Пояснительная записка.
Занятия включает в себя все основные виды: живопись, графика ,народное декоративное искусство ,архитектура, зрелищное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусства и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Система- выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной , изобразительной, декоративной . Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально – пространственных искусств на виды : изобразительные : живопись, графика ; конструктивные – архитектура ; различные декоративные искусства.
Каждая форма деятельности присуща созданию любого произведения и поэтому является необходимой основой.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на « произведения искусства» , но и на деятельность человека, на выделения его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытие, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка- главный смысловой стержень занятий изобразительной деятельности. Поэтому , при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача- показать разницу их социальных функций. Занятия построены так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности « углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа ; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений ( народных, классических, современных). На занятиях вводится драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой , литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения вводятся коллективные задания. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины .На протяжении всего курса обучения дети знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Тематическая цельность и последовательность развития помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения , не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от занятия к занятию, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно- эмоциональной культуры.
Главная цель занятий - формирование художественной культуры личности учащегося, его духовно - нравственное воспитание.
Для достижения вышеозначенной цели решаются такие основные задачи: развитие эмоционально- ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусству; воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; освоение знаний о классическом и современном искусстве; знакомство с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры, овладение практическими навыками художественно- творческой деятельности формирование устойчивого интереса к искусству.
Занятия предусматривают постепенный переход от одного вида деятельности к другому, учитывая индивидуальные возможности каждого учащегося и их способности к творческой работе. Начальный курс обучения изобразительному искусству рассчитан на три года. Группа первого года обучения занимается 144 часа в год, группа второго года обучения составляет 216 часов .Еженедельно проводится два занятия по два часа, для второго и третьего года обучения предусматриваются занятия два раза в неделю по три часа. Занятия рассчитаны на детей разного возраста.
№ | Дата | Кол-во часов | Содержание программного материала | Региональный компонент | Знакомство с произведениями |
Практическая деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 В | сентябрь | | Вводное занятие Ознакомление с правилами ТБ. Знакомство с инструментами и материалами | | | Набор детей в клуб. |
2 | | | Рисунок. Графика Тон. Варианты твёрдости-мягкости карандаша. Варианты нажима карандаша. . Знакомство с фактурой. Ознакомление с видами графики и рисунка. | | | Выполнение набросков..Выполнение рисунка с применением средств: линии. Изображение предметов плоской формы – 2 -х мерные фигуры. Последовательн. изображения. Изображение животных реальных и по воображению. Изображение символа Востока. Работа по карточкам |
3 | | | Абстракционизм. Графика | | | |
| | | Сложная форма. Элементы формообразования: простая основа. Комбинированные сложные Определение общего композиционного размещение предметов на листе, общих пропорциональных отношений Итого: | Приобщение и формирование интереса к национальной культуре малочисленных народов у подрастающего поколения. | Произведения худ. промыслов Городца, хохломы, гжели, дымки. Сальвадор Дали «Метаморфоза Нарцисса».» Покорение иррационального» | Изображение рисунка по воображению .Составление абстрактных рисунков. Художественное оформление посредством растяжки, мягкого перехода тона. рисование различных предметов и явлений окружающего мира с натуры, по памяти и по воображению; создание графических композиций на темы окружающей жизни; Работа по карточкам |
4 | Октябрь | | Композиция | | | |
| | | Виды композиции. Законы и средства. Стиль. Передача характеристики формы, категории композиции. Материально-технические средства композиции.. Закон цельности. Неделимость композиции. Необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Неповторимость элементов композиции. Технология изготовления изделий из солёного теста. Этапы выполнения рисунка | Приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. | Произведения худ. промыслов Городца, хохломы, гжели, дымки. композиции. А. Галимбаева. «Песня Казахстана». | Составление композиций на темы Составление многофигурной композиции на тему Городец. Рисование гармонично расположенных предметов. Изображение главного и характерного с помощью композиционных средств: ритм, статики, динамики, центра, симметрии, асимметрии. Лепка из солёного теста Выполнить рисунок сюжетной композиции реки. Работа по карточкам |
| | | | | | |
5 | | | Рисунок | | | |
| | | Компоновка Создание иллюзии пространства на плоскости листа в линейном рисунке (толщина, тон, частота линий). Анализ внутренней конструкции предмета; | | Абылхан Кастеев
Рафаэль, Рембрандт, Моне, Ван-Гог и др | Изображение предметов плоской и объёмной формы , соблюдение этапов в последовательности изображения. Создание силуэтов с помощью комбинации этих форм. Работа по карточкам |
6 | | | Макетирование | | | |
| | | Знакомство с техникой макетирования Фриволите. Оригами Бумагопластика. Материалы. Инструменты | Изготовление макетов «Главная площадь города». | | Склеивание форм сложной конфигурации Выполнение макета композиции. Моделирование Объемно пространственной композиции. |
7 Итого: | | | Макетирование Природные материалы. Бросовый материал. | Изучение экологической проблемы своего края. Быть заинтересованным в этих проблемах, познавать всё на собственном опыте. | | Выполнение макета цветов и других изделий из бумаги, бросовых и природных материалов.
