1. Сообщение темы урока 2. Выявление знаний по теме 3. Постановка цели урока | 2 слайд Ребята, на уроках обучения грамоте мы с вами путешествуем по стране АБВГДейке и каждый день пополняем корзинку знаний. -Сколько букв мы изучили? (33) -На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные) - Cколько букв гласных звуков? (10) - Сколько букв согласных звуков? (21) -Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ) -Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках чтения? Прием ТРКМ «Корзина идей» Подумайте. Поделитесь с соседом по парте своими мыслями. Обсудите в группах. Возьмите листочки №1выберите из предложенных вариантов, те, которые вы думаете подойдет к нашему уроку. Каждая группа может назвать только одно предложение. (все 6 групп называют свои варианты) - Это всё правильно, а вот какова тема нашего сегодняшнего урока, вы узнаете, отгадав ребус. (У детей на столах карточки с ребусами.) -У вас на столах лежат карточки с картинками для каждого варианта. -По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составить слова и напечатать их рядом. Проверка: по одному ученику от каждого варианта у доски. - Поднимите руки у кого нет ошибок? -Итак, какова же тема нашего урока? О чём сегодня на уроке пойдёт речь? 3 слайд Итак, какую цель поставим на уроке? -Что означает слово алфавит? -Для чего нужен алфавит? Работать сегодня будем по следующему плану. 4 слайд 2.Составление плана работы. узнать, что обозначает слово алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту. | Возможные ответы детей: всего 33 буквы; звуки делятся на гласные и согласные; гласных-10 букв,согласных-21 буква. не обозначают звуков ь.ъ 1.Читать слова 2.Читать стихи 3.Составлять рассказы 4.Ставить ударение в словах 5.Делить слова на слоги 6.Разгадывать ребусы Возможный ответ: Ал/фа/вит Аз/бу/ка Тема: «Алфавит». | Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик). (Регулятивные УУД); |
| -На каждой парте перед вами лежит листочек с 4 текстами, в которых рассказывается об алфавите и азбуке -Итак, действуем по нашему плану. -Что такое алфавит? Азбука? 5 слайд Эти два слова имеют одно и то же значение или разное? Значит, алфавит и азбука – какие это слова? (синонимы) 1.Рассказ о происхождении слова «алфавит». Чтение текста учениками. Алфавит. 1)Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. 2)По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя. 3) Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». - Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит». (клик) 4) А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Так получилось слово «азбука» -Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово азбука.(клик) . 6 слайд 5)Составили азбуку два брата - Кирилл и Мефодий Родились они в Греции, служили церкви, были монахами и учеными. 6) Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв). - А в нашем русском алфавите какое количество букв? (33) Ваша задача: -Прочитайте внимательно тексты, осмыслите их. Потом посовещайтесь со своим соседом по парте все ли вам понятно . 2.Закрепление последовательности букв в алфавите. - А сейчас давайте отдохнём и вспомним алфавит. (песенка-мультик об алфавите) 2.Физкультминутка. (микс-фикс-групп) -встаньте по столько человек в группе, сколько слогов в слове аз-бу-ка;(3) - сколько букв в слове школа;(5) -сколько звуков в слове день (3) - сколько гласных в слове урок (3) -Найди букву в алфавите, которая следует за буквой е. (ё) -Букву, которая идёт перед буквой м. (л) -Назови соседей буквы ы. (ъ и ь) -Найди букву, с которой начинается твоё имя. Определи, какой по счёту она идёт в алфавите. Что бы вам не нужно было высчитывать, я вам приготовила подсказку. Буквы обозначены числами по их месту в алфавите. 7 слайд а1 б2 в3 г4 д5 е6 е7 ж8 з9 и10 й11 к12 л13 м14 н15 о16 п17 р18 с19 т20 у21 ф22 х23 ц24 ч25 ш26 щ27 ъ28 ы29 ь30 э31 ю32 я33 - Сейчас будем играть в игру «Расшифруй слово». Работать будем в группах. Какие правила нужно соблюдать при работе в группах? 4.Групповая работа. Игра «Расшифруйте слово» 1) 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 (алфавит). 2) 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1 (грамота). 