЗАРИСОВКУ • Начать необходимо с самого главного в описываемом объекте. • Описывать необходимо только самое интересное, необычное, характерное. • Соблюдай последовательность в описании. • Язык зарисовки, по сравнению с языком других газетных жанров, более художественный. Его отличает высокая степень образности, иносказательность, использование средств художественной выразительности – тропов. Это позволяет сделать материал более интересным, красочным, помогает найти эмоциональный отклик в душе читателя. Высокая степень образности обеспечивается стилистическими фигурами и тропами. Троп – это способ построения образа, определенная модель построения образа; преобразование смысловых единиц, путем установления разнообразных связей с другими смысловыми единицами. 3.Реализация усвоения новых знаний. Само слово «зарисовка» пришло в филологию из живописи. Зарисовать – изобразить, показать. Зачем это нужно в журналистике, которая имеет дело с жестким публицистическим фактом? И вообще, имеет ли этот жанр право быть публицистическим. Оказывается, да. Имеет. Если он не просто описывает какую-то картину природы или уголок города, но и несет в себе публицистический пафос, значимый для читателей смысл. Например, зарисовка о любимом городе может подчеркнуть какие-то значимые для города явления, обнаружить неизвестные ранее детали факты, которые могут стать совершенно новыми и неожиданными для читателя. Она может включать в себя наблюдения за нравами жителей города, следовательно, нести в себе репортажные моменты и элементы диалога. И, разумеется, информационным поводом для журналиста, пишущего зарисовку, обязательно будет не домашнее задание по литературе, а какая-то новость, событие, встреча, находка, неожиданное открытие. Так информационным поводом опубликованной ниже зарисовки стало виртуальное знакомство с фотоработами фотографа, живущего в другом городе. На его фотографиях авторы неожиданно для себя Красноярск – такой, каким они его раньше никогда не видели, не обращали внимания. Это стало поводом пересмотреть свое отношение, попытаться увидеть новые детали, осмыслить новые открывшиеся факты. Зарисовка – информационный жанр газеты, в котором представлено зримое впечатление о человеке, событии или явлении природы. Это один из наиболее распространенных жанров, особенно в районной и многотиражной печати. Зарисовки особенно удаются тем журналистам, которые одинаково хорошо владеют художественным словом и профессиональной фотокамерой (например, В. Пескову из «Комсомольской правды» и Ю. Росту из «Литературной газеты»). То есть вершин мастерства в этом жанре добиваются те, кто имеет острый взгляд художника, наблюдательность. Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информативностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров. У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка. Существуют следующие виды зарисовок: 1. Пейзажная. 2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях. 3. Портретная - портрет человека, или местности, явления. | 1. Самостоятельное выполнение пробной задачи для фиксации проблемы. 2.Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий по алгоритму — конкретных знаний или умений, без которых невозможно достижение цели. 3. Обсуждение действий, в ходе которых при консультативной поддержке педагога обучающиеся определяют приоритетные формы работы в данном жанре журналистики. 4.Постановка конструктивных вопросов по теме занятия, интеллектуальный мини-марафон. |