Самостоятельное чтение басни. Во время чтения, попробуйте разделить ее на смысловые части. Начинайте читать басню со слов «Вороне». - На сколько частей можно разделить весь текст? Чтение первой части «Находка» - Кто прочитает 1 часть басни? -О ком говорится в 1 части? (О вороне - начало действия) - Как вы представляете себе ворону? ( Чёрная, страшная, неуклюжая, некрасивая, взъерошенная) -Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет) - А что говорится про ворону в басне? (она случайно нашла кусочек сыра, ей просто повезло). - Что хотела сделать ворона с сыром? - Почему ворона не съела сыр? (призадумалась) - О чём могла думать ворона? (где добыть ещё сыр, и почему именно ей достался этот сыр) С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством Хоровое чтение первой части. Чтение второй части «Появление лисы» или «Льстец» Кто прочитает 2 часть басни? - С каких слов начинается вторая часть. (На ту беду Лиса близёхонько бежала…) - О ком говорится во второй части? ( О лисице, т. е. происходит разговор лисицы с вороной) - Как вы представляете лисицу? (Хитрой, обольстительной, подхалимкой, на время становится угодной) - Как автор называет лисицу? (плутовка) - Кто такая плутовка? (шалунья, проказница) -Что делает лисица? (хвалит ворону, льстит ей) - Почему же Лисица так хвалит Ворону. ( Хочет обмануть). Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону) -Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра) - Как понимаете выражение « сырный дух»? (запах) - Что значит « сыр пленил»? (очаровал, заколдовал). Учуяв, а потом и увидев сыр, лисица, конечно же, захотела его заполучить. Как она добивалась своей цели? - Найдите и прочитайте слова льстивой лисицы, которые так сильно действовали на ворону? (Зачитать льстивую речь «Голубушка…») - В какой последовательности она восхваляла Ворону. (Сначала ШЕЙКУ, потом ГЛАЗКИ, далее ПЁРЫШКИ, НОСОК, и, наконец – то, ГОЛОСОК.) - Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). Запись крика вороны - А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!) - Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло») - Для чего Лиса так расхваливала Ворону? ( Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр). Хоровое чтение второй части ласково, хитро. Чтение третьей части «Простофиля» Кто прочитает 3 часть басни? - О ком говорится в 3 части басни? (говорится о вороне) - Как подействовали на Ворону слова Лисицы? - Какова же главная мысль басни? (Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами) - Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть) - Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему? - Какой вывод можно сделать из этой истории? (льстит очень плохо, лесть вредна, она портит человека) - Что мы сейчас вывели? (мораль) - Как еще можно сказать? (поучение, т. е мораль она учит) Послушайте, как об этом говорит сам автор. Чтение морали басни. -Прочитайте мораль басни ещё раз. Как понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Кого больше он осуждает в своей басне Ворону или Лисицу? - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) - Есть ли положительный герой в басне?- (Нет) - Почему нельзя подражать Лисице и Вороне? Льстец страшен, а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение. - Над кем смеется автор? Что высмеивает? ( над вороной - доверчивость). - А почему не смеется над лисой? ( Лесть не смешна, она противна, отвратительна) - Могут ли себя животные вести так на самом деле? -Итак, если вы встретите людей, которые льстят, говорят красивые слова ради своей выгоды, кого из персонажей они вам напомнят? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. - Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да) |