kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ повести И.С. Тургенева "Ася"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

МАОУ Алабинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов

 

 

Урок литературы в 8 классе

Анализ повести

И.С. Тургенева "Ася"

 

 

 

Учитель русского языка

и литературы

Кулакова Ольга Васильевна

 

 

  • помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность,
  •  показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

Задачи:

  •  Обучающие:
  •  формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста,
  •  умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
  •  Развивающие:
  •  совершенствование навыков анализа художественного произведения;
  •  повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения;
  •  развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.
  •  Воспитательные:
  •  воспитание внимательного читателя, любви к родному языку' и литературе,
  •  формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование:

  • текст повести И. С. Тургенева “Ася”,
  • музыкальное сопровождение (П И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”,

“Лунная соната”),

  • аудиомагнитофон,
  • проектор мультимедиа.

Ход урока

К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.

L Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И.С. Тургенев “Ася".

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н.Н. - главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Асии Н.Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.

  1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский "Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие лирические классические произведения).

Вопросы:

  •  Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами?

(Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин тат^уют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)

  •  Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?
  •  Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа?

(Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)

  •  Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?

(Ночь, луна, мелодия вальса)

  •  Почему?

(Должно случиться что-то особенное)

  •  Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)?

(Россия. Грусть по родине. Ностальгия.)

  •  Почему вызвал мысли об Асе?

(Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить... ” - были и такие ассоциации — Асю тоже “аршином общим не измерить”.)

Ш. “Что за хамелеон эта девушка!”

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

  •  Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки?

(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, ...)

  •  Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной?

(гл. IX- Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)

  •  Назовите черты сходства.

(“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою ”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша! ”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)

 

- Перечислите “странности” Аси.

(с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы

Г лавы

“Странности”

Причины

II

Было что-то свое, особенное. Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно.

Г л. VIII. История семьи Г агиных. Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить. Естественна.

Она вся - чувства и эмоции.

IV

Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга “низшего”.

V

Показалась совершенно русской девушкой. Что за хамелеон эта девушка!

VI

Полузагадочное существо.

 

  •  Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится?

(Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала. ”)

  •  Гл.VШ. расскажите историю семьи Гагиных.

(Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)

  •  Почему Гагины уехали за границу?
  •  Каковы же истинные причины “странностей” Аси?

(Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. презентацию)

  1. Композиция и сюжет повести.

Пель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

  •  Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Композиция

Сюжет

I Воспоминания Н.Н.

Завязка

II Знакомство с Гагиньтми.

Ill - VII Продолжение знакомства. “Странности” Аси

Развитие событий

VIII История семьи Г агиных

IX-XV Любовь

ХУЮвидание и объяснение

Кульминация

XVII - XX Переживания героя. Ночь после объяснения.

 

XXI Утро после свидания. Уехали!

 

XXII Воспоминания Н.Н.

 

 

Кольцевая композиция

 

  •  Почему автор выбрал кольцевую композицию?

(25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе - прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)

  •  Какого элемента сюжета нет?

(Развязки)

-То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему?

(гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него пет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье. ’’)

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

  1. Главный герой повести - Н.Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.

  •  Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин?

(Нет. Разница очевидна. Онегин - зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен нив любви, ни в “светскости”.)

  •  Кто же он - главный герой повести?

(Таблица в тетрадях и на экране)

25 лет

45 лет

Был молод.

Меня занимали исключительно люди. Искал уединения.

Был поражен в сердце молодой вдовой. Романтик в душе.

“Сестра ли она ему?” крылья любви.

Обсуждает с Гагиным отношения с Асей. Не решился признаться.

“Завтра буду счастлив!”

Будущее казалось беспредельным.

Молодость ест пряники золоченые...

О, я безумец!

Я не сказал ей, что я ее люблю.

Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!

Храню цветок гераниума...

Боязнь ответственности.

Светлые воспоминания.

 

  •  Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?

(Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня...” XXгл.)

  •  Назовите тему урока.

VL Рефлексия.

Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье “было так возможно”, но...

Задание: Выберите лейтмотив повести.

(Ребята остановились на “Временах года” П.И. Чайковского.)

Просмотр содержимого документа
«Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" »



МАОУ Алабинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов





Урок литературы в 8 классе

Анализ повести

И.С. Тургенева "Ася"






Учитель русского языка

и литературы

Кулакова Ольга Васильевна



  • помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность,

  • показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

Задачи:

  • Обучающие:

  • формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста,

  • умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

  • Развивающие:

  • совершенствование навыков анализа художественного произведения;

  • повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения;

  • развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.

