kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку на тему "Не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "НЕ- с глаголами"
Тип урока: урок закрепления и развития умения и навыков
Цель урока: формирование навыка правильного написания не с глаголами.
Знать: правило написания не с глаголами. 
Уметь: правильно писать не с глаголами; подбирать примеры с глаголами;
исправлять орфографические ошибки, связанные с неправильным написанием не с глаголами.
Попутное повторение: морфологические признаки глагола.
Оборудование: рисунки учащихся (портрет глагола), карточки, перфокарты, оморфологическоеп дерево, шляпа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: (учащиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):
а) защита рисунков;б) чтение придуманных сказок.
3. Повторение пройденного материала.
а) индивидуальная работа (по карточкам) у доски двух учащихся.
Задание: выписать из предложений глаголы, на оморфологическомп дереве выбрать ояблочкип, соответствующие по всем морфологическим признакам выписанному глаголу. ( На одном ояблочкеп должен быть написан один какой-либо признак).
Карточка № 1
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолицая,
И белая березонька.
Стойкий народ одолеет бойкого врага.
Дни и ночи рыскал по полям и лугам злой ветер.

Карточка № 2
Несется клич во все концы: о Весна пришла! п.
От учтивых слов язык не отсохнет.
б) Слово учителя:
Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. [1]
Он энергичен, многолик?Глагол,
Он действовать привык.
Необходим он-Вот в чем соль.
Я говорю ему:- Глаголь!
Работа с классом
1. Объясните разницу между словами глагол и глаголь по плану:
а) к какой части речи относится каждое из слов;
б) что они обозначают;
в) к какой группе лексики относится каждое слово.
2. Как вы понимаете выражение вот в чем соль. Как оно возникло? ( Это задание было дано на дом одному из учащихся).
3. Сообщение учащегося.
в) Слово учителя
Ребята, вы, думаю, сами убедились в том, что глагол - непростая часть речи, она таит в себе загадки, потому как имеет свои индивидуальные признаки, которые присущи только ей. И сейчас мы эту тайну раскроем. А помогут нам это сделать загадочные вопросы о глаголе, которые оставил вам мудрый старичок Глагол.
г) Блиц-опрос Вопросы:
Что такое глагол?
Сколько у глагола спряжений?
Как изменяются глаголы?
Почему неопределенная форма глагола называется именно так?
Какие глаголы называются возвратными?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
4. Подготовка к изучению нового материала
У.: Ребята, а теперь внимательно посмотрите на глаголы, которые нашли ваши одноклассники в предложениях. Какие вы видите орфограммы в глаголах?
У.: Именно об этой орфограмме мы будем говорить сегодня на уроке. Давайте в рабочих тетрадях запишем дату и тему урока.
5. Объяснение нового материала
а) У.: Ребята, посмотрите на данные слова:
Что между ними общего?Чем они отличаются друг от друга? Почему?
Сформулируйте правило написания не с глаголами.Негодовать     Не болеть Недоумевать  Не читать Ненавидеть  Неистовствовать    
Не слышать  Недомогать  Не найти  Ненавидеть   Не любить
Нездоровится    Не отвечать
б) У.: Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.
Работа в парах (На распечатанных листочках даны глаголы и их значения. Работая в паре, учащиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола).
Недоумевать ? это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
Негодовать ? это значит сомневаться, удивляться.
Неистовствовать ? это значит находиться в болезненном состоянии.
Неволить ? это значит находиться в состоянии нездоровья.
Недомогать ? это значит злиться, беситься.
Нездоровится ? это значит выражать неудовольствие.
в) Проверка выполнения задания
6. Закрепление нового материала
а) Работа по учебнику 
б  Работа с текстом
У.: Ребята, однажды А. С. Пушкин пришел к своему другу ? Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детском альбоме сына поэта стихи. В них содержался очень важный совет.
Давайте прочитаем эти строки:
Душа моя Павел,Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,Не делай того-то?
Кажись, это ясно?Прощай, мой прекрасный!
У.: Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока?(Не делай)
- Что обозначает частица не? (запрет на действие).
- Как вы думаете, что А. С. Пушкин советовал юноше не делать?
- Давайте раскроем авторскую мысль глаголами, отрицающими недостойные действия, увы, свойственные человеку.
в) Коллективная работа со словом
(Устно учащиеся подбирают к глагол не делай контекстные синонимы)
(На доске появляется запись):
У.:Ребята, изучая данную тему, хочу обратить ваше внимание на то, что в русском языке есть глаголы, с которыми не так и хочет слиться, но мы должны их писать по общему правилу.
Сейчас я продиктую глаголы в утвердительной форме, а вы запишите их в отрицательной форме с восклицательным знаком.
Буду ? не буду!
Могу ? не могу!
Хочу ? не хочу!
Стану ? не стану!
Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как звучат эти глаголы? Когда нам что-то не хочется делать?
г) Групповая работаУ.: Ребята, мудрый дедушка Глагол помимо того, что оставил вам загадочные вопросы, он обратился к вам с просьбой помочь ему еще в очень важном деле. Все дело в том, что на свой день рождения его пригласил очень хороший старый друг, к которому он может добраться лишь только на плоту, которого пока нет, его необходимо срочно построить, Поможем? Чтобы плот был прочным, надо составить его из одощечекп с глаголами, которые пишутся правильно, тогда плот не развалится, а одощечкип с ошибками брать нельзя (их нужно отложить в сторону): в самый неподходящий момент они могут сломаться, и дедушка Глагол утонет
Ребята, давайте поможем дедушке Глаголу побыстрее построить плот.
учащиеся в своих тетрадях записывают глаголы, исправляя ошибки (слова с неверным написанием записываются в левую колонку в правильном виде).
?не ждут (Семеро одного не ждут)
?не машут (После драки кулаками не машут)
?не поймаешь (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
?не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
У.: Ребята, почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?
(Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека).
е) Мгновенная проверка знаний
(Учитель диктует учащимся список слов, правописание которых он хочет проверить (их 15). Во время диктовки ученики заполняют слева направо перфокарту ? табличку, представляющую собой 15 одинаковых квадратиков (то есть, сколько слов, столько и квадратиков). В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв (или другие условные знаки) в зависимости от принятого решения (предположим, а или б). По окончании работы ученик соединяет линией одинаковые буквы (выбирая а или б по договоренности с учителем), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком ? ответом, который имеется у учителя, то задание выполнено правильно)
( не) брать
(не) бросить
(не) расти
(не) собирать
(не) ходить
(не) обижать
(не) домогать
(не) волить
(не) годовать
(не) умыться
(не) сварить
( не) хвалить
(не) указывать
(не) забегать
(не) раскрыть
Такой рисунок должен получиться у учащихся
7. Подведение итогов и выставление оценок
- Что узнали вы сегодня на уроке?
- Чему научились вы на уроке?
8. Домашнее задание
У.: Дедушка Глагол не прощается с вами и приготовил еще одно испытание, которое и будет для вас домашним заданием