3) 12, 15, 10, 4, 1 (книга). 4) 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). 5) 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30 (букварь). 6) 1, 9, 2, 21, 12, 1 (азбука) Проверка. 8 слайд (6 кликов) - Молодцы! Вывод: 9 слайд - Завершаем работу над первым пунктом нашего плана. Что же такое алфавит? Самооценка знаний.( кружки) - Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите. - В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться. Проблемный вопрос. - Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне в журнал нужно записать ваши фамилии. 10 слайд - Две фамилии начинаются на букву В: Воронин и Васин. Какую из них писать первую? (2 клика) - С двумя словами вы разобрались. Я вам ещё усложню задание. В классе семь имён начинаются с буквы А: Андрей, Арсений, Анна, Анастасия, Ангелина, Антон, Артём. Как быть в этом случае? 11 слайд (7 кликов) Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей. 12 слайд - Продолжаем работу в группах. Группа 1 Фамилии всех учеников класса записываются в классный журнал в алфавитном порядке. Помогите учителю, запишите фамилии ребят своей группы в алфавитном порядке. 13 слайд ( Низамова, Дарьин, Баров, Балобанова,) Группа 2 14 слайд Вы будете записывать имена ребят своей группы в алфавитном порядке. ( Алина, Тимур, Арсений, Анна) Группа 3 15 слайд В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам. Помогите работнику регистратуры расположить улицы города по алфавиту. ( Казанская, Марджани, Нечаева, Окружное шоссе) Группа 4 16 слайд Библиотекарь в школе расставляет книги по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Запишите фамилии писателей для каталога. ( Михалков, Барто, Маршак, Чуковский) Группа 5 17 слайд У каждого из вас дома есть телефонный справочник. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Помогите сформировать такой справочник. ( школа, поликлиника, библиотека, магазин) Группа 6 18 слайд Помогите создать энциклопедический словарь растений Татарстана. (калужница, родиола, камнеломка, лапчатка) Коллективная проверка. (клики на каждом слайде) - Три растения из этих четырёх включены в Красную книгу Татарстана: камнеломка, родиола и, особенно, лапчатка, как редкие растения. Вывод: 19 слайд - Подводим итог работы над вторым пунктом плана. Где же нам может понадобиться алфавитный порядок слов? 20 слайд Игра «Что пропало»? А Б - Г Д - Ё Ж - И - К - М - О - Р С Т У - Х Ц Ч - Щ Ъ Ы - Э - Я Прочитаем стихотворение про алфавит на стр 82. | Примерно 3 минуты изучают тексты. (буквы, расположенные в определённом порядке) Работа в паре . (дети обсуждают, раскладывают тексты в 2 стопочки.
Дети объясняют, какие названия принадлежат алфавиту, а какие нет. Доказывают строчками из текста. Дети отмечают правильность ответов + в таблице самооценки. Задается вопрос, группа обсуждает ответ. Отвечает та группа, которая быстрее поднимет руки. Дети поют песенку про алфавит Дети встают по 3, 4, 5 человека. Под музыку двигаются в разных направлениях. Стоп музыка, стоп дети. Называется число. Образуются группы из данного количества человек . Слушать партнеров. Распределять роли. 1)Закрепляют последовательность букв в алфавите. Договариваются, кто из ребят будет заполнять пропуски, а кто представлять результаты работы. Работают в парах 3-4 минуты. Алфавит-это буквы, которые стоят в определенном порядке. Дети высказывают предположения. Дети дают ответы. Под окошком гармонь, Горяча, как Дети хлопают в ладоши, у кого все утверждения верные. Да. Дети записывают фамилии детей своей группы в алфавитном порядке имена улицы фамилии писателей Дети перечисляют: списки в журнале, в библиотеке … Читает Бабакаева Кристина и Алина Низамова | Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД). Планировать учебное сотрудничество(определять функции участников) (Коммуникативные УУД). Поиск и выделение необходимой информации; (Познавательные УУД). Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД). Извлекать необходимую информацию из текста (Познавательные УУД).
Планировать учебное сотрудничество(определять функции участников) (Коммуникативные УУД). Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения). (Регулятивные УУД). |