|
8 | Ноябрь | | Цветоведение | | | |
| | | Язык и секреты живописи Техника – по мокрому, а ля прима. Динамика Техника – лессировка Техника – пастозная живопись Набрызг, монотипия. | Воспитание уважения к художественному наследию казахского народа | Ян де Хем О.А Кипренский портрет Е.С Авдулиной Знакомство с произведениями художников-живописцев: И.Левитан и др. | Выполнение композиций на ассоциативное мышление. Работа по карточкам |
9 | | | Цветоведение | | | |
| | | Юрта.. Виды орнамента. .Казахский национальный костюм Казахстанское и зарубежное изобразительное искусство (шедевры выдающихся художников). Цветовой круг. Цветовые отношения. Контраст. Колорит. Светлые краски. Тёмные краски. Основные, дополнительные, смешанные цвета. Оттенки |
Введение регионального содержания с учётом постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого ( дома семьи), к менее близкому- культурно историческим фактам. «Человек построил дом» (показать дома прошлых лет и современные постройки). | Знакомство с произведениями художников-живописцев: К. Тельжанов, К. Ходжиков, А. Кастеев и др. | Зарисовка с помощью светотеневой моделировки формы- создание образа. Работа по карточкам |
10 | | | Цветоведение | | | |
| | | Культура Казахстана. Праздник «Наурыз мейрамы» Основные, дополнительные, смешанные цвета. Оттенки. Колорит. Тон. гармоническое сочетание трех основных составляющих художественного образования: эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства и объектов действительности; Начальные сведения о цветоведении (три основных цвета, их смешение, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст), | Приобщение детей к истории, культуре, природе родного края. Познакомить с историей и особенностями народных промыслов | | Выполнение росписи нарисованных изделий казахским орнаментом. Смешивание цветов .Изображение с преобладанием тёплых цветов и холодных Центр композиции. Цветовая гармония. Декоративные композиции по ассоциациям на темы. Работа по карточкам |
11 | | | Декоративное рисование | | | |
Итого: | | | Проверка знаний .Характер Динамичность, статичность Создание художественного образа. | | | Выполнение рисунка национальная тематика. Работа по карточкам |
12 | Декабрь | | Декоративное рисование | | | |
| | | Композиция орнамента. Ритм. Линейная симметрия. Орнамент, его применение. Виды орнаментов. Геометрический орнамент. Казахский орнамент. | | Б. Кустадиев | Составление орнамента композиция по собственному замыслу). Работа по карточкам |
13 | | | Пейзаж | | | |
| | | Анализ. Элементы родной природы. Пейзажная композиция Жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой и исторические жанры. Станковая живопись. Знакомство с художественным материалом живописи (акварель, гуашь, темпера). Техника – пастозная живопись. Знакомство с жанром городской пейзаж: колорит, линия горизонта, перспектива линейная и воздушная. Описание природы в различное время года и суток (темы «Зимний город», «Вечер»). Нетрадиционная техника в рисовании | Рассказ о достопримечательностях родного города. Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров | И.Левитан «Золотая осень» И.И Бродский «Опавшие листья» | Выполнение копии с репродукции. Изображение пейзажа на основе регионального компонента. Ассоциации на тему «Грусть» в колорите с преобладанием холодных цветов (темы «Мороз», Работа по карточкам |