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "Не с глаголами"»

Конспект урока по русскому языку "НЕ- с глаголами"

Тип урока: урок закрепления и развития умения и навыков

Цель урока: формирование навыка правильного написания не с глаголами.

Знать: правило написания не с глаголами.

Уметь: правильно писать не с глаголами; подбирать примеры с глаголами;

исправлять орфографические ошибки, связанные с неправильным написанием не с глаголами.

Попутное повторение: морфологические признаки глагола.

Оборудование: рисунки учащихся (портрет глагола), карточки, перфокарты, оморфологическоеп дерево, шляпа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: (учащиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):

а) защита рисунков;б) чтение придуманных сказок.

3. Повторение пройденного материала.

а) индивидуальная работа (по карточкам) у доски двух учащихся.

Задание: выписать из предложений глаголы, на оморфологическомп дереве выбрать ояблочкип, соответствующие по всем морфологическим признакам выписанному глаголу. ( На одном ояблочкеп должен быть написан один какой-либо признак).

Карточка № 1

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолицая,

И белая березонька.

Стойкий народ одолеет бойкого врага.

Дни и ночи рыскал по полям и лугам злой ветер.


Карточка № 2

Несется клич во все концы: о Весна пришла! п.

От учтивых слов язык не отсохнет.

б) Слово учителя:

Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. [1]

Он энергичен, многолик…Глагол,

Он действовать привык.

Необходим он-Вот в чем соль.

Я говорю ему:- Глаголь!

Работа с классом

1. Объясните разницу между словами глагол и глаголь по плану:

а) к какой части речи относится каждое из слов;

б) что они обозначают;

в) к какой группе лексики относится каждое слово.

2. Как вы понимаете выражение вот в чем соль. Как оно возникло? ( Это задание было дано на дом одному из учащихся).

3. Сообщение учащегося.

в) Слово учителя

Ребята, вы, думаю, сами убедились в том, что глагол - непростая часть речи, она таит в себе загадки, потому как имеет свои индивидуальные признаки, которые присущи только ей. И сейчас мы эту тайну раскроем. А помогут нам это сделать загадочные вопросы о глаголе, которые оставил вам мудрый старичок Глагол.

г) Блиц-опрос Вопросы:

Что такое глагол?

Сколько у глагола спряжений?

Как изменяются глаголы?

Почему неопределенная форма глагола называется именно так?

Какие глаголы называются возвратными?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

4. Подготовка к изучению нового материала

У.: Ребята, а теперь внимательно посмотрите на глаголы, которые нашли ваши одноклассники в предложениях. Какие вы видите орфограммы в глаголах?