  • Воспитательные:

  • воспитание внимательного читателя, любви к родному языку' и литературе,

  • формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование:

  • текст повести И. С. Тургенева “Ася”,

  • музыкальное сопровождение (П И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”,

“Лунная соната”),

  • аудиомагнитофон,

  • проектор мультимедиа.

Ход урока

К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.

L Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И.С. Тургенев “Ася".

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н.Н. - главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Асии Н.Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.

  1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский "Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие лирические классические произведения).

Вопросы:

  • Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами?

(Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин тат^уют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)

  • Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?

  • Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа?

(Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)

  • Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?

(Ночь, луна, мелодия вальса)

  • Почему?

(Должно случиться что-то особенное)

  • Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)?

(Россия. Грусть по родине. Ностальгия.)

  • Почему вызвал мысли об Асе?

(Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить... ” - были и такие ассоциации — Асю тоже “аршином общим не измерить”.)

Ш. “Что за хамелеон эта девушка!”

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

  • Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки?

(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, ...)

  • Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной?

(гл. IX- Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)

  • Назовите черты сходства.

(“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою ”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша! ”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)

- Перечислите “странности” Аси.

(с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы

Г лавы

“Странности”

Причины

II

Было что-то свое, особенное. Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно.

Г л. VIII. История семьи Г агиных. Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить. Естественна.

Она вся - чувства и эмоции.

IV

Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга “низшего”.

V

Показалась совершенно русской девушкой. Что за хамелеон эта девушка!

VI

Полузагадочное существо.


  • Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится?

(Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала. ”)

  • Гл.VШ. расскажите историю семьи Гагиных.

(Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)

  • Почему Гагины уехали за границу?

  • Каковы же истинные причины “странностей” Аси?

(Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. презентацию)

  1. Композиция и сюжет повести.

Пель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

  • Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Композиция

Сюжет

I Воспоминания Н.Н.

Завязка

II Знакомство с Гагиньтми.

Ill - VII Продолжение знакомства. “Странности” Аси

Развитие событий

VIII История семьи Г агиных

IX-XV Любовь

ХУЮвидание и объяснение

Кульминация

XVII - XX Переживания героя. Ночь после объяснения.


XXI Утро после свидания. Уехали!


XXII Воспоминания Н.Н.



Кольцевая композиция


  • Почему автор выбрал кольцевую композицию?

(25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе - прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)

  • Какого элемента сюжета нет?

(Развязки)

-То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему?

(гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него пет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье. ’’)

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

  1. Главный герой повести - Н.Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.

  • Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин?

(Нет. Разница очевидна. Онегин - зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен нив любви, ни в “светскости”.)

  • Кто же он - главный герой повести?

(Таблица в тетрадях и на экране)

25 лет

45 лет

Был молод.

Меня занимали исключительно люди. Искал уединения.

Был поражен в сердце молодой вдовой. Романтик в душе.

“Сестра ли она ему?” крылья любви.

Обсуждает с Гагиным отношения с Асей. Не решился признаться.

“Завтра буду счастлив!”

Будущее казалось беспредельным.

Молодость ест пряники золоченые...

О, я безумец!

Я не сказал ей, что я ее люблю.

Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!

Храню цветок гераниума...

Боязнь ответственности.

Светлые воспоминания.


  • Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?

(Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня...” XXгл.)

  • Назовите тему урока.

VL Рефлексия.

Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье “было так возможно”, но...

Задание: Выберите лейтмотив повести.

(Ребята остановились на “Временах года” П.И. Чайковского.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Анализ повести И.С. Тургенева "Ася"

Автор: Кулакова Ольга Васильевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120444

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) «У счастья нет завтрашнего дня» (По повести И.С. Тургенева «Ася»)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_vneklassnogo_chteniia_po_literature_9_klass_u_schastia_net_zavtrashnego_dni"
    ["file_id"] => string(6) "507057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555247086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Разработка урока  по повести И.С.Тургенева «Ася»   «А счастье было так близко» "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-poviesti-i-s-turghienieva-asia-a-schast-ie-bylo-tak-blizko"
    ["file_id"] => string(6) "143906"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418617905"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Комплексный анализ текста (фрагмент повести И.С. Тургенева "Ася")"
    ["seo_title"] => string(61) "kompleksnyi_analiz_teksta_fragment_povesti_i_s_turgeneva_asia"
    ["file_id"] => string(6) "515030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560769289"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Комплексный анализ текста (фрагмент повести И.С. Тургенева "Ася")"
    ["seo_title"] => string(63) "kompleksnyi_analiz_teksta_fragment_povesti_i_s_turgeneva_asia_1"
    ["file_id"] => string(6) "515031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1560769681"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства