МАОУ Алабинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов
Урок литературы в 8 классе
Анализ повести
И.С. Тургенева "Ася"
Учитель русского языка
и литературы
Кулакова Ольга Васильевна
- помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность,
- показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.
Задачи:
- Обучающие:
- формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста,
- умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
- Развивающие:
- совершенствование навыков анализа художественного произведения;
- повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения;
- развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.
- Воспитательные:
- воспитание внимательного читателя, любви к родному языку' и литературе,
- формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.
Оборудование:
- текст повести И. С. Тургенева “Ася”,
- музыкальное сопровождение (П И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”,
“Лунная соната”),
- аудиомагнитофон,
- проектор мультимедиа.
Ход урока
К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.
L Оргмомент.
Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:
И.С. Тургенев “Ася".
История семьи Гагиных. Психологизм повести.
Н.Н. - главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.
Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?
Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.
Учитель: Предложите свои варианты темы.
Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):
История первой любви.
История Асии Н.Н.
Прекрасные мгновенья.
Воспоминания о первой любви.
Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.
II. Погружение в атмосферу повести.
Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.
- Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?
(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский "Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие лирические классические произведения).
Вопросы:
- Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами?
(Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин тат^уют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)
- Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?
- Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа?
(Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)
- Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?
(Ночь, луна, мелодия вальса)
- Почему?
(Должно случиться что-то особенное)
- Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)?
(Россия. Грусть по родине. Ностальгия.)
- Почему вызвал мысли об Асе?
(Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить... ” - были и такие ассоциации — Асю тоже “аршином общим не измерить”.)
Ш. “Что за хамелеон эта девушка!”
Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?
- Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки?
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, ...)
- Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной?
(гл. IX- Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)
- Назовите черты сходства.
(“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою ”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша! ”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)
- Перечислите “странности” Аси.
(с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы
Г лавы
“Странности”
Причины
II
Было что-то свое, особенное. Дичилась.
Ни одно мгновение не сидела смирно.
Г л. VIII. История семьи Г агиных. Осознает двойственность своего положения.
Искренна, не умеет лукавить. Естественна.
Она вся - чувства и эмоции.
IV
Поливает цветы на развалине.
Как коза лазит.
Самое изменчивое лицо.
Страсть знакомиться с людьми круга “низшего”.
V
Показалась совершенно русской девушкой. Что за хамелеон эта девушка!
VI
Полузагадочное существо.
- Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится?
(Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала. ”)
- Гл.VШ. расскажите историю семьи Гагиных.
(Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
- Почему Гагины уехали за границу?
- Каковы же истинные причины “странностей” Аси?
(Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. презентацию)
- Композиция и сюжет повести.
Пель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.
- Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?
В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:
Композиция
Сюжет
I Воспоминания Н.Н.
Завязка
II Знакомство с Гагиньтми.
Ill - VII Продолжение знакомства. “Странности” Аси
Развитие событий
VIII История семьи Г агиных
IX-XV Любовь
ХУЮвидание и объяснение
Кульминация
XVII - XX Переживания героя. Ночь после объяснения.
XXI Утро после свидания. Уехали!
XXII Воспоминания Н.Н.
Кольцевая композиция
- Почему автор выбрал кольцевую композицию?
(25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе - прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)
- Какого элемента сюжета нет?
(Развязки)
-То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему?
(гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него пет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье. ’’)
На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.
- Главный герой повести - Н.Н.
Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.
- Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин?
(Нет. Разница очевидна. Онегин - зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен нив любви, ни в “светскости”.)
- Кто же он - главный герой повести?
(Таблица в тетрадях и на экране)
25 лет
45 лет
Был молод.
Меня занимали исключительно люди. Искал уединения.
Был поражен в сердце молодой вдовой. Романтик в душе.
“Сестра ли она ему?” крылья любви.
Обсуждает с Гагиным отношения с Асей. Не решился признаться.
“Завтра буду счастлив!”
Будущее казалось беспредельным.
Молодость ест пряники золоченые...
О, я безумец!
Я не сказал ей, что я ее люблю.
Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!
Храню цветок гераниума...
Боязнь ответственности.
Светлые воспоминания.
- Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?
(Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня...” XXгл.)
- Назовите тему урока.
VL Рефлексия.
Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье “было так возможно”, но...
Задание: Выберите лейтмотив повести.
(Ребята остановились на “Временах года” П.И. Чайковского.)