У.: Именно об этой орфограмме мы будем говорить сегодня на уроке. Давайте в рабочих тетрадях запишем дату и тему урока.

5. Объяснение нового материала

а) У.: Ребята, посмотрите на данные слова:

Что между ними общего?Чем они отличаются друг от друга? Почему?

Сформулируйте правило написания не с глаголами.Негодовать Не болеть Недоумевать Не читать Ненавидеть Неистовствовать

Не слышать Недомогать Не найти Ненавидеть Не любить

Нездоровится Не отвечать

б) У.: Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.

Работа в парах (На распечатанных листочках даны глаголы и их значения. Работая в паре, учащиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола).

Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.

Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.

Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.

Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.

Недомогать – это значит злиться, беситься.

Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.

в) Проверка выполнения задания

6. Закрепление нового материала

а) Работа по учебнику

б Работа с текстом

У.: Ребята, однажды А. С. Пушкин пришел к своему другу – Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детском альбоме сына поэта стихи. В них содержался очень важный совет.

Давайте прочитаем эти строки:

Душа моя Павел,Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,Не делай того-то…

Кажись, это ясно?Прощай, мой прекрасный!

У.: Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока?(Не делай)

- Что обозначает частица не? (запрет на действие).

- Как вы думаете, что А. С. Пушкин советовал юноше не делать?

- Давайте раскроем авторскую мысль глаголами, отрицающими недостойные действия, увы, свойственные человеку.

в) Коллективная работа со словом

(Устно учащиеся подбирают к глагол не делай контекстные синонимы)

(На доске появляется запись):

У.:Ребята, изучая данную тему, хочу обратить ваше внимание на то, что в русском языке есть глаголы, с которыми не так и хочет слиться, но мы должны их писать по общему правилу.

Сейчас я продиктую глаголы в утвердительной форме, а вы запишите их в отрицательной форме с восклицательным знаком.

Буду – не буду!

Могу – не могу!

Хочу – не хочу!

Стану – не стану!

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как звучат эти глаголы? Когда нам что-то не хочется делать?

г) Групповая работаУ.: Ребята, мудрый дедушка Глагол помимо того, что оставил вам загадочные вопросы, он обратился к вам с просьбой помочь ему еще в очень важном деле. Все дело в том, что на свой день рождения его пригласил очень хороший старый друг, к которому он может добраться лишь только на плоту, которого пока нет, его необходимо срочно построить, Поможем? Чтобы плот был прочным, надо составить его из одощечекп с глаголами, которые пишутся правильно, тогда плот не развалится, а одощечкип с ошибками брать нельзя (их нужно отложить в сторону): в самый неподходящий момент они могут сломаться, и дедушка Глагол утонет

Ребята, давайте поможем дедушке Глаголу побыстрее построить плот.

учащиеся в своих тетрадях записывают глаголы, исправляя ошибки (слова с неверным написанием записываются в левую колонку в правильном виде).

…не ждут (Семеро одного не ждут)

…не машут (После драки кулаками не машут)

…не поймаешь (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

…не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

У.: Ребята, почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?

(Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека).

е) Мгновенная проверка знаний

(Учитель диктует учащимся список слов, правописание которых он хочет проверить (их 15). Во время диктовки ученики заполняют слева направо перфокарту – табличку, представляющую собой 15 одинаковых квадратиков (то есть, сколько слов, столько и квадратиков). В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв (или другие условные знаки) в зависимости от принятого решения (предположим, а или б). По окончании работы ученик соединяет линией одинаковые буквы (выбирая а или б по договоренности с учителем), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком – ответом, который имеется у учителя, то задание выполнено правильно)

( не) брать

(не) бросить

(не) расти

(не) собирать

(не) ходить

(не) обижать

(не) домогать

(не) волить

(не) годовать

(не) умыться

(не) сварить

( не) хвалить

(не) указывать

(не) забегать

(не) раскрыть

Такой рисунок должен получиться у учащихся

7. Подведение итогов и выставление оценок

- Что узнали вы сегодня на уроке?

- Чему научились вы на уроке?

8. Домашнее задание

У.: Дедушка Глагол не прощается с вами и приготовил еще одно испытание, которое и будет для вас домашним заданием



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку на тему "Не с глаголами"

Автор: Садихова Мейрамгуль Сериковна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Открытый урок русского языка в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы»"
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-raznospriaghaiemyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "290664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455010050"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок русского языка "Глаголы - исключения" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430902821"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок русского языка в 4 классе  «Имя прилагательное» "
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "172981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423910518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Технологическая карта урока русского языка. Тема: прошедшее время глагола."
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-tiema-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "278203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453045317"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства