Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по познанию мира на тему "Цветы и плоды" (2 класс)»
Тема урока: Цветы и плоды
Карта: Устный урок – 1
Цель: формирование знаний о роли цветов и плодов и их разновидностях
Задачи:
1.Познакомить с разнообразием плодов и семян, способами их распространения; формировать навыки исследовательской деятельности; формировать умения и навыки работы с природными материалами;
3. Воспитывать трудолюбие, прививать бережное отношение к
природе.
Оборудование:
Орг. Момент
Целепологание
Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересный и необычный урок. Нам предстоит не только открыть для себя новые тайны из жизни растений, но и потренировать свою память, мышление, смекалку.
Тема сегодняшнего урока: «Цветы и плоды».
Наш класс, как единая команда должен качественно изучить эту тему и достичь 63% уровня за урок. Работать будем по карте «Устный урок - 1», а это значит, на каждом этапе урока будем подсчитывать качество работы и фиксировать на матрице посадочных мест. В конце урока подведем итоги: если количество «4» и «5» составит не менее 63 % урок цели достиг. В классе 25 учеников, 63% составляет – 16 учеников. У каждого из вас сегодня есть возможность получить пятёрки за активную работу на уроке. Поэтому сейчас мысленно пожелайте себе и своему соседу удачи. Внимание наше растёт, память крепнет, голова мыслит ясно. Мы- одна команда. Мы хотим научиться и у нас всё обязательно получиться. Желаю удачи!
Проверка домашнего задания. Перекрёстный опрос:
1.Чем дышат растения? (Листьями дышат растения)
2. Что украшает дерево? (Листья)
3. Как происходит процесс дыхания у растения (поглащают углекислый газ)
4. Как помогают растения человеку? (очищают воздух)
5. Где расположены листья? (на стеблях и ветвях)
6.Что поглащают листья? (углекислый газ)
7. Что помогает делать воздух пригодным для дыхания человека (растения). Почему?
8. Почему растения не перегреваются? (процесс испарения)
9.Для чего растению питательные вещества
10. Почему в лесу прохладно и легко дышится?
11. Что выделяют листья? (кислород)
12. Что испаряется с поверхности листьев? (лишняя влага)
13. Что вырабатывается в листьях?(питательные вещества)
14.Как поступает вода в растение?
15.Что вырабатывается в листьях?
16. Опиши процесс прохождения питательного сока по растению?
17. Для чего листьям нужны питательные вещества? (для роста растения)
18. Какие условия нужны для получения питательных веществ?(воздух, вода и солнечные лучи)
19. У каких растений листья крупные
20. Как поступает вода в листья ?(из почвы )
21. Какой они формы листья?
22. У березы лист мелкий или крупный?
23. Какого цвета листья летом?
24. Какого размера листья?
25. Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
26. У каких растений листья крупные?
27. Как ты думаешь какую работу выполняют растения?
28. Какие бывают растения?
29. У дуба лист крупный или мелкий?
30. У каких растений листья мелкие?
31 Что такое корень? (Подземная часть растения)
32.Что такое стебель? (Надземная часть растения)
33. Как называется стебель у дерева? (Ствол)
Спасательный круг:
- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
- Какие условия необходимы для жизни растений? (Воздух, вода, солнце, почва, питательные вещества)
4. Память
Учитель вводит учащихся в тему.
СКАЗКА О КРАСИВО ЦВЕТКЕ
В одном красивом лесу жил необычный цветок. Он рос, набирался сил, но ему было очень одиноко, потому что он был один такой цветок. Прошло несколько недель, листья опали, и на его месте появилась ягода. Прошло ещё несколько недель и ягоды превратились в семена, рассыпались по всему лесу. Когда наступила следующая весна, то в этом лесу появилось много таких же цветов, и он не был больше одиноким.
Многие растения цветут. У одних растения цветут крупные и яркие, а другие – мелкие и неприметные. Цветы очень важны, потому что это как раз та часть растения, где созревают плоды и семена. Цветы отцветают и их лепестки осыпаются. На месте цветка образуется плод. Плоды бывают сочные и сухие. Сочные плоды это яблоко, арбуз, вишня, помидор и другие. Их человек употребляет в пищу чаще всего в сыром виде. К сухим плодам относится пшеница, фасоль, рис, гречка, кукуруза и др. Их человек тоже употребляет в пище, но сначала их обрабатывают и варят.
Переходим к слудующему этапу «Ключевые слова». На доске вывешиваются ключевые слова по данной теме:
Цветы
Плод
Мелкие
Сухие
Сочные
Крупные
Яркие
Ребята, вам понятны значение данных слов?
Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течении 30 секунд, и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течении 1 мин. По окончанию работы в матрице ставится +, если правильно записаны 6-7 слов. Подсчет процента качества работы на данном этапе.
