Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.
Основные понятия | склонение | | | | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник В.П.Канакина «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация | | | | |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа | | | | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
| | | | Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы. | Слайд 1. «Человек без знаний, что дерево без корней» «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем» - Объясните, как понимаете эти пословицы? Слайд 2 Запишите число: двадцать третье ноября, классная работа. | | Внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | 1.Повторяют изученный ранее материал. 1) Читают Существительные 3 склонения - имена существительные женского рода с окончанием - ь в именительном падеже ед. числа. Дочь, помощь, печь. 2) Читают Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Все существительные с окончаниями -о, -е домО, крайО, мячО, планетарийО | 1.Проверка домашнего задания 1) Прочитайте имена существительные 3-го склонения. — По каким признакам вы их определили? 2) Прочитайте имена существительные 2-го склонения. — По каким признакам вы их определили? 2. Выборочный словарный диктант Слайд 3 Распределите на две группы 1-склоняемые, 2-несклоняемые. Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, желе, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото. (Два ученика работают у доски. Коллективная проверка, самооценка.) СЛАЙД 4 | Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их. . | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. | - Это существительные женского рода, стоят в начальной форме. - Впервой группе существительные 3-го склонения, во второй — 1-го склонения. - Нет, окончания будут разные. - Да, эти существительные имеют разные падежные окончания. - Узнать, какие падежные окончания имеют имена существительные 3-го склонения, научиться правильно их писать. | — Прочитайте на слайде группы слов. СЛАЙД 5 1вариант 2 вариант печь заря брошь лопата полночь Варя — Что общего у всех слов? — Чем отличаются две группы? — Как вы думаете, одинаковые ли падежные окончания они имеют? — Давайте проверим. Просклоняйте существительные: вариант 1 — печь, вариант 2 — заря — Подтвердились ли ваши предположения? — Сформулируйте задачи урока Выполняем по вариантам. (Проверка: читают по цепочке) | Уметь изменять имена существительные по падежам. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. | 1) Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. - родительном, дательном и предложном, -ржи, мыши, площади. - После шипящих под ударением в окончаниях имен существительных пишется о, без ударения — е. 2) звуко-буквенный разбор слова пейзаж.) В слове «пейза́ж»: слогов—2 (пей-заж), букв—6, звуков—6: п] согл., глух., парн., мягк., парн.; [и] гласный, безуд., [й] согл., зв. непарн., мягк. непарн., [з] согл., зв. парн., тв. парн., [а] гласн., ударн., [ш] согл., глух. парн., тверд. непарн.
| 1. Работа по учебнику Упр. 174 (с. 98-99). — Рассмотрите таблицу. — В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? — Какие существительные в таблице имеют ударные окончания? — Как пишутся ударные и безударные окончания? — Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Упр. 175 (с. 99). (Коллективное выполнение по цепочке.) 2. Упражнение в склонении имён существительных 3-го склонения — Просклоняйте самостоятельно слово по падежам «пейзаж». (проверка на слайде) СЛАЙД 6 | Уметь определять склонение имени существительного. | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
V. Физкультминутка | | | | . | |
VI. Закрепление изученного материала Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. | Карточки с заданием. - Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных. Укажите падеж существительных 3-го склонения. 1) Каждый день прибавляет частицу мудрост... 2) Лень хуже болезн... 3) Жизнь без радост.. так что день без солнышка. 4) Хочешь есть калачи, не сиди на печ.. . 5) Не было печал.., так черти накачали. 6) Солдат из пригоршни напьётся, на ладон.. пообедает. 7) Закрылась рана - забыл о бол... 8) Труд - дело чест.., доблест.. и славы. Проверка по цепочке и на слайде презентации. СЛАЙД 7 | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств; рефлексия способов и условий действия |
VII. Рефлексия Проверочный диктант Цель. Включение нового знания в систему изученного материала | | Взаимопроверка | Читаю первый раз, диктую по интонации, дети записывают. Читаю последний раз для проверки. Ель Ель - ценное дерево наших лесов. Хвойные леса тайги называют лёгкие планеты. В хвойном лесу стоит запах сырости. Листья-иголки ели уменьшают потерю воды. Поэтому дерево не сбрасывает листву. До поздней осени не спит лесная красавица. Хвоинки ели вырабатывают фитонциды. Эти вещества убивают микробы. Жители тайги не знают хвори. Ель с давних времён считают деревом-целителем. По Л. Толстому | Уметь применять изученные правила. | смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие |
VIII. Подведение итогов урока Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | Ответы детей | Повтор вопросов к таблице | | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
IX. Д/з | | | Упр. 176 (с. 99). | | |