Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку «Личные местоимения»»
МКОУ «Совхозная СОШ»
Открытый урок по русскому языку
«Личные местоимения».
Класс: 4
Учитель: Соляник Н. М.
Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел. Задачи: • - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; • - упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи; • - воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма; • - развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся Оборудование: учебник , ; рабочие листы.
Ход урока: 1.Ребята, сейчас у нас урок русского языка.
С каким настроением вы пришли сегодня на урок?У вас на столах лежат картинки ( солнышко, тучка ), покажите какое у вас настроение. ( Если хорошее, то – солнышко, если плохое – тучка )
Я думаю, что у нас сегодня на уроке будет хорошее настроение у всех, и мы с вами хорошо поработаем!
Итак ,начинается урок, Постарайтесь всё понять, Свои знания показать. Интересное узнать. 1) Запись даты урока. Классная работа.
Двадцать восьмое февраля.
Классная работа. Я, ты, он, она– вместе дружная семья. (слайд 1 )
- Как называются подчёркнутые слова? ( местоимения ) 2) Учитель: Значит о чем мы сегодня мы будем говорить? Уч-ся. О местоимениях. Учитель:Что такое местоимение? Что вы знаете о них?
Уч-ся дают полные ответы: Местоимения часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него. Учитель.Для чего существуют местоимения в речи? Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
( на доске )3) Найдите в словах местоимения и выпишите их
Как называются эти местоимения? ( личные ) 3) Сообщение предварительной темы урока. Учитель. Итак, какая тема нашего урока? (мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. ) 4. Изучение нового материала.1) - Сегодня мы исследуем эти местоимения..Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
(на карточках)
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью , то есть человеком. Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц. Личное имущество, личное дело.
2 )Исследование - На какие две группы можно разбить личные местоимения?
На доске(Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число).- Каждое местоимение употребляется только в форме единственного или множественного числа.
(Чтение правила в учебнике (стр 54), работа с таблицей
На слайде запись
Ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.
Мн. ч.: Мы, вы, они.
- Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы( групповая работа.)- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).
- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).
Местоимения : Я, мы - 1-го лица.
- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).
- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).
Местоимения:Ты, вы - 2-го лица.
- Посмотрите на таблицу и назовите местоимения 3-го лица
(он, она, оно - ед. ч.), они – мн. ч.)
На доске и на карточках
Ед ч. Мн. ч.
1-е лицо я мы
2-е лицо ты вы
3-е лицо он, оно, она они
Учитель.Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода).
Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
3 ) Веселая минутка:
1. Какие два местоимения мешают движению по дорогам?
2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.
5. Физминутка. 6. Закрепление нового материала 1) Работа по учебнику. (с.54 Упр.113 - устно ) по очереди.
Рефлексия : кому задание показалось лёгким – покажите солнышко, У кого вызвало затруднение – покажите тучку.
2) Работа в тетрадях. Вам нужно вставить подходящие по смыслу местоимения и записать данные предложения в тетрадь.
Вставить местоимение. Определить число и лицо у местоимений.
Вечером мы читаем сказки. Что он/она вырезает из бумаги? А вы умеете так вырезать? Какую задачу они решают? Куда ты идёшь? Завтра я пойду в библиотеку.
У кого вызвало затруднение – покажите тучку 7. Творческая работа. ( индивидуальная работа )
( Чтение текста вслух одним учеником )Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.
- Вам понравился рассказ? О ком он? А что вы узнали о ней?
- Какой частью речи является слово ласточка? ( Имя существительное)
- Что заметили в тексте? (повторение слова ласточка)
- Как это исправить? Чтобы не было повторений? ( Заменить местоимением)
Работа в парах, проверка.
(Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял унеё птенца ионапросила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету)
У неё, ей форма местоимений с которыми вы познакомитесь на следующих уроках.
Учитель: У вас на столах лежат карточки с заданием.
(карточка)Обведи кружочком правильный ответ:
А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;
Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но
не называет его.
В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и
называет его.
А вы согласны? Вспомним определение местоимения.
Чему мы с вами учились на уроке? Что нового узнали?
( сегодня мы познакомились с новой темой, узнали много интересного. Мы выполняли разные задания и очень много говорили о местоимениях.)
- Если вам понравился сегодняшний урок и всё было понятно, то прикрепите к доске солнышко, если вам не очень понравился урок, и не всё было понятно на уроке, то прикрепите тучку.
- Я благодарю вас за работу на уроке. Очень хорошо поработали.