Твердохлебова Нина Николаевна-учитель русского языка и литературы,
с.Шакпак баба, ОСШ. им.С.Бреусова, стаж работы-10лет.
Класс: 6 «А». Тема урока: «Неопределённые местоимения».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, образованием и правописанием.
Задачи урока: Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения разных разрядов, употреблять их в речи, правильно писать.
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку, к ответам своих товарищей.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный, практический.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, ЭОР, тест, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Слайд 1)
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои рабочие места. Всё ли у вас готово к уроку? (Да)
2. Психологический настрой учащихся.
-Улыбнитесь друг другу. Получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. Садитесь.
-Один древний философ сказал: «Если ты утром улыбнулся и пожелал доброго утра кому- нибудь, то значит день твой прожит не зря».(Слайд 2)
-Ребята, сегодня на уроке мы встречаем гостей. Думаю наш урок получится светлым и добрым.Давайте поприветствуем гостей.
1 ученик: -Здравствуйте, все, кто к нам пришёл!
2 ученик: -Здравствуйте, все, кто верит доброте!
3 ученик: -Здравствуйте, все, кто не жалел сил
Делиться счастьем своим!
4 ученик: -Наш класс хочет поделиться с вами своей частичкой счастья.(Учащиеся вручают сердечки с пожеланиями гостям.)
-Итак, теперь настроимся на работу- откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»(Учащиеся произносят хором).
-Сегодня У нас урок пройдет под девизом: «Кто думает- тот всегда додумается!»(Слайд 3)
-Как вы думаете, почему сегодня у нас такой девиз?(Потому, что мы сегодня будем изучать новую тему, будем много думать и высказывать свои мнения.)
-Да, вы правильно определили, сегодня у нас урок открытия новых знаний, а значит, мы выполним два шага учебной деятельности:
1 шаг-чего я не знаю?
2 шаг- сам найду способ. (Слайд 4)
-Ребята, а вы любите мечтать? (Да).Тогда я думаю, что вам будут близки строчки стихотворения:(Звучит музыка).(Слайд 5)
В ночном красивом небе
Звёздочки мерцают,
И все на свете дети
К ним полететь мечтают.
Туда, где светит Марс, Юпитер и Венера,
И на Луну попасть
Живёт в ребятах вера.
И на корабле космическом увидеть всё вокруг….
-Ребята, а почему я решила поговорить с вами о космосе?(Потому что приближается День Космонавтики- 12 апреля)-Да, молодцы, это верно.(Слайд 6 ).
-А вы хотите отправиться в космос?(Да, конечно).-Ну тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие сейчас, на уроке русского языка.Вы понимаете, что путешествие наше будет не со совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка. В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты- лингвисты. А кто такие лингвисты?(Учённые, которые профессионально изучают науку- лингвистику.).А что за наука лингвистика? (Лингвистика-наука, изучающая языки.)
-Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся сегодня на необычную, загадочную планету под названием «Местоимение»(Слайд 7).Обратите внимание на экран: открытые звезды обозначены на карте яркими красками, но есть ещё неоткрытые(белые)звезды. И одна из них нас уже ждёт.
3.Мозговая атака.
- Хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звездами(оценками), которые в конце полета будут занесены в Почётную книгу космических достижений(журнал).-Внимание, экипаж! Во время полета вы будете делать записи в бортовом журнале, то есть в ваших тетрадях, заносить всё, что будет происходить во время полёта. Запишите в них, пожалуйста, сегодняшнее число. Классная работа.
-Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. - Давайте вспомним, какие звёзды на этой планете, мы с вами уже открыли и что мы о них уже знаем?
-Итак, 1 этап «Подготовка к полёту» (Слайд 8)
-Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Он всегда готов к неожиданностям. Проверим, что мы знаем о планете местоимение.
-Что такое местоимение?
-Какие разряды местоимений вы знаете?
-Почему местоимения называются личные? Назовите их.(Слайд 9)
-В чем особенность возвратного местоимения? (Слайд 10)
Какова роль вопросительных местоимений? (Слайд 12)
-Какие местоимения можно отнести к относительным местоимениям? (Слайд 11)
-На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения? Какие местоимения относятся к ним?
