kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Падежи имени существительного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по теме "Падежи имени существительного"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Падежи имени существительного»

Конспект урока: Падежи имени существительного. 4 класс

Цель: познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам.

  • Повторить названия падежей, падежные вопросы.

  • Развивать речь учеников через высказывания.

  • Развивать навык самооценки, взаимооценки.

  • Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, коллективизм.

Оборудование:

учебники, тетради, презентации: «Падежи имени существительного», «Осенние пейзажи», словари, карточки с заданиями для работы в парах и группах, разноцветные осенние листья из бумаги, таблица «Падежи имени существительного» компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

І. Организационный момент. Слайд 2

Вы друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

И удачи вам во всём.

А теперь урок начнём.

ІІ. Орфографическая разминка. Слайд 3

- Начинаем урок с орфографической разминки.

- Я предлагаю вам отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад».

Лес, точ?но терем расп..сной,

Л..ловый, з..л..той, багряный,

В..сёлой, пёстрою ст..ной

Ст..ит над светлою п..ляной.

1) - С чем поэт сравнивает осенний лес? Почему?

- Знаете ли вы значение слова «лиловый»? Слайд 4

- Что делать в таком случае? (обратиться к толковому словарю)

- В слове есть также безударная гласная, но проверить её нельзя.

- Как быть? (обратиться к орфографическому словарю) Слайд 5

2) работа со словарями

3) Давайте соберём осенние листочки и объясним пропущенные орфограммы.

4) Какому времени года посвящены эти строки? (Осени)

- Хозяйкой нашего урока будет Королева Осень. Слайд 7

- Посмотрите, сколько листьев она принесла. Давайте соберём букет из осенних листьев. Для этого надо выполнить поставленные задачи.

ІІІ. Чистописание. Слайд 8

- Какая орфограмма есть в слове «осень»?

- Давайте напишем слова: осень, осенью, осени .

Наша цель: отработать написание букв и соединений с ними.

ІV. Словарная работа. Слайд 8

- Осень – прекрасная пора года. Люди говорят: осень красивая, осень щедрая, осень богатая! А богатство осени спряталось в словарных словах.

Наша цель: закрепить знание словарных слов.

- Отгадай словарное слово по картинке и назови букву, которую запомнил.

(картофель, огурец, кочан, капуста, помидор, морковь)

- Запишите слова и поставь ударение, подчеркни безударную гласную.

Взаимопроверка. Взаимооценка (обмен тетрадями с соседом и проверьте друг у друга работу, используя подсказку на доске).

V. Повторение.

- Давайте составим предложения на осеннюю тему.

- А сейчас повторим изученные орфограммы.

- Послушайте моё предложение:

Мягкий ковёр из листьев лежит на земле.

- Какие орфограммы есть в словах?

Запись с комментированием.

- Что записали? Что такое предложение?

- Как называются главные члены предложения? Найти и подчеркнуть.

- Какие части речи вы знаете? Определить, какой частью речи выражены члены предложения.

Минутка отдыха. Гимнастика для глаз.

VІ. Подготовка к изучению нового материала.

- Заметила осень, что грустно как-то стало в лесу и решила устроить осенний бал. Выбрала королеву бала. Отгадайте её имя:

Отвечать оно должно на вопросы КТО? и ЧТО?

Очень удивительное - Имя ….(существительное)

- Имя этой королевы нам уже знакомо. Но всё равно на уроке будьте внимательны, потому что вопросы по имени существительному будут в тестах на ВОУДе.

1. Давайте уточним знания об имени существительном.

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает имя существительное?

- Когда ставим вопрос КТО? когда – ЧТО?

- Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного.

Как определить род?

- Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного.

В каком числе может быть существительное?

2. - А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь услышать в нём имена существительные. Слайд 9

Осень на опушке краски разводила,

по листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

- Назовите имена существительные. Самостоятельно определить число и род: осень, краски, осинки, дуб, клёны (Взаимопроверка и самооценивание)

VІІ. Работа по теме урока.

1. - Сегодня мы откроем ещё одну тайну имени существительного.

- Приготовила Осень приглашения на бал:

Осенью у листьями будет бал! Слайд 10

Кто ж об такое объявленьями дал?

Ветер – это он молве разнёс

И всем листу о приглашениях принёс.