5. Перекрестный опрос
Работа с текстом: ученики внимательно читают текст учебника стр.57-58 в течении 4 минут (2 страницы). По окончанию чтения учитель задает каждому ученику вопрос по тексту:
1.Какую роль играют цветы в жизни человека? (важную)
2. Где развивается плод? (на месте цветка)
3. Какие цветы у растений?(у одних крупные яркие, а у других мелкие и неприметные)
4.Почему цветы важная часть растения? ( потому что цветы это та часть растения, где созревают плоды и семена)
5. Что созревает внутри плода? (Семена)
6. Какие плоды называются сочными?
7. Что защищает семя от повреждения? (Плод)
8. Что дает жизнь новому растению? (Семя)
9. Какие плоды называются сухими?
10.Как человек использует плоды
11. Из какой части растения появляется плод
12. Через сколько лет могут проростать семена? (через 10,20,40 и 100 лет)
16.От замерзания и засыхания семечко защищает какая часть растения?
17.Зачем растению нужны семена?
18.Есть ли растения которые могут проростать через 100 лет
19. В каком виде человек употребляет их в пищу сочные плоды? (в сыром виде)
20.К какому виду плодов отнесем яблоки, вишни, абрикосы
21. Назови что относится к сухим плодам? (пшеница, кукуруза, горох, рис)
22.Как человек использует цветы
23.Для чего нужны плоды
24. В каком виде человек употребляет их в пищу сухие плоды? (обрабатывают и варят)
25. Семена каких растений употребляют в пищу?
26. Что нужно сделать, чтобы получить хороший урожай?
27. Как ты думаешь, что значит сочные плоды? (из них можно выдавить сок)
28. Что находится внутри плода? (Семя)
29. А как вы думаете, что значит сухие плоды? (нельзя выдавить сок, не имеют сочной мякоти)
30. К нам приехали с бахчи полосатые мячи? (Арбуз)
Спасательный круг:
- Семена каких растений употребляют в пищу?
- Что нужно сделать, чтобы получить хороший урожай?
- Как ты думаешь, что значит сочные плоды? (из них можно выдавить сок)
По ходу перекрестного опроса учитель заполняет матрицу. По мере надобности учитель проводит дополнительный опрос: дает возможность исправить «-» . Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов.
6. Критический опрос – КО
1. Яблоки, вишня, абрикосы, арбузы, сливы – относятся к сухим плодам (Нет)
2. Сухие плоды человек чаще употребляет в пищу в сыром виде (Нет)
3. Цветы – это подземная часть растений. (Нет)
4. Цветы и плоды бывают разными. (Да)
5. Плоды бывают мокрыми и сухими. (Нет)
6. Сначала распускается цветок, потом созревает плод. (Да)
7. Плоды бывают только многосемянными. (Нет)
8. Сначала созревает плод, потом распускается цветок. (Нет)
9.Плоды бывают сочными и сухими. (Да)
10. Плоды защищают семена. (Да)
11. Внутри плода может быть одно или несколько семян (Да)
12. Фасоль, пшеница, горох сочные плоды? (Нет)
13 Семена находятся внутри плода? (Да)
14. Плоды бывают только сочными? (Нет)
15.Сочные плоды человек употребляет в пищу в сыром виде? (Да)
16. Цветы человек употребляет в пищу? (Нет)
17. Могут ли семена сохраниться и прорасти через 10 лет? (Да)
18. Семя дает новую жизнь растению? (Да)
19. Цветы играют важную роль в жизни растения? (Да)
20. Горох сочный плод? (Нет)
21. Рис, горох, кукуруза относится к сухим плодам? (Да)
22. Сухие плоды употребляют в пищу в сыром виде? (Нет)
23. Семена созревают в плодах? (Да)
24. Растению новую жизнь дает семя? (Да)
25. Цветы отцветают и осыпаются? (Да)
26. Помидоры сочные плоды? (Да)
27. На месте корня появляется плод? (Нет)
28. Кукуруза сочный плод? (Нет)
29. У растения цветы крупные и яркие? (Да)
30. У всех ли растении цветы яркие и крупные? (Нет)
По ходу перекрестного опроса учитель заполняет матрицу. По мере надобности учитель проводит дополнительный опрос: дает возможность исправить «-». Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов.
7. Тематический словарь запас по новой теме – ТСЗ
В течении 5 мин ученики пишут предложения по новой изученной теме. По окончанию работы ребята посчитывают количество слов. Ученикам, записавшим не менее 25 слов, ставится «+». Ученики, у которых наибольшее количество слов, зачитывают свои предложения. Проводится анализ составленных предложений и их содержания. Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе.
8. Подведение итогов работы по матрице, оценивание.