-А теперь проверим, сможете ли вы узнать звезды с планеты «Местоимение» в лицо.
(Слайд 13) Морфологическая разминка.Мини-исследование.
- Давайте найдем в тексте все звезды- местоимения, с которыми мы с вами уже познакомились, определим их разряд.(Слайд 14). Для выполнения этого задания я даю вам 1 минуту. Вы записываете в своих бортовых журналах все местоимения, которые мы изучили, а на против этих местоимений необходимо определить их разряд. Затем мы проверим эту работу.
На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты, с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте, которое она занимает во Вселенной. Ещё в 4 в.до н.э. Аристарх Самосский определил, что Земля вращается вокруг Солнца. Но ему не поверили.
-Вижу, космонавты готовы. Ответьте на следующий вопрос, пользуясь текстом : «А в течении скольких столетий астрономы изучили звёзды и планеты?»(В течении нескольких столетий)
-Определите часть речи слова «нескольких»?(Это местоимение)
-Как вы определили? (Потому что указывает на предмет, но не называет его)
-А можете ли вы определить разряд у этого местоимения? (Нет, нельзя.)
-Значит, это звезда с планеты «Местоимение»,которая нам ещё не известна, которую нам с вами предстоит открыть.
(Слайд 15)2 этап «Внимание! Неопознанный объект» (Звук тревоги)
Ой, что это? Что-то непонятное. (Читает один ученик)
(Слайд 16)
Несколько неопознанных летающих объектов движутся нам навстречу. Некоторые из них разлетелись по всей Галактике. Следует что-то предпринять, чтобы они не навредили кораблю. Кое-кто должен отправиться в какой-то день на помощь.
-По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам на встречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит- нужно изучить и обезвредить.Рассмотрим повнимательнее.
-Сколько неопознанных летающих объектов движется к нам? (Несколько)
-Какие из них разлетелись по Галактике? (Некоторые)
-Что необходимо предпринять, чтобы они не навредили кораблю? (Что-то)
-Кто и когда должен отправиться на помощь? (Кое-кто в какой-то день)
-К какой части речи эти слова относятся?(К местоимению).-Почему?(Потому что они указывают на предметы, количества, признаки, но не называют их).
-Указывают ли данные местоимения определённо, точно?(Нет, она неопределенная).
-Да, это верно. Название нашей звезды - Неопределённая. Курс определен(Слайд 17)
-Что означает слово неопределённый? Мы послушаем сообщение, которое приготовил ученик, работая со словарём С.И.Ожегова.(Ученик читает на экране слайд 18)
Неопределённый(словарь Ожегова): 1) точно не установленный;
2) не вполне отчетливый
-Запишем в бортовом журнале тему урока: неопределенные местоимения
-В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. А у нас такая цель есть?(Да)
-А какая у нас с вами цель?(Цель нашего путешествия- получить больше знаний о неопределенном местоимении).(Слайд 19)
-Чему мы с вами должны научиться?(Должны научиться находить в тексте неопределённые местоимения).
-Что должны понять?(Должны понять, как и с помощью чего неопределённые местоимения образуются)
-Что должны узнать?( Должны узнать, как правильно пишутся неопределенные местоимения).
-(Слайд 20).Цели урока.(Говорит учитель.)
3 этап «Взлёт ракеты!»-Полетели!(Слайд 21)
Подача новых знаний.
-Ребята, откроем наши бортовые учебники на стр.249.,и прочитаем местоимения, которые относятся к неопределенным местоимениям.(Чтение учеником).
-Ребята, а на что указывают неопределённые местоимения?(Слайд 22).(Они указывают на неопределенные предметы, признаки и количество.)
-Да, это верно.(Слайд 23)(Объяснение учителем из учебника. Чтение первого предложения на стр.250.).
-Ребята, давайте распределим неопределенные местоимения в колонки таблицы местоимения по значению.(Слайд 24.)(Каждый ученик читает по одному местоимению и определяет в таблице)