Жёлтый об листику – становись,

Вместе с красным покружись!

- Вам понравился текст? И я ничего не поняла? А почему?

(неправильно написаны окончания, поэтому нет связи между словами в предложении)

- И здесь на помощь приходят помощники – пажи. Или – падежи. Именно падежи учат правильно писать окончания слов.

2. Сколько падежей в русском языке?

Шесть верных маленьких пажей.

(Выходят уч-ся и читают стихи о падежах. Затем вывешивают карточки с падежами)

И.п. Я - именительный падеж,

и нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

и в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

с собою рядом не терплю.

Мои вопросы – КТО? И ЧТО?

Ни с чем не спутает никто.

Р.п. А я – падеж родительный.

Характер мой общительный.

КОГО? ЧЕГО? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

Д.п. Я называюсь дательным,

работаю старательно.

КОМУ отдать? К ЧЕМУ призвать?

Лишь только я могу сказать!

В.п. А я – винительный падеж,

и я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «десятки» я ловлю.

КОГО позвать, во ЧТО играть,

готов ребятам подсказать.

Т.п. А я – творительный падеж,

исполнен всяческих надежд.

Творите! ЧЕМ? Творите! С КЕМ?

Я подскажу вам - без проблем!

П.п. А я – падеж предложный!

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ? О ЧЁМ? Я расскажу?

О чём мечтать и в чём гулять.

- Что значить изменить слово по падежам?

3. - Давайте повторим 6 падежей и их вопросы. Работа с учебником стр. 76

- Почему два вопроса - кто? что?

- Сегодня мы должны научиться изменять имена существительные по падежам или склонять.

4. Работа у доски (приём китайский винегрет)

- Устали? Предлагаю размяться.

- Измени по падежам слова: зонт, сестра, небо

- Выделите окончания.

- Что изменилось в слове? Самооценка.

- Какой вывод сделаем?

Вывод: Имя существительное изменяется по падежам или склоняется.

При склонении изменяется только окончание, значение слова сохраняется.

Физкультминутка.

VІІІ. Закрепление.

- Какую тайну имени существительного мы открыли?

- Для чего надо уметь склонять имена существительные? (чтобы правильно писать окончания слов)

1. Работа с комментированием Слайд 11

-Определить падеж, выделить окончание.

Подарил (кому?) (брат)

Рассказать (о ком?) (лиса)

Радовался (чему?) (зима)

Питаться (чем?) (молоко)

Урожай (чего?) (пшеница)

2. Работа в группах

- Вернёмся к приглашению. (карточка 2) Изменить окончания у слов по смыслу.

Проверка Слайд 12

3 Работа в парах (Упр. 158, стр. 77)

1 часть - 1группа, 2 часть - 2 группа

ІХ. Итог урока.

- Предлагаю вам тесты.

1. Что такое склонение?

А) изменение по числам

М) изменение по падежам

2. Сколько падежей в русском языке?

А) 8

О) 6

3. В каком падеже существительное отвечает на вопросы кто? что?

Б) в родительном

Л) в именительном

4. В каком падеже сущ. не может быть без предлогов?

О) в предложном

А) в именительном

5. Какие имена сущ. стоят в дательном падеже?

В) нет (кого?) друга

Д) дать (кому?) другу

6. Определи падеж имени существительного: думаю (о чём?) о солнце

Ц) предложный

В) творительный

7. При склонении имён сущ. изменяется:

А) корень

Ы) окончание

М о л о д ц ы!

- Посмотрите, какой букет мы собрали из осенних листьев.

Х. Рефлексия. Самооценка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Падежи имени существительного

Автор: Никифорова Дарья Сергеевна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Падежи имен существительных -5 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "padiezhi-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "214291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432274496"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку "Падежи имен существительных""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-padiezhi-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "303944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457625327"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по русскому языку  "Творительный падеж имен существительных""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tvoritiel-nyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "256528"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448171964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тема: Предложный падеж имени существительного"
    ["seo_title"] => string(51) "tiemapriedlozhnyipadiezhimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "295161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455788903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок  по русскому языку в 3 классе.                     Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»."
    ["seo_title"] => string(105) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-tiema-uroka-priedlozhnyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "302774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457292559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1520 руб.
2530 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства