Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, умение работать в коллективе в парах.
Тип урока: Комбинированный урок.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.
План урока:
I. Активизация имеющихся знаний.
Орг. момент.
Минутка каллиграфии.
Словарная работа.
II. Формирование умений и навыков.
Остров «Имя существительное»
Остров «Имя прилагательное» Физ. минутка.
III. Формирование новых знаний.
1) Остров «Глагол»
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Активизация имеющихся знаний.
Орг. момент.
И вновь звонок,
Торопит он,
Скорей, дружок,
Ведь начинается урок.
Вы готовы?
Ну тогда в путешествие пора!
- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство
в страну Глаголию, по пути мы повторим и закрепим части речи, которые мы знаем и познакомимся с новой частью речи. В путешествие мы отправимся на корабле. Запишите в свои судовые журналы (в тетради) дату нашего сегодняшнего путешествия.
2)Минутка каллиграфии.
- Путешествие будет трудным, но очень интересным. Нам необходимо подготовиться к нему.
Такой узор поможет вам овладеть навыками скорописи.
еее яяя ооо ааа ыыь иии
ая яя ое ее ый ий ые ие
3) Словарная работа.
Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты. На карточках вставьте пропущенные буквы.
Поменяйтесь карточкой со своим соседом (взаимопроверка).
Какую орфограмму повторили при записи данных слов? (сочетание -оро - ).
Как называются данные слова? (словарные)
Почему? (их написание нельзя проверить, а можно только запомнить).
II. Формирование умений и навыков.
1) Остров «Имя существительное»
Мы оказались на первом острове. На нём живут слова. Прочитайте их.
Белка Медведь
Девочка Корабль
Море Пальма
Капитан Остров
Что объединяет эти слова? Какой частью речи они являются? (имена существительные).
Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос «кто?»? (одушевленные).
Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос « что?»? (неодушевленные).
Задание:
1 вариант.
Запишите одушевленные имена существительные.
2 вариант.
Запишите неодушевленные имена существительные.
Проверка.
1 вариант.
Белка, медведь, девочка, капитан.
2 вариант.
Корабль, море, пальма, остров.
Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам).
У записанных вами имен существительных определите род и число.
2) Остров «Имя гтрилагательное»
Мы отправляемся дальше и впереди нас ждет следующий остров; на нём живут слова, но слова эти без окончаний, потому что на острове был сильный шторм и
окончания смыло водой. Нам нужно помочь словам, а в этом нам поможет вторая строчка из минутки каллиграфии.
Красив.... Весёл...
Молод... Хорош...
Дорог... Забавн...
Что это за слова?
К какой части речи они относятся? Что обозначают?
Можно ли сейчас поставить в данные слова любое из окончаний? Почему?
Как изменяются имена прилагательные? С какой частью речи они связаны?
Запишите словосочетания, у имен прилагательных вставьте окончания и определите род, число.
Красивый дом, дорогая вещь, хорошие дела, молодой человек, весёлые друзья, забавное животное.
- Молодцы , мы отправляемся дальше и впереди нас ждёт остров под названием «Отдыхай».
Физ. минутка.
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась.
Раз -росой она умылась.
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре -улетела.
III. Формирование новых знаний.
I) Остров «Глагол»
Делу время, а потехе час. Нам пора в путь. Впереди нас ждёт остров он называется «Глагол». Что же это за название, давайте попробуем разобраться.
Посмотрите на иллюстрации, скажите, кто чем занимается?
Строитель (что делает?) строит.
Повар (что делает?) готовит.
Учитель (что делает?) учит.
Все эти слова обозначают действия предметов и отвечают на вопрось1: Что делать?
Что сделать?
И называются эти слова - ГЛАГОЛ.
Правило стр. 149.
О чём узнали из правила? Какие слова называются глаголами?
Давайте вспомним физ.минутку и назовем из неё слова, которые обозначают действия. (проснулась, потянулась, умылась, покружилась, нагнулась, присела, улетела).
Какой частью речи являются данные слова?
Задание: из данных слов выпишите глаголы устно поставьте к ним вопросы:
Спишите предложения, найдите в них глаголы. Подчеркните их.
Широко раскинулись бескрайние Ноля. Тихо плывут пушистые облака. Высоко в небе поёт жаворонок. Скоро ребята пойдут на экскурсию.
IV. Итог урока.
Наше путешествие подходит к концу, но чтобы нам попасть домой необходимо выполнить следующее задание: тест по теме «Глагол», который поможет определить уровень усвоения материалом по данной теме.