14 | | | Рисование с натуры | | | |
| | | Последовательность изображения Изображение предметов в различных ракурсах. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению (природа, предметный мир, человек, животные). Натюрморт. Последовательность выполнения | Формирование представления о необходимости гармоничных отношений человека и природы, воспитание любви к малой родине, сохранение её богатства |
Аги Салы Дузельханов Ю.Васнецов П. Класс «Завтрак с ветчиной».В.К.Хеда»Завтрак с крабом».А. Матисс» Красные рыбки». П. Сезан « Натюрморт с яблоками». В. Ван Гог « Подсолнечники».П. Гоген « Окорок».А. Куприн « Натюрморт с синим подносом».П. Кончаловский.» Окно.. Крым. Балаклава». И Машков. «Снедь московская. Хлебы» Итого: | Изображение животных реальных и по воображению. Рисование различных предметов и явлений окружающего мира с натуры, по памяти и по воображению; создание графических композиций на темы окружающей жизни; Работа по карточкам |
15 | Январь | | Витраж | | | |
| | |
Мозаика. Виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна. Технический орнамент. Техника исполнения – аппликация. Преобразование формы. Мотив. Композиционный центр. Гармония формы и цвета. Стиль. Композиции, |
Формирование представления о необходимости гармоничных отношений человека и природы, воспитание любви к малой родине, сохранение её богатства | | Изображение красоты бабочки, стрекозы, птицы (темы «Волшебная бабочка», «Птица счастья» и т.д.). Составление композиций на сказочные, волшебные сюжеты (тема «В фантастическом саду», выполнение сюжета к восточным сказкам и т.д.). . работа по карточкам |
16 | | | Перспектива | | | |
| | | Этапы выполнение детального рисунка Первая прокладка локального цвета, Завершение работы, проработка и уточнение деталей светлым по тёмному и темным по светлому. Знакомство с жанром городской пейзаж: колорит, линия горизонта, перспектива линейная и воздушная. Законы | Изучение красоты родной природы | Шишкин «Дубы». «Опушка лиственного леса». «Перед грозой».»Лесные Дали». «Дождь в дубовом лесу». «Уголок заброшенного сада» | Выполнение рисунка на тему: « Дорога , по которой мне хотелось бы пройтись». «Пейзаж, который хотел бы видеть вокруг себя». Работа по карточкам |
17 | | | Объём | | | |
Итого: | | | Передача общей формы. Художники анималисты | Изучение красоты родной природы, животного мира. | Е.И. Чарушин. В. А. Ватагин | Выполнение графических иллюстраций. Изображение животных Казахстана. Изображение основных, негативных форм. Работа по карточкам |
18 | Февраль | | Контраст Первая прокладка основного цветового тона, уточнение формы с использованием постепенного усиления цветового тона, проработка деталей, выявление объема, достижение необходимых цветовых и тональных соотношений, завершение работы. |
Формирование устойчивогоинтереса к красоте родной природы | |
Выполнение композиций на ассоциативное мышление. Ассоциации на тему «Грусть» в колорите с преобладанием холодных цветов (темы «Мороз», «Дождливый день» и т.д.). Ассоциации на тему «Радость» с преобладанием тёплых цветов (тема « Праздник» и т.д.).
Работа по карточкам |
19 | | | Падающие тени | | | |
| | | Натюрморт на бытовую тему из предметов, приближённых по форме к цилиндру, кубу. . Декоративный натюрморт с национальным колоритом. Компоновка. Композиционный центр в натюрморте Декоративные композиции по ассоциациям на темы «Сладкое», «Кислое» и т.д. | Отображение национального колорита | Аги Салы Дузельханов П. Класс «Завтрак с ветчиной».В.К.Хеда»Завтрак с крабом».А. А. Галимбаев «Вкусный чай». «Дастархан». Ш. Сариев «Кыз Жибек» | Рисование различных предметов и явлений окружающего мира с натуры, по памяти и по воображению Рисунок натюрморта из двух несложных по форме предметов (тема «Бидон с яблоком» и т.д.). Работа по карточкам |
20 | | | Сохрани лес | | | |
Итого: | | | Композиционные средства выражения: ритм, симметрия, равновесие, контраст, нюанс. Охрана природы. Описание природы в различное время суток (темы «Зимнее утро», «Закат» и т.д.). | Показать красоту родного края, учить бережно относится к ней |
Знакомство с произведениями художников-живописцев: К. Тельжанов, К. Ходжиков, А. Кастеев и др | Выполнение композиции по собственному замыслу. Рисунок на тему: Сохрани лес |
21 | Март | | Фактура | | | |
| | | Стилизация. Модуль. Текстура. Цветовой круг. Цветовой контраст | Изучениенациональной культура малочисленных народов может быть сохранена и продолжена в веках в том случае, если приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения. | К. Малевич» Весна. Цветущие сады». Р .Делоне «Солнце и лун6а» | Выполнение рисунка – композиции» Мир волшебных предметов» Работа по карточкам |
22 | | | Отражения | | | |
| | | Поверхность | | И.Шишкин «Утро в сосновом бору». И. Репин «Стрекоза». В. Васнецов «Алёнушка». В. Суриков «Утро стрелецкой казни». | Выполнить копию с репродукции художника. Выполнение рисунка: отражение различных простых и сложных предметов |
23 Итого: | | | Прозрачность Стилизация. Схематичность | Рассказ о достопримечательностях родного города. Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров | Фёдор Толстой «Букет цветов бабочка и птичка». Григорий Иванович Чорос- Гуркин | Реалистичное и декоративное изображение цветов тюльпана Работа по карточкам |
24 | Апрель | | Перспектива | | | |
| | | Элементарная перспектива. Уровень зрения. Перспектива квадрата, круга. Эллептическая перспектива. Перспектива в интерьере | | | Зарисовки комнаты |
25 | | | Композиция | | | |
| | | Симметрия, Асимметрия. . Виды композиции. Законы и средства. Линейная, тональная, композиция. Передача характеристики формы, категории композиции. Гжель. Городец | Приобщение к культуре других народов | | Выполнение рисунка на темы: Работа по карточкам |
26 | | | День тюльпана | | | |
Итого: | | | Этапы рисования | Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров | П. Кончаловский. Ф.П.Толстой «Букет цветов ,бабочка и птичка» | Рисование композиции по собственному замыслу. Работа по карточкам |
27 | Май | | История искусств | | |
|
| | | Словарь терминов. Композиция. Русская пейзажная живопись. Линейная перспектива. Воздушная перспектива | Приобщение к национальной культуре . |
И.И Левитан. « Золотая осень» И.И Бродский» Опавшие листья» | Выполнение композиции по образцу на выбор Создание матрёшки. Работа по карточкам |
| | | | Роспись работ . Создание эскизов и трафаретов для украшение декоративных досок. | | |
| | | История дымковской игрушки. Характеристика. Культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения – синоним: нравственные ценности. Красавица матрёшка. Технология изготовления. | | | |
| | | | | | |
28 | | | Пленер | Приобщение к красоте местной природе | А.К Саврасов « Грачи прилетели», И.Е. Репин «Осенний букет», П.П. Кончаловский «Сирень»,А.М Гирасиммов « После дождя . Мокрая терр, А.Г. Венецианов « Крестьянка с васильками»и др. | Выполнение рисунка цветов, леса |
29 | | | История искусств | | | |
| | | Иконопись Посещение» художественных музеев, выставок; встречи с художниками; организация конкурсов детских работ, викторин, вечеров, посвященных творческому наследию выдающихся казахстанских и зарубежных художников. Анализ произведений. Эмоциональное восприятие окружающей среды, природы и явлений общественной жизни. Творчество Леонардо да Винчи | Приобщение я к национальной культуре коренных народов | Иконы «Богоматерь умиления»,»Ангел Златые власы», «Чудо Георгия»,»Благовещение» и др.И И. Левитан «Летний вечер». Ф.А. Васильев «Стога». В.Д Поленов «Осень в Абрамцево»А.А Дейнека «На просторе» и др. Леонардо да Винчи «Джоконда», «»Тайная вечеря», «Мона Лиза». Серов «Савва Морозов», « Девочка с персиками»И. И Шишкин « Зима», «Рожь»и др. |
Выполнение копии с репродукции. |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| Всего часов
| 144 | |